Картотека игр на развитие логического мышления младших школьников
картотека (2 класс) на тему

Малиновская Екатерина Владимировна

В картотека представлены игры направленные на развитие логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека16.06 КБ

Предварительный просмотр:

         5. Придумывание недостающих частей рассказа.

Цель – развитие логического мышления, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, стимуляция воображения и фантазии.

Ход работы:

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало, середина или конец события). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть.

  1. Составление предложений.

Цель – Развитие способности быстро устанавливать разнообразные связи между предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Ход работы:

Берутся наугад 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть простыми («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартной связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).

  1. Исключение лишнего.

Цель – развитие способности устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим. Игра учит удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а нужно искать их множество.

Ход работы:

Берутся любые 3 слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Необходимо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов. Не пренебрегая вариантами, которые очевидны (лишнее слово «собака», потому что «солнце» и «помидор» круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

  1. Поиск аналогов.

Цель – обучает выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Ход работы:

Называется какой-либо предмет или явление, например, вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналогии по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся), автобус, поезд (транспортные средства), штопор (важные детали вращаются) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

  1. Способы применения предмета

Цель – развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, формирование умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Ход работы:

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называение безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета

6. Логические загадки и задачи

Цель – развитие логического мышления с помощью загадок и задач

Ход работы:

Многочисленные примеры заданий такого рода можно найти в разнообразных методических пособиях. Например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевёз свой груз крестьянин?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Задания на развитие логического мышления младших школьников

Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...

Развитие логического мышления младших школьников

В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...