Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий»
статья по теме

Никифорова Людмила Сергеевна

Формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Практико-значимый проект

«Формирование универсальных учебных действий»

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество.

Актуальные проблемы психологии и педагогики»

Слушатель:

Никифорова Людмила Сергеевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 8»

г. Ступино Московской области

2011 год

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5–6 классах можно наблюдать явления дезадаптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми и т.д.

Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней.

Итак, проблема успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям обучения в 5-м классе требует поиска путей ее решения.

Каких же результатов я ожидаю, решив эту проблему? Я надеюсь, что у учащихся повысится учебно-познавательная мотивация, любознательность и инициатива;  ребята научатся искать информацию из различных источников; научатся отстаивать свою точку зрения. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного общего образования могут стать универсальные учебные действия (УУД). Меня интересует вопрос формирования УУД, но над этим работали выдающиеся педагоги и психологи.

Психологопедагогическим и теоретикометодологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системнодеятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Я познакомилась с концепцией развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.

В ней даётся понятие термина «универсальные учебные действия» как умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия имеют следующие функции:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В концепции формирования универсальных учебных действий выделено четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Я считаю, что все эти универсальные учебные действия осуществляются в проектной деятельности. Поэтому одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий,  завершающийся  созданием  творческих   работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, модель, скульптура, сказка, концерт,  спектакль, викторина, газета, книга, макет и т.д.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут   научиться:  

  1. расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  2. находить источники информации;
  3. извлекать информацию, относящуюся к теме;
  4. планировать работу над проектами;
  5. сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  6. доводить начатое дело до конца.

Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.   На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой).

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта.

Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы «Алфавит» им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания: «Придумай свою азбуку на пальцах», «Составь “фруктовую” азбуку», «Театр живых букв», «Составь буквы из природных материалов». В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во 2-м классе, кроме творческих, появляются проекты информационные.  Так, в учебнике «Окружающий мир» (авт. Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными источниками – энциклопедиями, посещение Политехнического музея и даже встречи с людьми науки. И, наконец, в 4-м классе мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни.

Многие проекты 3 и 4 класса требуют от детей распределённых и согласованных действий, с одной стороны, и решения речевых коммуникативных задач с другой. И дальше начнется работа по планированию действий, их реализации и осмыслению  полученного результата (Получилось? Не получилось? Почему? Как я работал? Что можно было бы сделать по-другому? и т.д.).

Возможность личного выбора в соответствии со своими интересами и возможность выхода в собственный проект создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Я планировала повысить у учащихся учебно-познавательную мотивацию, любознательность и инициативу, а также  научить ребят искать информацию из различных источников, отстаивать свою точку зрения. Я выбрала УМК «Планета знаний» для работы со своими первоклассниками, так как эти учебники в полной мере позволяют решить задачу формирования УУД. Кроме того, я веду занятия с детьми во внеурочное время, используя рабочую тетрадь для учащихся 1 класса Сизовой Р.И, Селимовой Р.Ф  «Учусь создавать проект». Пока рано говорить о результатах. Работа только началась, но, безусловно, она принесёт хорошие плоды.

Могу предложить следующие рекомендации:

Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, которые его «зацепят», т.е. по отношению к которым у ребенка возникнут личностно значимые цели.  Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями.

Итак, особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Новые цели требуют новых подходов их реализации. И проектная деятельность – один из них.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.

Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Успешность  проектного обучения  напрямую будет зависеть  от того,  как учитель овладеет методическими приемами, освоит технические средства, но самое главное,   будет   работать   над   собой,   чтобы   изменить   подходы   и   принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества в  проектной деятельности  не только  в  школе,  но  и  в  рамках сообщества учителей-единомышленников.   Проектная деятельность  необходима в целях развития учащихся путем деятельностного подхода. Она способствует интеллектуально-творческому  развитию  ребенка,  стимулирует  его  мотивацию  к познанию окружающего мира.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектно-исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников. 

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2010
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение,2011
  4. Андрианова Т.М. Букварь, 1 класс. -  Изд. «Астрель», 2011
  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.
  6. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. "Окружающий мир". Учебник для 4 класса. -  Изд. «Астрель», 2011
  7. Калинина О.Б. Основная образовательная программа «Планета знаний» для образовательных учреждений. – Астрель, 2010.
  8. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
  9. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. - Начальная школа, 2006 г. №1
  10. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  11. Матяш   Н.В.,   Симоненко   В.Д.    Проектная   деятельность   младших школьников. - М.: Вентана-Графф, 2008 г.
  12. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).
  13. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей / [Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В.  и др.]; под ред. Воронцова А.Б. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-  Самара, изд. дом «Фёдоров»,2010г.
  15. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь для 1 класса. -  Издательство: РОСТкнига, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"

В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, ...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"

В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....