Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
учебно-методический материал на тему

Перова Лидия Николаевна

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы  по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

ПЕРОВА Л. Н., учитель начальных классов, школа № 2 п. Добринка

    Современные изменения в образовательной системе направлены на формирование творческого мышления, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Перечисленные качества можно развить у учащихся в ходе выполнения олимпиадных заданий по предметам, которые позволяют выявлять и развивать интеллектуальные и потенциальные творческие способности учащихся, максимально приближать учебную деятельность к познавательной.

   Школьная Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.

  Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

    Олимпиады всех уровней часто включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "баловать" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание. Начиная со 2 класса словарный запас детей по правильному произношению слов пополняется, так как в учебниках русского языка В. П. Канакиной  имеется «Орфоэпический словарь», к которому учащимся приходится обращаться на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Данную работу над заданиями по орфоэпии можно вести следующим образом:

  • На уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии со всеми учащимися класса, тесты, карточки можно предлагать отдельным учащимся,  то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
  • Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем, при необходимости обращаться за поиском правильного ответа.
  • Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания по орфоэпии:

Пример задания. Расставить ударения в словах.

Карточка №1

   Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство, давнишний, диспансер, добела, еретик, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт.

  • Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
  • Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
  • Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мукА—мУка).
  • Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
  • Распределить слова на группы в зависимости от ударения.

Правильность выполнения задания учащиеся могут проверить сами, используя выданный учителем лист контроля (прилагается).

ПРИЛОЖЕНИЕ

А:  агЕнт, алфавИт, аэропОрты; 

Б:  балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров;

В: вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, вОвремя, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт;

Г: гналА, гналАсь, граждАнство;

Д: давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дозвонИться, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха;

Е: еретИк;

Ж: жалюзИ, ждалА, жилОсь;

З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, знАчимый, зимОвщик, зАсветло;

И: избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать;

К: каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кОнусов, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИться, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный;

Л: лгалА, лЕкторы, лЕкторов, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ;

М: мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд;

Н: навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, нажИлся, назвалАсь, накренИт, налилИ, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, начАв, начАвший, начАвшись, нАчатый, начАть, нАчатые, нЕдруг, нЕдуг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя;

О: обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, ободренА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть, опломбировАть, опОшлять, определЁн, оптОвый, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество;

 П: партнЁр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИшь, полилА, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт;

Р: рвалА;

С: свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв;

Т: тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас;

У: убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт;

Ф: фОрзац;

Ц: цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка;

Ч: чЕрпать; Ш: шАрфы, шофЁр;

Щ: щавЕль, щемИт, щЁлкать;

Э: экспЕрт.

 Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде по русскому языку — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.

    Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост".

    Обучение фразеологии в начальной школе можно проводить следующем образом.

  1. Прочитав контекст, ученики сами легко объясняют смысл и значение некоторых фразеологических единиц. Например: вертеться под ногами – будучи рядом, поблизости, мешать своим присутствием, что-либо делать, отвлекать от дела; служить верой и правдой – «служить честно, преданно».

    Учителю необходимо научить учащихся заменять фразеологизм словами, которые отвечают на вопрос как? Например: капля в море – «мало»; 2) в темпе – «быстро», день за днем – «постепенно», как снег на голову – «неожиданно».

   2.  Объяснять некоторые фразеологизмы-идиомы, т. е. неразложимые по смыслу фразеологические единицы, в которых слова компоненты непонятны для восприятия, например, бить баклуши («праздно проводить время, бездельничать»). Учитель должен объяснить не только значение фразеологизма, но и значение непонятного слова баклуши – чурки, короткие обрубки дерева для выделки мелких деревянных изделий, например ложек.  Целесообразно рассказать учащимся о происхождении тех или иных  выражений, познакомить с этимологией фразеологизмов.

