Конспект занятия в группе продленного дня на тему "Здравствуй, масленица!"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Карагяур Ольга Александровна

Рассказать историю возникновения на Руси праздника Масленицы для детей – означает приобщить их к традициям русского народа, которые насчитывают не одну тысячу лет.
Источник:http://womanadvice.ru/maslenica-dlya-detey

 

Источник:http://womanadvice.ru/maslenica-dlya-detey

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа № 372

г. Санкт-Петербурга




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

 "Здравствуй, МАСЛЕНИЦА"

В группе продленного дня в 1 классе.

Подготовила:

воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ 372

г. Санкт-Петербурга

Карагяур Ольга Александровна

Цели и задачи

  1. Познакомить с праздником Масленицей. 
  2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. 
  3. Приобщать детей к русской истории. 
  4. Формировать интерес к традициям русского народа
  5. Воспитывать уважение к родной культуре.
  6. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  7. Развивать способность сохранять доброжелательное отношение

друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.

-Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, о каком празднике говорится в этой загадке?

-Правильно,  сегодня мы с вами поговорим о масленице, об обрядах  и обычаях с которыми встречали этот праздник. 

-  А вы знаете, что это за праздник такой? И почему и для чего мы его отмечаем? 

(отвечают ученики)

2. Основная часть.

-Масленица, это праздник, который отмечают на Руси с Древних времен. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но забавное солнце дает свет и тепло, а значит, дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил.

 

-Ребята, как вы думаете, что считается символом весны, солнца в этом празднике?

Давайте отгадаем загадку!

Круглый, сладкий, ароматный,
В блюде расписном лежит,
Вкус имеет он приятный,
Каждый съесть его спешит! (Блин)

-Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой.

-Каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!

-Ребята, вы знаете в какие игры играли ваши бабушки и дедушки?

-Знаете ли вы игры, которые пришли к нам из старины?

(отвечают ученики)

Вторник – заигрыши. С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКа отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Среда – лакомка.  В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие напитки из воды, мед, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

Давайте 
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к 
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать! 
Дети отгадывают загадки: 


Что на сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают? (блины) 


Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и чёрный, он и белый, 
А бывает подгорелый (Хлеб) 


В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо. 

Ну, теперь зови ребят! 
По кусочку все съедят. (Пирог) 

Из меня пекут ватрушки, 
И оладьи, и блины. 
Если делаете тесто, 
Положить меня должны. (Мука)

Я пузырюсь и пыхчу, 
Жить в квашне я не хочу, 
Надоела мне квашня, 
Посадите в печь меня. (Тесто) 

Четверг — широкий Разгуляй. 
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до 
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все 
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили 
хороводы.

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит!
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят…
Парни ищут девушек – суженых своих!

Пятница – тещины вечера (зятья – папы – идут в гости на блины к бабушкам – маминым мамам).

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Зятья приглашают тёщу на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, медом, с маслом ели мы!

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

-Давайте продолжим говорить о масленице!

Суббота — Золовкины посиделки. 
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их 
угощением. Велись разговоры о житьебытье, мирились, если до этого в ссоре 
находились. В этот день 
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают 
по полю, чтобы был хороший урожай.

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!
Вся родня встречается, водит хоровод…
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает Зимушку народ!

Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье - Проводы зимы. Все просят друг у друга прощения, а чучело сжигали на костре, вместе с остатками блинов и разными не нужными вещами, чтобы ускорить наступление весны. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает!
Облегчают душу все в «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ»!
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Веселье заканчивается, народ успокаивается и хороводы прощальные уже не такие шумные, а скорее печальные.

Уходит Масленица, а с ней уходит и зима. Уходит под звуки капели. Весна вступает в свои права.

3. Подведение итогов.

-Скажите, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

-Чему посвящен этот праздник?

-Что является символом этого праздника?

-Как русские люди веселились?

-Чем заканчивается праздник Масленица?

-Как называется последний день празднования Масленицы?

-Что ожидает русский народ после проводов Масленицы?

Спасибо всем за работу. С широкой Масленицей вас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе продленного дня "Птицы рассказывают о себе"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4415363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]]Целью занятия было познакомить учащихся с многообразием пернаты...

конспект занятия в группе продленного дня "Весёлые матрёшки"

Конспект занятия, который можно провести в ГПД. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о роявлении в России известной игрушки - матрёшки, разгадывают кроссворд, играют, расписывают матрешку....

Конспект занятия в группе продленного дня

Ребятам  предлагается выполнить поделку на цветочную тематику. Выполняя различные варианты цветов, закрепляется умение  работать с бумагой в технике квиллинг....

Конспект занятия в группе продленного дня по теме "Вежливые слова"

Данный материал предназначен для учителей и воспитателей, работающих в группе продленного дня с учащимися первых классов. Предлагаемые формы работы помогут активизировать деятельность учащихся на урок...

Конспект занятия в группе продленного дня по истории города. Реки Санкт-Петербурга.

Занятие по истории города Санкт-Петербурга,Знакомство с символикой города, Герб.Знакомство с реками - Фонтанка и Мойка. Использование иллюстраций и слайдов с изображением рек города....