подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам
статья на тему

Юхкум Наталья Владимировна

алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_uchashchihsya_nach_klassov_k_olimpiadam.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

           Я работаю в школе уже 20 лет. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями,  становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.

         Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний,  изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в  олимпиадах.

           Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

          В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

На протяжении всего первого класса, по всем предметам в структуре моего урока было отведено несколько минут (3-5) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решали кроссворды, разгадывали шарады, ребусы и т.д.

Ребята с интересом, увлеченно включались в работу. Каждый пробовал свои силы и получал похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и  желанию поучаствовать еще раз.

Очень часто в классе я провожу викторины по предметам, вопросы подбираю из тематики пройденного материала, включаю в викторину задания, на развитие креативного мышления ( «Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и т.д.)(слайд). Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. Многие заинтересовались этим видом работы и попытались самостоятельно подготовить задания для следующих викторин, я поддержала их в этом, потому что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Не у всех получилось с первого раза. Для этого они  объединились в группы по интересам, работа закипела. Дети с интересом ищут информацию в Интернете школьной библиотеки, где установлен сетевой фильтр, работа же дома требует помощи и контроля со стороны родителей. А кто же, как не они могут им в этом помочь?!

В процессе поиска информации для новых викторин, ребята воспользовались заданиями из портала Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», где проводятся Заочные конкурсы  - олимпиады. Мы решили попробовать свои силы теперь и в них.    

Олимпиады, оказывается, бывают разные.   Некоторые из них («Кенгуру», КИТ, «Британский бульдог»»,  «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования.

Олимпиады проекта «Интеллект-экспресс»  рассчитаны на краткий ответ, а «Познание и творчество» требуют ответа с пояснением и доказательством. К сожалению, заочные олимпиады платные, но возможен ценовой выбор. Радует,  что даже это не пугает наших  родителей.

При подготовке к олимпиаде мы столкнулись с тем, что нет единой  системы действий. Путем проб и ошибок нами выработан пошаговый  алгоритм, по которому и происходила подготовка к следующим олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.

1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.

2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.

3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.

4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.

5 шаг – оформление работы

6 шаг – сдача работы.

Этот алгоритм помог достичь определенных результатов. В «Креативном» туре 2012 года из 15 участников – 10 являются призерами (слад).

В данное время выбор олимпиад огромен. Мы с ребятами заинтересовались также Всероссийской  олимпиадой для младших школьников по предметам, организованные Центром талантливой молодежи г. Бийск, «Мир конкурсов от Уникум», «Фактор роста».(скриншоты)

          Участвуя в заочных турах Всероссийских олимпиад, ребята приобретают огромный запас знаний и с успехом применяют их  в городских конкурсах: «Краеведение», «Черное море», «Олимпийская карусель».

           Следующим нашим этапом развития самообразования будет применение проектной деятельности,   разработка проектов и участие в конкурсах исследовательских работ.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Подготовка учащихся 2 класса к олимпиаде по чтению.

Данная презентация поможет подгтовить как группу учащихся , так  и провести подготовительную работу с классом ....

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Материал выступления на РМО учителей начальных классов...

Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР.

Выступление на заседании Круглого стола  «Подготовка младших школьников к ВПР:трудности и пути их преодоления»  26 февраля 2021 года, Смоленск...