   Сведения о происхождении тех или иных фразеологизмов не только обогащают знания учащихся, но и порождают любознательность, способствуют развитию наблюдательности. Например, фразеологизм быть на седьмом небе – «быть счастливым, довольным». Но почему на небе и на седьмом? Древние люди считали, что небесный свод состоит из семи сфер, поверхностей, и на седьмой находится рай. Вот и получается, что на седьмом небе значит «быть радостным счастливым как в раю».

    3. Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми  словосочетаниями. Учитель должен научить учащихся разграничивать  словосочетания в прямом и переносном значении. Раскрытие функции переносного значения легче всего сделать через замену фразеологизма в тексте адекватными словами прямого, неметафорического значения.  Намылить голову – «поругать, сделать строгий выговор», вилять хвостом – «хитрить, заискивать». Можно предложить и такое задание: определить, где свободное сочетание, а где фразеологизм: золотые серьги – золотые руки, волчий хвост – волчий аппетит.

   4. Следующим этапом в изучении фразеологизмов  должен стать подбор фразеологизмов –синонимов и фразеологизмов-антонимов.  При их изучении одно понятие раскрывается через ряд других, например синонимичные  фразеологизмы: взять себя в руки, овладеть собой, преломить себя; мухи не обидит, тише воды ниже травы;  антонимичные фразеологизмы: спустя рукава – засучив рукава, кот наплакал – яблоку негде упасть и т. д.  Такое толкование способствует четкому и глубокому усвоению фразеологических единиц, а систематическое и последовательное изучение фразеологии в начальной школе повысит интерес к родному языку и поможет более успешно справиться с заданиями олимпиады, где встречаются фразеологические обороты. Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"

   Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. Это интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.

Интересно поработать над следующими заданиями:

В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.

Слова с полногласными звукосочетаниями

Слова с неполногласными звукосочетаниями

берег, береговой, набережная, беречь, бережливый, оберегать, сберегать, сберегательный (банк)

безбрежный, прибрежный, небрежный, пренебрежение, пренебречь

ворожба, ворожить

враг, вражда, враждовать

голова, головной, головоломка, головокружение, головастик, заголовок

глава, главенство, главный, главарь, заглавие, заглавный, возглавить

голос, голосовой, голосистый, голосование

возглас, приглашение, соглашение, гласный, согласный

дерево, деревянный, деревенеть, деревообрабатывающий

древо, древесный, древесина, древонасаждение, древко

дорогой, дороговизна, дорогостоящий, дорожить

драгоценный, драгоценность

жеребьёвка

жребий

здоровый, здоровье, оздоровительный

здравый, здравствовать, здравница, здравоохранение

короткий, укоротить, коротать

краткий, прекратить, вкратце, сократить, сокращение

молодёжь, молодой, молодость, молодеть, молодецкий

младенец, младенческий, младший (сравните: и стар и млад)

молоко, молочный, молочник

Млечный путь, млекопитающее

морочить, обморок

мрак, мрачный, омрачать, мракобесие

   Существуют слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
 

Перед олимпиадой можно раздать ученикам памятки, которые напомнят детям повторить необходимый для выполнения олимпиады материал. Они могут быть примерно такого содержания.

Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

  • Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
  • Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
  • Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
  • Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
  • Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
  • Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
  • Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к орфографическому словарю.
  • Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
  • Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
  • Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.

   Время на уроке ограничено, и не всегда учитель может располагать возможностью ввести в урок задания олимпиадного характера. Такие задания можно разбирать во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. С целью развития у школьников самостоятельности и инициативы учитель может давать им домашние задания занимательного характера, индивидуальные  задания  повышенной сложности. Кроме того можно практиковать с учащимися начальной школы другие формы работы по русскому языку, которые обычно используются в старших классах. Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными классами и др.  

   Организованная таким образом работа по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку будет являться интересной и привлекательной для обучающихся, будет способствовать развитию способностей учащихся, приведет к положительному результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам

алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...

Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).

Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...

упражнения для подготовки учащихся 2 класса к ВПР по русскому языку

Упражнения  по русскому языку для учащихся 2 класса. ПРограмма "Школа России"...

Знания и умения учащихся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку.

В презентации представлены знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку....

Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфо...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...