Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)
рабочая программа на тему

Калиногорская Ольга Валерьевна

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Педагоги наблюдают, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика.    Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.    

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук.

Цель занятий: Развитие познавательных способностей дошкольников через тренировку мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Рассмотрено и согласовано                                                             Утверждена приказом

на методическом совещании                                                         руководителя образовательного

«_____» _______________ 2018г.                                                  учреждения № ___________

протокол № ____________                                                              от «_____» _______________ 2018г.

Председатель методического совета школы                              Директор школы

__________________ И. В. Емельянова                                            ________________ А. Г. Шергина

Программа кружка

«Школа будущего первоклассника»

(«Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Интеллектуальное направление.

Программу составила

учитель начальных классов

Калиногорская Ольга Валерьевна,

высшая квалификационная категория.

Котлас, 2018 г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития познавательных процессов, интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга, развивает речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Педагоги наблюдают, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика.    Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.    

В дошкольном возрасте нужно как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

Ведь как выражался В.А. Сухомлинский: «На кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».

Развитие мелкой моторики оказывает положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулирует мыслительные функции и речь, заряжает положительными эмоциями. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, 30 занятий в год.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук.

Цель занятий: Развитие познавательных способностей дошкольников через тренировку мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Создание условий для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
  • Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук;
  • Формирование координации движений;
  • Стимулирование зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие творческих способностей, памяти, мыслительной деятельности, связной речи;

Требования к результатам обучения:

Дети должны знать и уметь выполнять упражнения, способствующие развитию и совершенствованию   мелкой моторики рук.

Личностные результаты:

  • Принятие и освоение социальной роли дошкольников, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Предметные результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев руки дошкольников до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

- занятия проводятся в игровой форме;

 - использование разнообразных форм и приёмов работы;

- наглядность и доступность материала;

- упражнения со стихами помогают убрать напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость.

Сущность опыта.

         Психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими уровень развития познавательных и творческих способностей, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Такое развитие и происходит на занятиях кружка «Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»».

УМК

*    Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе. – Киров 2006.  

*    Арасланова Е.В., Селиванова О.Г.  Развитие познавательных способностей младших школьников: Теоретический аспект. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

  • Бачина О.В., КоробоваН.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – М. : АРКТН, 2006  
  • Виноградова «Развитие творческих способностей учащихся».  /М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000  
  • Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005  
  • Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с чкивероклашками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 2007  
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика, -  М.: АСТ: Астрель, 2005    

Тематическое планирование.

30 часов в год.

  1. Вводное занятие. Зачем тренировать пальчики.
  2. Весёлые пальчики.
  3. Штриховка.
  4. Волшебные узелки.
  5. Лепка.
  6. Забавные фигуры.
  7. Чудесные пуговицы.
  8. Штриховка.
  9. Лепка.
  10. Оригами.
  11. Забавные фигуры.
  12. Оригами.
  13.  Весёлые пальчики.
  14.   Лепка.
  15.  Чудесные пуговицы.
  16.  Шнуровка.
  17.   Штриховка.
  18.  Лепка.
  19.  Весёлые пальчики.
  20.  Оригами.
  21.   Мукасолька
  22. Чудесные пуговицы.
  23. Весёлые пальчики.
  24.  Шнуровка.
  25.   Штриховка.
  26. Клубок.
  27. Чудесные пуговицы.
  28. Весёлые пальчики.
  29.   Мукасолька
  30.  Открытое занятие для родителей. «Чему мы научились».

Структура занятия.

  1. Подготовительная часть.

Разминка для пальчиков, кистей рук.

Цель: подготовить пальцы и кисти рук к работе.

 2. Основная часть.

 Тренируем пальчики.

Цель: способствовать развитию мануальных (ручных) действий дошкольников, т.е. способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи детей.

Задачи:

- развивать мелкую моторику руки детей;

- развивать речь, психические механизмы.

3. Рефлексия.

Цель: развивать умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению.

Задачи: обучать дошкольников рефлексивной деятельности.

Виды рефлексии:

  • физическая (успел - не успел);
  • сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)

2-3 раза проводится «Мозговая гимнастика».

Цель: улучшать мозговую деятельность детей во время учебного процесса.

Задачи: с помощью разнообразных упражнений, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуру мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

«Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч).

laquo;Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч). Водное учебное занятиеЗдравствуй, школа. Речь устная и п...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"

Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа будущего – школа проектов» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа будущего – школа проектов»  для  3   класса  на 2023-2024 учебный год...