Динамика читательской компетентности у студентов, обучающихся по направлениям «Психология и педагогика начального образования» и «Начальное образование»
статья на тему

Лапина Ирина Андреевна

Аннотация

В данной статье раскрываются основные понятия читательской компетентности, основные компоненты читательской компетентности, понятие навык чтения и его составляющие.  Доказывается, что изначально низкий уровень читательской компетентности студентов 1 курса повышается в ходе их профессиональной подготовки за счет совершенствования всех компонентов полноценного навыка чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета автора:

Лапина Ирина Андреевна

Lapina Irina Andreevna

Студентка(бакалавр) 4 курса

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

YSPU K. D. Ushinsky

Кафедра педагогики и психологии начального образования

89807074924

Lapinochka@mail.ru

Динамика читательской компетентности у студентов, обучающихся по направлениям «Психология и педагогика начального образования» и «Начальное образование»

The dynamics of the reading competency of students majoring in "Psychology and pedagogy of primary education" and "Primary education"

Аннотация

В данной статье раскрываются основные понятия читательской компетентности, основные компоненты читательской компетентности, понятие навык чтения и его составляющие.  Доказывается, что изначально низкий уровень читательской компетентности студентов 1 курса повышается в ходе их профессиональной подготовки за счет совершенствования всех компонентов полноценного навыка чтения.

Ключевые слова: читательская компетентность, читательская грамотность, функциональная грамотность, чтение, навык чтения.

Summary

This article describes the basic concepts of reading competency, the main components of reading competency, the term reading skill and its components.  It is proved that the initial low level of reading competence of 1st year students increases in the course of their training by improving all components of a full-fledged reading skills.

Key words: reading competence, reading literacy, functional literacy, reading, reading skills.

В период становления информационного общества проблема необходимости развития читательской компетентности личности особенно актуальна, поскольку, с одной стороны, в современных исследованиях отмечается крайне низкий престиж чтения среди студентов вуза, его деформированный характер, обусловленный влиянием экранной культуры, характеризующейся многозначностью, мозаичностью, синхронной представленностью аудио и видеоканалов восприятия. С другой стороны, компетентным специалистом считается тот, кто способен продуктивно усваивать большие объемы информации, превращать их в свое «личное» знание и активно использовать для решения разноплановых задач в профессиональной деятельности. [17] 

В свою очередь, не остается незамеченным тот факт, что проблема необходимости развития читательской компетентности остро касается студентов высших учебных заведений, обучающихся на педагогических специальностях. Традиционно главная роль в решении проблемы отсутствия желания читать отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания. Огромную роль в формировании читательской компетенции у школьников оказывает педагог. Насколько он готов к осуществлению этой функции и обладает ли сам читательской компетентностью? Поставленный вопрос стал проблемой исследования.

По определению «читательская грамотность» понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей. Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Понятие «читательская компетентность» имеет более широкий смысл. Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных, а впоследствии и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности.

В Национальной программе поддержки и развития чтения читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях». [13] 

Аналогичных взглядов, с опорой на деятельностную сущность читательской компетентности, придерживается Э.А Орлова, которая определяет читательскую компетентность как умение отбирать и понимать письменные тексты, содержащие информацию, представленную в разных социокультурных кодах; навыки работы с письменными текстами. [15]

Читательская компетентность студентов ВУЗа имеет ряд особенностей. Благодаря своей инструментальной метапредметной природе читательская компетентность в условиях вузовского образования способствует формированию и развитию профессиональной компетентности. В современном ВУЗе читательская компетентность становится основой для самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. В условиях информационной среды происходят качественные изменения в содержании читательской компетентности. Информационная среда способствует формированию новых познавательных структур в ходе чтения, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на читательскую компетентность студента. К отрицательным тенденциям в области чтения, обусловленным влиянием экранной культуры, относятся: поверхностный, «скользящий» характер чтения 2401 (эффект серфинга), наличие смысловых пробелов, фрагментарность формируемой картины мира. Вместе с тем положительное влияние информационной среды заключается в развитии ассоциативных способов восприятия информации, интуиции, творческого мышления, пространственного воображения и др. По мнению большинства исследователей, гибкое сочетание традиционных и электронных форм чтения обусловлено необходимостью, с одной стороны, использования творческого потенциала информационной среды, с другой стороны, — устранения возможного риска, вызванного издержками экранной культуры. [22

В понятие «читательская компетентность» входят также компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов [4], [20], [24] и др.:

1. Владение техникой чтения;

2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать;

4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;

5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

Изучение читательской компетентности является самым важным моментом в сфере психолого-педагогического образования. Данное понятие имеет особый практический смысл для педагогического труда, так как общение в нем является одной из основных форм деятельности.

В системе высшего образования практически отсутствует профессиональная подготовка преподавателей в области развития чтения. Недостаточно современной учебной и методической литературы соответствующего уровня. В связи с этим, наблюдается низкий уровень читательской компетентности большинства студентов и ряда преподавателей.

Сохранение такого положения дел уже сегодня свидетельствует о проблемной ситуации, сложившейся в отношениях между вузовским и послевузовским образованием. Те знания и навыки, которые он в полном объеме и систематизированном виде в ВУЗе не получает. В процессе профессиональной деятельности такие пробелы пытаются заполнить с помощью дополнительного образования. Но оно должно корректировать знания и навыки специалистов применительно к изменениям культурно-информационного пространства, а не компенсировать недостатки базового образования.

Эти проблемы не решаются и в системе дополнительного профессионального образования, действующей при вузах культуры и крупных библиотеках. На базе соответствующих курсов, семинаров, школ не удается достичь удовлетворительных результатов, поскольку неблагополучие обнаруживается на уровне базового образования. О его недостатках свидетельствует тот факт, что в систему послевузовской подготовки специалистов все чаще поступают заявки на темы, связанные с повышением уровня читательской компетентности всех категорий реальных и потенциальных читателей, особенно детей, подростков и юношества; с современным литературным процессом; с методическими аспектами повышения уровня читательской компетентности и изучения читательской активности.

Задача ВУЗов заключается в подготовке кадров, владеющих знаниями о месте и роли читательской компетентности в контексте информационного общества, которая окажет позитивное влияние на подготовку младших поколений к адаптации в новых культурно-информационных условиях.

Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной социокультурной жизни.

Достижение такого уровня предполагает наличие следующей совокупности условий:

  • расширение возможностей доступа в отношении количества,

качества, разнообразия письменных источников;

  • формирование упорядоченного и доступного социокультурного пространства чтения, обеспечивающего благоприятные условия для поиска и квалифицированного обсуждения информации, почерпнутой из письменных источников;
  • обеспечение обучения и консультирования, связанных с адекватной ориентацией в этом пространстве.

Необходимым сегодня стало преодоление так называемой функциональной неграмотности. Это понятие относится к лицам в значительной степени утратившим приобретенные в школе навыки чтения и письма, с трудом, читающим и понимающим даже короткий, несложный текст, относящийся к повседневной жизни. Данным термином обозначаются «вторично неграмотные», т.е. те, кто умел читать и писать, но почти разучился и неспособен эффективно действовать в контексте современного информационного общества.

В свою очередь понятие «функциональная грамотность» означает совокупность знаний и навыков, минимально необходимых для выполнения интеллектуальных операций средней сложности, главным образом исполнительского, рутинного характера (на обыденном и профессиональном уровнях).

Читательская компетентность тесно связана с функциональной грамотностью. Речь идет о совокупности знаний и навыков, позволяющих индивиду работать с разными видами письменных текстов – читать, понимать их, оперировать полученной информацией в различных познавательных и практических ситуациях. Иными словами, речь идет не о технике чтения, а о способности индивида читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении. Для приобретения социально необходимого уровня читательской компетентности необходимо обучение различных групп читателей (школьников, студентов, преподавателей, специалистов)

Итак, в современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем образования и просвещения необходимо кардинально изменить отношение и обучающих, и обучающихся к грамотности, чтению с точки зрения повышения общекультурной, в первую очередь читательской компетентности.

Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле –формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком –техника чтения плюс понимание прочитанного: Мы будем рассматривать термин «чтение» во втором значении: чтение как вид речевой деятельности, в которой во взаимосвязи выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова, б) перевод ее в звуковую форму, в) понимание прочитанного (слова — словосочетания — предложения — текста).

Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения.

Психолог Т. Г. Егоров, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления».

Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания, прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.
Формированию навыков чтения и сопутствующих видов деятельности способствуют все учебные дисциплины общеобразовательного цикла. Однако лидирующая роль в этом отношении принадлежит дисциплинам «Родной язык» и «Литература», благодаря которым транслируются и осваиваются представления о стилях, жанрах, формах письменных текстов, навыки их прочтения и дальнейшего использования содержащейся в них культурной информации.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:

• правильность (умение правильно прочитывать слова);

• сознательность (понимать смысл текста);

• выразительность (выразительно читать);

• беглость (выдерживать оптимальный темп чтения).

Исследование динамики читательской компетентности проводилось на базе педагогического    факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2015- 2016 учебном году.  В нем приняли участие 60 студентов 1курса и 60 студентов 4 курса, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Каждому студенту было предложено пройти стандартную процедуру проверки качества чтения - в течение 1 минуты прочитать вслух часть незнакомого текста и пересказать прочитанное. Был использован хрестоматийный для начальной школы   рассказ «Заячьи лапы» К. Г. Паустовского, напечатанный с соблюдением   всех санитарно-гигиенических требований.

У первого курса наблюдался низкий уровень читательской компетентности, сравнивая студентов первого курса с студентами четвертого становится видно, что в ходе профессиональной подготовки студентов педагогического факультета у них совершенствуются все компоненты полноценного навыка чтения.

Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность — это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.

Читательская компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе педагогов, полноценный навык чтения обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности.

Была проведена диагностика на базе педагогического    факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского в 2015- 2016 учебном году.  В которой приняли участие 60 студентов 1курса и 60 студентов 4 курса, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

На основании полученных данных, было выявлено, что изначально низкий уровень читательской компетентности студентов 1 курса повышается в ходе их профессиональной подготовки за счет совершенствования всех компонентов полноценного навыка чтения.

Библиографический список:

  1. Бородина В.А.,Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования. //Личность и культура - № 6. -2005;
  2. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты;
  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 1997.);
  4. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007. ;
  5. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.);

  1. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения.// Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М. 1976. - 250 с;
  2. Коряковцева, Н.Ф. Основные характеристики уровня компетенции зрелого чтеца / Н.Ф. Коряковцева // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. — 1983. — Вып. 222. — С. 68—84.;
  3. Лернер, И.Я. Умение читать творчески. Роль информативного текста учебника в развития учащихся / И.Я. Лернер // Вечерняя средняя школа. — 1989.— № 5. — С. 28—31.;
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М: «Просвещение», 1987.)
  5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие.для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002;
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020гг.;
  7. Николаенко В.М. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 2000.);
  8. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020гг.http//www.fapmc.ru news/agency/2007/11);
  9. Орлова Э.А. Общекультурная и читательская компетентность. Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения /Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.-104с);
  10. Орлова Э.А. Общекультурная и читательская компетентность. Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения /Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.-104с;
  11. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения//пособие для работников образовательных учреждений - Москва, 2008;
  12. Плетяго Т. Ю. Педагогические условия развития читательской компетентности студентов вуза [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 32-35.);
  13. Плетяго, Т.Ю. Совершенствование читательской компетенции студентов вуза на основе развивающего потенциала межкультурной коммуникации: автореферат дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 2013.-26 с.;
  14. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М С. Соловейчик. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.;
  15. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. ;
  16. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. – М: МГПУ, 2003.)
  17. Сапух Т.В., Карпец М.В. Проблема определения читательской компетенции студентов униврситета. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург;
  18. Тихомирова Н.Н. Понятие «чтение» в контексте стратегий читательской деятельности // Вестник библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2003. - №1.;
  19. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...

Формирование читательской компетентности обучающихся начальных классов

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися...

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики».

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей)«Основы детской психологии и педагогики»....

Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...

Читательская компетентность обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование читательской   компетентности обучающихся начальной школы в  условиях реализации ФГОС НОО...