Исследовательская работа в начальных классах
учебно-методическое пособие на тему

Иншина Надежда Николаевна

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, так как, передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями.  Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к  развитию на основе личностно-ориентированной модели образования.

 Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я увидела, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались, но в начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления,  способности к творчеству. Еще Амонашвили говорил, что младшешкольное  детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Исследовательская работа в начальных классах

Выступление на конференции

                                                                       в пед. колледже 20. 11. 12г.

                                                                           

  В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, так как, передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями.  Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к  развитию на основе личностно-ориентированной модели образования.

 Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я увидела, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались, но в начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления,  способности к творчеству. Еще Амонашвили говорил, что младшешкольное  детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно.  

Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей.

Задачи:

-обучить проведению учебных исследований младших школьников;

- развить творческую исследовательскую активность детей;

- вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

 Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом.  Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Работа по программе «Школа России» по новым ФГОС предполагает исследовательскую деятельность на уроках по всем предметам. Эти работы  называются «Мои проекты». Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

В 1 классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); 
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.

Основные шаги написания исследовательской работы.

1. Выбор темы.

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

2. Постановка цели и задач.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.

3. Анализ литературы.

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

4. Методика исследования.

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Предполагается  использование основных приемов исследования:

– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.

 Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

5. Сбор материала и принципы работы с ним.

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника.

В нашем городе в этом учебном году будут проводиться уже третьи Малые Ломоносовские чтения, которые проходят через 2 года. В 2011 году мой ученик 3 класса Гнусов Кирилл с работой «Северная изба» занял первое место на секции «Краеведения». Как появилась такая тема? После летних каникул ребята рассказывали, как провели лето, чем занимались? Мальчик рассказал, что все лето строил с папой баню на даче. Когда я спросила, каким способом они построили, какого типа строение, Кирилл так заинтересовался, что после моего вопроса, не хотел ли он больше узнать об этом, он сразу же согласился. (Показать работу, презентацию)

Мне ближе краеведение, поэтому интересными и удачными были работы: «История железнодорожного вокзала станции Котлас – Южный» в 2006г., «История местности, прилегающая к школе» в 2007 г., «Пейте дети молоко, будете здоровы» и др.

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, например «Как появилась кукла – мартинечка».

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Это могут быть школьные исследовательские конференции или Ломоносовские чтения на уровне города и района.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы  видны. Ученики моих выпусков стали активными читателями школьной библиотеки, они  могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос, принимают участие в разных конкурсах, проектах, конференциях.

Велика роль  исследовательской работы.  Она учит детей:

-распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

-ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;    

-оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;

-добывать информацию  из различных источников, оценивать её;

-планировать свою работу;

-оценивать результат работы;

-выявлять и анализировать допущенные ошибки;

-публично представлять результаты исследования.

Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и  при доведении всего дела до логического завершения.

   В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются общеучебные навыки и умения: рефлексивные умения, поисковые (исследовательские умения), умения и навыки работать в сотрудничестве, навыки оценочной деятельности, менеджерские умения и навыки, коммуникативные умения и навыки, презентационные умения и навыки.

  Исследовательская работа  даёт учащимся:

- удовлетворить собственные интересы;

- позволяет решать значимые личностные проблемы;

- формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;

- способствует повышению мотивации к учению;

- способствует решению учебных затруднений;

- стимулирует личностный рост;

- способствует развитию индивидуальности.

  Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, дать детям насладиться радостью своего открытия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа в начальных классах Иншина Н.Н.

Слайд 2

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Слайд 3

«…младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)

Слайд 4

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Слайд 5

Основные шаги написания исследовательской работы: 1. Выбор темы. 2. Постановка цели и задач. 3. Анализ литературы. 4. Методика исследования. 5. Сбор материала и принципы работы с ним.

Слайд 6

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ?

Слайд 7

Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической.

Слайд 8

План работы: Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы . Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Приложени е .

Слайд 10

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Слайд 11

Гнусов Кирилл с работой

Слайд 12

Участники Дня Науки Защита проектов

Слайд 13

Стендовые доклады

Слайд 14

Участники школьной научной конференции

Слайд 15

Исследовательская деятельность учит детей: распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги; оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму; планировать свою работу; оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; выявлять и анализировать допущенные ошибки; публично представлять результаты исследования.

Слайд 16

ЧТО ЭТО ДАЁТ УЧАЩИМСЯ? позволяет решать значимые личностные проблемы; формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми; позволяет удовлетворить собственные интересы; способствует повышению мотивации к учению; способствует решению учебных затруднений; стимулирует личностный рост; способствует развитию индивидуальности

Слайд 17

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Слайд 18

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Исследовательская работа в начальных классах

выступление на IIВсероссийском педагогическом форуме в Санкт-Петербурге с презентацией...

ШАБЛОН автореферата для защиты исследовательских работ в начальных классах

Данный материал поможет учителям начальных классов, обучающимся начальной школы и их родителям подготовить автореферат для защиты исследовательской работы на конференции или конкурсе...

ШАБЛОН презентации для защиты исследовательских работ в начальных классах

Данный материал поможет учителям начальных классов, обучающимся начальной школы и их родителям подготовиться к защите исследовательской работы с применением презентации на конференции или конкурсе....

Исследовательская работа в начальных классах

Исследовательская работа в начальных классах...

Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах

Как помочь ребенку провести исследовательскую работу....

Организация исследовательской работы в начальных классах

В статье  "Организация исследовательской работы в начальных классах"  я делюсь своим опытом по данной теме. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь...