Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.
проект по теме

Свяченая Анжела Олеговна

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; -повышение качества знаний обучающихся;- создание необходимых условий для ориентации в закономерностях окружающей действительности и активного использования в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_kursy_36_ch.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждения  

высшего профессионального образования

Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра развития образования

Итоговый практико-значимый проект

ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.

Тема проекта: 

Учебная деятельность: содержание, структура, развитие

Выполнил: учитель начальных классов МБОУ Лесногородская СОШ

 Свяченая Анжела Олеговна

Научный руководитель:

Хмелевская Ольга Викторовна

Москва 2013

Содержание

1. Введение____________________________________________стр. 3 - 4

1.1 Обоснование выбора темы________________________стр. 4

1.2 Актуальность проблемы__________________________стр. 4

1.3 Цель проекта___________________________________ стр. 4

1.4 Задачи_________________________________________стр. 4

2. Основная часть______________________________________ стр. 5 - 13

2.1 Теоретическое обоснование_______________________стр. 5 – 7

2.2 Описание практической части_____________________стр. 7 – 12

2.3 Урок в системе деятельностного подхода__________________________стр. 12 – 22

2.4 Рекомендации___________________________________стр. 23

3. Заключение__________________________________________ стр. 24

4. Список литературы___________________________________стр. 25

5. Приложения__________________________________________стр. 26

  1. Введение

1.1.  Обоснование выбора темы

Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную  пользу. Важнейшим  направлением  решения  этой  проблемы  является  повышение  качества  общеобразовательной  подготовки  учащихся.

В Концепции модернизации российского образования в разделе «Создание условий для повышения качества общего образования» отмечается, что базовое звено образования – это общеобразовательная школа, модернизация которой представляет ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Поэтому одним из способов повышения качества знаний учащихся является такая организация учебной деятельности, при которой будет осуществляться переход от парадигмы знаний, умений, навыков к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования.  

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются и к учителю, призванному обеспечить этот переход. “Новая школа – это новые учителя,… понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность школы будущего” – говорится в послании Президента РФ Д. В.В. Путина Федеральному Собранию .  

Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. В центре поля деятельности педагога находится ребенок, которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Учитель новой школы – это тот, кто умеет увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, решить поставленную перед ним проблему, чтобы он чувствовал в себе уверенность и желание творить.

Все вышесказанное предопределило выбор темы проекта.

1.2. Актуальность проблемы

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебную деятельность по любой модели. В этом направлении идет и развитие образования: разработка различных вариантов содержания и структуры учебной деятельности, использование возможностей современных педагогических технологий с целью повышения качества образования; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм и методов работы.

1.3. Цель проекта

 Цель проекта состоит в следующем: совершенствование форм  работы по повышению качества знаний учащихся за счет обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии деятельностного метода обучения.

1.4. Задачи

  • Показать преимущество использования деятельностного метода обучения в школе.
  • Проанализировать преимущества применения технологии деятельностного метода обучения.
  • Познакомить с результатами апробации метода учителями нашего образовательного учреждения.

  1. Основная часть
  1.  Теоретическое обоснование

Одной из главных целей обучения в школе является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся).   

От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Достижению данной цели способствует деятельностный метод обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.     

Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.    

В этом и состоит преимущество деятельностного метода обучения.

В основных мероприятиях по реализации программы развития нашей школы в направлении «Модернизация содержания и технологии образовательного процесса» одна из целей: совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Из этого вытекает следующая задача: внедрение инновационных образовательных технологий. Ожидаемый результат работы школы в данном направлении: повышение качества образования за счет реализации личностного подхода, обновления содержания учебной деятельности, внедрения в практику работы каждого учителя современных педтехнологий, инновационных методов обучения. Для получения этого результата главной задачей нашей школы является совершенствование форм  работы по повышению качества знаний учащихся.    

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Повышение качества образования – одна из ведущих задач всех образовательных учреждений. Каждый педагогический коллектив ищет пути её решения по-своему. Что вкладывает наш педколлектив в понятие качество образования, каких результатов мы ожидаем от своих усилий и трудов?

В результате раздумий, поисков, практической работы, у нас сложилось такое суждение о качестве образования: это есть качество не только  конечных  результатов, но  и  всех  процессов, влияющих на конечный результат.

По отношению к ученику придерживаемся такой позиции: «изучи и пойми ученика, помоги ему учиться». Главная цель работы педколлектива нашей школы – активно включать обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность, прививать им умения, позволяющие самостоятельно добывать необходимую информацию и знания.

Перед собой ставим следующие задачи:

  • учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить;
  • найти методический «ключик», позволяющий вызвать у обучающихся интерес к предмету, «разбудить» активность учеников.

2.2. Описание практической части

Поставленные задачи помогают решить современные технологии. На своих уроках мы используем элементы многих  известных технологий, но в более полном объеме применяем технологию деятельностного метода обучения.

Почему мы выбрали именно эту технологию? Ответов несколько.

Во-первых, обучение проводится с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.

Во-вторых, происходит переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценке, в результате чего у ученика возникает внутренняя потребность к учебной деятельности (я хочу знать; я хочу действовать; я готов рисковать; я открыт для новых знаний).

В-третьих, изменяются требования к работе самого учителя: от умения транслировать и информировать программный объем знаний – к умениям формировать у учащихся способность к саморазвитию.

Идея метода проста: в деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и в соответствии с этим построить структуру урока, выбрать  дидактические условия его реализации так, чтобы обеспечить формирование способностей детей к осуществлению этих видов деятельности.  

Технологию деятельностного метода обучения на уроках применяем второй год. Первый год работы посвятили подробному изучению теоретических аспектов данной технологии и выделили для себя (по целенаправленности) четыре типа уроков:

  • уроки «открытия» нового знания (деятельностная цель:  формирование  у  учащихся умений реализовывать новые способы   действий);
  • уроки рефлексии (деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений);
  • уроки общеметодологической направленности (деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей, а также способностей к структурированию и систематизации полученных знаний);
  • уроки развивающего контроля (деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции).    

В текущем учебном году  апробирую данный метод в своём  классе.

Чаще других стараюсь  проводить  уроки «открытия» нового знания и уроки рефлексии.

Структура уроков «открытия» нового знания такова:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, используются следующие приемы:

  • в начале урока высказываются добрые пожелания детям; предлагается пожелать друг другу удачи (пожать друг другу руки);
  • предлагаются детям различные эпиграфы к уроку («С малой удачи начинается большой успех» или «Дорогу осилит идущий» и т.п.);

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На данном этапе учащиеся фиксируют затруднение в своей индивидуальной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), исследуют возникшую проблемную ситуацию в форме эвристической беседы, формулируют цель урока и уточняют тему.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе учащимся (коллективно) предлагается выбрать метод разрешения проблемной ситуации. На основе выбранного метода они выдвигают гипотезы и проверяют их.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению практически всех учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.    

В ходе проведения таких уроков учебно-познавательная деятельность учащихся организовывалась так, что у них формировались умения, позволяющие самостоятельно добывать необходимую информацию и знания. Это во-первых.

Во-вторых, положительное подкрепление ребенка, поощрение его правильных действий, вовлечение в течение всего урока  в общий труд учения дали положительные результаты: практически каждый ученик школы и отдельного класса почувствовал хоть и небольшую, но все-таки значимость и необходимость. Ребята не раз испытывали на уроках радостное чувство успеха, у них появилось желание двигаться вперед, развиваться. Но, на наш взгляд, самое главное - пассивных и равнодушных к выполнению учебных действий не осталось, практически  все хотели, чтобы их спросили несколько раз за урок.

В-третьих, такие уроки помогли многим ребятам без стеснения говорить о своих затруднениях в понимании какого-либо понятия или темы, выполнении того или иного учебного действия.  Они научились открыто запрашивать ту информацию, которую по каким-либо причинам не усвоили на прошлых уроках.

Еще один положительный момент - слабоуспевающие ученики среди своих одноклассников нашли себе тьюторов – помощников, которые остались таковыми и в дальнейшем. Причем работают ребята совместно, не дожидаясь, когда за «слабого» все сделает «сильный», на уроках царит атмосфера сотрудничества.

Если уже «открыто» новое понятие, выбран новый способ действия, то возникает вопрос: как организовать работу с учащимися так, чтобы это знание было усвоено каждым из них?

Вот здесь и необходимы уроки рефлексии, основная цель которых: формирование способности школьников к саморазвитию.

Подготовка к уроку начинается с анализа типичных ошибок и затруднений,  которые могут возникнуть у обучающихся при изучении темы, затем повторяются алгоритмы решения, которые фиксируются на доске, потом учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

Далее идет организация диалога, с помощью которого учащиеся должны локализовать место ошибки и определить правило, на которое была допущена ошибка. Эта работа позволяет детям сформулировать цель своей деятельности, ответить, в чем именно причина ошибки и как ее исправить, при этом самостоятельно. Качественным подспорьем здесь являются материалы КИМов УМК «Планета Знаний» и разрабатываемые мной карточки для самооценки.(Приложение)

Результатом такой работы на уроках являются составленные алгоритмы исправления ошибок. После построения алгоритма учащимся предлагается самостоятельная работа  над ошибками. 

Алгоритм исправления ошибок эффективен и при работе над ошибками после контрольной работы. Мы обсуждаем все допущенные ошибки, составляем алгоритмы их исправления в начале урока, при этом произнося  только алгоритмы. Далее учащиеся работают над исправлением ошибок самостоятельно или с помощью тьюторов.  

Такая работа успокоила детей психологически, у них теперь нет бурной эмоциональной реакции на контрольную работу, качество работ улучшилось (уровень обученности составлял в течение всего учебного года 100%; качество знаний – 70% и выше). Ребята  поняли самое главное - у всех есть право на исправление ошибки и хорошую оценку своих знаний.

 Рекомендации

Результаты данного проекта могут быть использованы в образовательной практике школ и учителей-предметников  с целью решения следующих задач:

  • развитие познавательных возможностей и способностей учащихся;
  • расширение кругозора школьников;
  • повышение качества знаний обучающихся;
  • создание необходимых условий для ориентации в закономерностях окружающей деятельности и активного использования полученных знаний в повседневной жизни.

  1. Заключение

Анализ результатов апробации деятельностного метода обучения в различных классах нашего образовательного учреждения позволяет утверждать об эффективности и перспективности его использования в дальнейшем и в других классах школы.

Исходя из вышеизложенного, педколлективом школы сделан вывод о том, что деятельностный метод обучения - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для нас главным является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.

В дальнейшем мы продолжим работу по выбранной проблеме. Теперь на рассмотрении  вопрос об использовании других современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных.

4. Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. //Вестник образования, 2002, №6.
  2. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года №273-ФЗ
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
  4. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании
  5. Обучение на основе технологии. Бончарова Г.Д. Москва «Дрофа»

 2004 год

  1. А.Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
  2. Программа развития МОУ – Высоковская СОШ № 1 на 2010-2015 уч. год
  3. СоколоваГ. И.,Мирошникова В.В. Модельшколы развивающего обучения:Концепция,Осмысление опыта._М., Издатель Рассказов А.И.., 2003 г.Деятельностный метод обучения в практиках развивающего обучения. Система Д.Б. Эльконина-В.В..Давыдова.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. Москва  «Просвещение»,

2000 год

  1.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

Интернет - ресурсы

  1. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html
  2. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  3. http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

5. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

Практико-значимая работа на курсах "Образование и общество" по теме"Использование современных технологий на уроках в начальной школе"

В данной статье наряду с теоретической частью дана методическая разработка урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"...

Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше ...