Подготовка учащихся 4 в класса к ВПР по русскому языку и математике
материал (4 класс) на тему

Алиева Марина Александровна

Даны рекомендации для подготовки к ВПР по русскому языку и математике в 4 классе. Представлен анализ написания ВПР в 4 классе для выступления на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка учащихся 4 в класса к ВПР по русскому языку и математике»

ВПР – Всероссийские проверочные работы - это новая процедура оценки качества общего образования. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами.

Всё-таки ВПР отличается от контрольных работ. Во-первых, это единые для всей страны задания. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

ВПР по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике.

Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.

ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.

Как же мы с 4 в классом готовились к ВПР

Был составлен план подготовки к ВПР и обсужден с учениками моего класса (СЛАЙД)

План по подготовке к ВПР я составила еще в августе 2016 года. В сентябре учащиеся знали, какая работа их ждет и начали подготовку. Работу мы начали с отработки навыков по тренажёрам по русскому языку и математике.

По русскому языку отрабатывали следующие темы:

  1. Составление из слов предложений.
  2. Проводилась работа над текстом: придумай заглавие, составь план текса, запиши краткий пересказ.
  3. Списывание текса, деление его на предложения, найди основную мысль текста.
  4. Составление текстов: повествование, описание и рассуждение.
  5. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях.
  6. Подчеркни однородные члены предложения, какими членами предложения они являются, расставь и объясни знаки препинания в тексте.
  7. Имя существительное.
  8. Имя прилагательное.
  9. Местоимение.
  10. Глагол.
  11. Наречие.
  12. Контрольные списывания.
  13. Правописание словарных слов.

По математике отрабатывали следующие темы:

  1. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число- это были устные вычисления.
  2. Повторялся разрядный состав трёхзначных чисел.
  3. Решение неравенств в пределах 1000.
  4. Решение уравнений в пределах 1000.
  5. Арифметические действия с трёхзначными числами- это письменные вычисления.
  6. Решение примеров на порядок действий в пределах 1000 и 100.
  7. Перевод и сравнение величин.
  8. Доля числа.
  9. Многозначные числа.
  10. Разрядный состав многозначных чисел.
  11. Сравнение чисел в пределах 1000000.
  12. Уравнения с многозначными числами.
  13. Письменное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел.
  14. Решение разных видов задач. (СЛАЙД)  На следующих слайдах представлен образец тренажера по русскому языку   (СЛАЙД)    и по математике.

Работа по подготовке к ВПР, используя тренажеры, проводилась дополнительно к темам основной программы 4 класса. Этой деятельностью мы были заняты 1 и 2 четверть.

(СЛАЙД) С января месяце я в своей работе по подготовке к ВПР использовала следующие пособия:

  1. Русский язык. Всероссийские проверочные работы, автор Комиссарова Л. Ю.
  2. Математика. Всероссийские проверочные работы, автор Сопрунова Н. А.

Задания, представленные в пособии, позволяют оценить сформированность достижения предметных и метапредметных результатов. Также это пособие мною использовалось для диагностики и устранения пробелов в освоении программ по русскому языку и математике. (СЛАЙД) На следующем слайде вы видите часть ВПР по русскому языку: контрольное списывание и задания к тексту- найди и выпиши из текста одно предложение с однородными сказуемыми. Подчеркни однородные сказуемые., поставь ударение в словах, найди слово или слова, в котором все согласные звуки звонкие, найди основу в предложении, над каждым словом напиши части речи и найди слово, которое соответствует схеме-это разбор по составу. Дальше шли задания связанные с работой по тексту- это еще 13 заданий.  (СЛАЙД) По математике тренировочные ВПР состояли из 12 заданий такие как, найди значение выражения в пределах 100, найди значение выражения состоящего из двух действий, пример на порядок действий и пять задач разных видов.

(СЛАЙД) Для подготовки к ВПР интернет-сайты:

  1. на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2016 года;
  2. на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам.
  3. неплохо помогли в подготовке тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить ученика на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;
  4. также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.

И еще отдельно хотелось сказать о помощи родителей (СЛАЙД)

Родители  приобрели всю необходимую литературу. Это пособия и тренажеры по подготовке к ВПР, приобретение которых  требует дополнительных материальных затрат.  

В основном, родители беспокоятся за своих детей и берут на себя ответственность за успешное  написание  проверочной работы. Конечно, и дома повторяют изученный материал, решают задачи,  пишут диктанты, контролируют выполнение домашнего задания.

Но наши дети нуждаются и в психологической поддержке при написании  контрольных работ и экзаменов. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Все эти вопросы мы обсуждали с родителями на родительских собраниях.

(СЛАЙД) Вот какие результаты получились у моего класса:

Русский язык написали на «5»-6 человек, на «4»-10 человек, на «3»-7 человек, на «2»- 3 человека: Данильченко Никита, Казанцев Сергей, Шарапов Егор.

Наибольшее затруднение вызвало написание диктанта, задание, направленное на умение делить текст на смысловые части и составлять план, задание, направленное на определение значения слова по тексту, задание направленное на умение интерпретировать содержащуюся в пословице информацию, используя для этого свой жизненный опыт.

           С учетом полученных результатов для себя я делаю вывод:          

           Необходимо отрабатывать навыки таких умений, как:

-умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения;

-умение составлять план прочитанного текста в письменной форме;

-умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста.

-выстроить работу на уроках по развитию речи, по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.

 Математику написали на «5»-8 человек, на «4»-11 человек, на «3»-7 человек, на «2»- 0 человека.

Анализ выполнения ВПР по математике показал, что наибольшие затруднения вызвали следующие задания:

-задание, направленное на умение читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

-задание, направленное на умение решать текстовые задачи в три-четыре действия.

-задание, в котором проверялось умение интерпретировать информацию, (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы).

           С учетом полученных результатов для себя я делаю вывод:          

-слабое развитие навыков проведения логических рассуждений, низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы, больше решать текстовых задач. (СЛАЙД)

Абсолютная успеваемость по русскому языку составила 88%, процент качества-61%, Степень обученности-58%, средний балл-3.7.

Абсолютная успеваемость по математике составила 100%, процент качества-73%, Степень обученности-66%, средний балл-4.0. (СЛАЙД)

В заключении хочу сказать, что да, класс слабый, но проделана большая планомерная работа, которая дала положительные результаты. И мы с моим классом считали это маленькой победой. Спасибо за внимание. (СЛАЙД)

Интернет ресурсы:

1. https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-podgotovka-uchaschihsya-klassa-k-vpr-1532708.html

2. http://www.planeta-kniga.ru/blog/podgotovka-k-vpr-v-4-klasse.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).

Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

упражнения для подготовки учащихся 2 класса к ВПР по русскому языку

Упражнения  по русскому языку для учащихся 2 класса. ПРограмма "Школа России"...

Подготовка учащихся 4-в класса к ВПР по русскому языку и математике

Рекомендуемый  материал поможет учителям и родителям подготовить  выпускников 4 классов к успешному выполнению всесоюзных проверочных работ (ВПР)...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...