Статья "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения в 1 классе"
статья (1 класс) по теме

Объедкова Светлана Васильевна

В статье  говорится о разнообразии современных образовательных технологий,   способствующих повышению качества обучения и  уровня  мотивации учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения в 1 классе

Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе.

Современные   технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.

            Изучив различные современные педагогические технологии, в процессе обучения детей 1 класса я использую следующие:

технологии игрового обучения;

технологии дифференцированного обучения;

здоровьесберегающие технолигии;

технология проектного обучения; 

технология сотрудничества;

информационно-коммуникационные технологии;

технология «Портфель ученика» (Портфолио);

Технологии игрового обучения.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе я применяю различные виды игр например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.

 

Технологии дифференцированного обучения. 

В нашей школе обучаются дети с различным уровнем готовности к школе, с различными речевыми нарушениями. Поэтому, мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разноуровневые задания. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Считаю, что у каждого ученика должна быть ситуация успеха, а это возможно только тогда, когда он самостоятельно выполняет задание и получает положительную оценку. Для этого применение дифференцированного обучения как нельзя кстатиа.

Здоровьесберегающие технологии.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса в 1 классе  являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

На уроках всегда организую смену видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись;  на переменах организую подвижные  игры; обязательной является динамическая пауза; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является   создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица,  упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Здоровьесберегающие технологии применяются в моём классе как в урочной деятельности, на занятиях «Логоритмики», так и во внеурочной деятельности  на занятиях «Азбука здоровья» «Произношение», «Развитие речи».

Технология проектного обучения.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Задачи проектного обучения:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа по программе «Школа России» уже с 1 класса предполагает  проектную деятельность обучающихся. Учитывая особенности развития младших школьников, особенно детей с ТНР,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

За 1-3 четверти 2017-2018 уч.года обучающиеся 1 «А» класса  работали над следующими проектами:

Окружающий мир:  «Моя малая Родина», «Моя семья»,  «Мой класс и моя школа»;

Математика: «Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах и поговорках»; Технология: «Дикие животные» Коллаж».

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Педагогика сотрудничества

Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии. 

Использование ИКТ на различных уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики начальных  классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

В процессе подготовки к уроку и на уроке я использую видеоуроки, использую средства ИКТ для оформления исследовательских работ, составления мультимедийных презентаций, слайд - проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благоприятный эмоциональный фон, содействует росту успеваемости учащихся по предмету. Позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

         Технология «Портфель ученика» (Портфолио). 

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Я использую данную технологию в своей работе уже с 1 класса, так как  она позволит мне проследить индивидуальный прогресс ученика, поможет ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволит судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса, школы, и часть, в которой фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях).

Технология обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий  обучающихся.

Таким образом, разнообразные современные образовательные технологии,  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и  конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения( из опыта работы ) "

Доклад на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Использование современных педагогических технологий"....

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...