Рабочая программа Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи (ГКП)
рабочая программа на тему

Боголепова Ирина Александровна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы дошкольного образования Вераксы Н.Е. и др. «От рождения до школы», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Вераксы Н.Е. «От рождения до школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 7

протокол

от 29.08.2017г. № 1  

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №  7

___________  / И.Г. Кайдан

приказ  

от 31.08.2017 г.  № 70/6

Рабочая программа

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

наименование учебного предмета, курса

ГКП

(класс(ы))

Срок реализации программы

Ф.И.О. учителя

2017 – 2018 учебный год

Боголепова Ирина Александровна

Должность

учитель начальных классов

Квалификационная категория

высшая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы дошкольного образования Вераксы Н.Е. и др. «От рождения до школы», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Вераксы Н.Е. «От рождения до школы»:

  1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. —  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Д. Денисова, Ю. Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
  4. Д. Денисова, Ю. Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
  5. Д. Денисова, Ю. Дорожин. Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Основные цели и задачи курса «Речевое развитие»:

        Развитие речи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

        Художественная литература:

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение  курса «Развитие речи» в учебном плане МБОУ СОШ № 7 отводится 2 ч в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша, Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Неделя месяца

Подготовишки

01.09

Летние истории

06.09

Звуковая культура речи (проверочное)

08.09

Лексико-грамматические упражнения №1

13.09

Для чего нужны стихи?

15.09

Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари)

20.09

Работа с сюжетной картиной

22.09

Беседа о А. Пушкине

27.09

Лексико-грамматические упражнения №2

29.09

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

04.10

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

06.10

Русские народные сказки

11.10

Вот такая история!

13.10

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

18.10

На лесной поляне

20.10

Небылицы-перевертыши

25.10

Сегодня так светло кругом!

27.10

Осенние мотивы

01.11

Звуковая культура речи. Работа над предложением

03.11

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

08.11

Лексические игры и упражнения

10.11

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

15.11

Подводный мир

17.11

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

22.11

Лексические игры

24.11

Работа с иллюстрированными изданиями сказок

29.11

Звуковая культура речи

01.12

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»

06.12

Тяпа и Топ сварили компот

08.12

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

13.12

Лексические игры и упражнения

15.12

Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

20.12

Звуковая культура речи (проверочное)

22.12

Лексические игры и упражнения

17.01

Новогодние встречи

19.01

Произведения Н. Носова

24.01

Творческие рассказы детей

26.01

Здравствуй, гостья-зима!

31.01

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

02.02

Лексические игры и упражнения

07.02

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

09.02

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

14.02

Работа по сюжетной картине

16.02

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

21.02

Лексические игры и упражнения

28.02

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

02.03

Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

07.03

Повторение пройденного материала

09.03

Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

14.03

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

16.03

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

21.03

Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

23.03

Лексические игры и упражнения

28.03

Весна идет, весне дорогу!

30.03

Лохматые и крылатые

04.04

Чтение былины «Садко»

06.04

Чтение сказки «Снегурочка»

11.04

Лексико-грамматические упражнения

13.04

Сочиняем сказку про Золушку

18.04

Рассказы по картинкам

20.04

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

25.04

Пересказ сказки «Лиса и козел»

27.04

Сказки Г. Х. Андерсена

02.05

Повторение

04.05

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

11.05

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте

16.05

Весенние стихи

18.05

Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

23.05

Лексико-грамматические упражнения

25.05

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

30.05

Повторение

30.05

Повторение

30.05


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

  1. Информационно-коммуникационные средства

  1. Презентация Превращения слов-волшебные цепочки
  2. Презентация «Алфавит. Буквы и звуки»
  3. Мультфильмы «Тетушка Сова учит буквы»

  1. Печатные пособия

  1. Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения.
  2. Портреты писателей и поэтов
  3. Слоговая таблица

  1. Технические средства обучения (ТСО)

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Мультимедийная доска

  1. Интернет – ресурсы

  1. http:// www.veltip.ru
  2. http://plotnikova.ucoz.ru/index/trenazhery/0-30
  3. http://krylova.ucoz.ru/index/testy_i_trenazhjory/0-17
  4. http://www.uchportal.ru/load/288-1-0-47671
  5. http://tavrobrazovanie.ru/load/nachalnye_klassy/literatura/trenazhjor_po_chteniju_1_klass/8-1-0-5257
  6.  http://galina27.ucoz.ru/index/0-18

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата внесения корректировки

Содержание корректировки

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

Подпись заместителя руководителя по УВР

  1. Объединение тем: «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» и «Повторение» в одну «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». Повторение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Образовательная область - речевое развитие. Тема:«Ознакомление со звуком».

Цель: ознакомление детей с твердыми и мягкими согласными звуками.Задачи:Познакомить и закрепить знание о мягких и твердых согласных звуках; умение находить звук в начале, середине и в конце слов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"

Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...

Конспект НОД. Образовательная область "Речевое развитие". Подготовительный дошкольный и младший школьный возраст.

Конспект НОД во взаимодействию учителя-логопеда и педагога -психолога "Путешествие по временам года". Целью занятия является обобщение и закрепление представлений детей о разных цветах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов...