Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
проект по логопедии

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска. В этом плане, формирование универсальных учебных действий – это основа для развития у ребёнка умения учиться.  Формирование универсальных учебных действий отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc595 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский

Педагогический проект

Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования

                     

                                                                                                     

Дудоладова Галина Арсентьевна,

учитель – логопед      высшей квалификационной категории

                                                               

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

                                               г. Советский

                                                       2011 г.

       

                                 Краткая аннотация проекта

       Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска. В этом плане, формирование универсальных учебных действий – это основа для развития у ребёнка умения учиться.  Формирование универсальных учебных действий отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.

                                  Актуальность проекта

   Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в современном обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, использование нецензурной речи на всех уровнях, агрессивно – примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными мультфильмами и боевиками – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологической.

   Отсюда огромная ответственность  и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы отмечено одним из пунктов  планируемых достижений:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

   Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью,  является собственно связная речь.

   Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

  Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связанных предложений.

  Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутыё ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения. Воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

   Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

   Дети с ОНР нуждаются в целенаправленной и своевременной помощи, т.к. недоразвитие речи существенно влияет на процесс овладения этими детьми грамотой, орфографическими навыками, на усвоение всей школьной программы, особенно по русскому языку, отрицательно сказывается на социальной адаптации учеников. Эта группа детей составляет значительный процент неуспевающих школьников.

   Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (неправомерным расширением или сужением значений, смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.  

  В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, учителей, родителей и самого ребёнка.

  Социально – психологические исследования российских учёных показали, что уже в середине 90-х годов XX века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи. На данный момент     по результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от  33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи).

 Несмотря на увеличивающееся количество младших школьников с ОНР, в реальности нет стандартных единых государственных коррекционно - развивающих программ обучения детей данной категории. Поэтому  в 2004 году мною была создана коррекционно – развивающая программа по преодолению ОНР 3 уровня у младших школьников. В период 2004 -2007 года она была адаптирована на базе нашей школы.

Проблема. В настоящий момент с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учитывая, что дети с речевыми нарушениями в массовой школе в наибольшей степени нуждаются в специальных условиях обучения, возникла необходимость обновления моей программы с целью достижения метапредметных результатов (освоенных детьми универсальных учебных действий).

 Цель: обновление содержания коррекционо – развивающей программы для младших школьников с общим недоразвитием речи в свете  требований ФГОС.

Гипотеза. Если будет обновлена данная программа, то для детей – логопатов:

  • будут созданы условия для осуществления индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи   в процессе достижения метапредметных результатов
  •  будет создана дополнительная возможность освоения основной образовательной программы начального общего образования в свете новых стандартов.
  • будет создана «ситуация успеха».

Задачи:

  • Изучение требований и содержания ФГОС.
  • Обновление и дополнение содержания коррекционо – развивающей программы для младших школьников с общим недоразвитием речи в свете  требований ФГОС.
  • Апробация программы.
  • Обобщение и распространение полученных результатов.

Теоретические основы

    На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках. Необходимо не только давать определённую сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания, полученные на уроках.

В XXI веке центральной категорией образовательной политики  России является качество. В современных условиях, с точки зрения повышения эффективности всего образовательного процесса, приоритетным направлением становится реализация развивающего потенциала новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. В ФГОС обозначено:  «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса». С данной точки зрения важно рассмотреть и осознать  пути формирования УУД в контексте коррекции речевых  нарушений.

        Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно – деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов). В Концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены следующие основные виды УУД:
1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные
.

      Характеристика УУД подробнее, преломлённая к логопедическим занятиям.        

Применительно к реализации в рамках речевого занятия можно трактовать следующие контексты типов личностных действий:

во-первых, действие смыслообразования, которое определяется как целеполагание при организации урока, когда моделируется ситуация достижения, при которой ребенку создаются такие условия, при которых у него возникает потребность говорить, а также, на более высоком уровне, когда ребенок озадачивается вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня правильная речь», и умеет находить ответ на него;

        во-вторых, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Речевой материал занятий несёт непрямой воспитательный эффект. Общеизвестно, что на психику человека оказывают воздействие все предметы и явления окружающей действительности, независимо от того направлено на них внимание личности или нет, осознаются или нет они человеком. Смысловое содержание речевого материала, используемого на логопедическом занятии, проявляется в фоновой позиции и оказывает влияние на бессознательную сферу психики человека, формируя нравственные установки. Поэтому при подборе лексико-грамматического материала необходимо тщательно продумывать воспитательные цели, реализуемые на занятии. В соответствии с воспитательными целями (в материалах ФГОС второго поколения воспитательные цели подробно охарактеризованы в «Концепции духовно-нравственного развития гражданина России», возможно также использование воспитательных целей, исходя из принципов морали) педагог выстраивает не только характер общения на занятии, подбирает формы достижения результата занятия (ролевые, деловые, социально-моделирующие игры), но и тщательно подбирает речевой материал, предлагаемый детям.

Таким образом, личностные УУД реализуются на речевом занятии через постановку воспитательных целей в соответствии с адекватными  технологиями их реализации, а именно: через моделирование ситуации достижения, подбор соответствующего воспитательным целям смыслового содержания речевого  материала, а также через прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В рамках речевого занятия целесообразно начинать с постановки конкретных целей работы – в данном случае актуализируются речевые, коррекционные, обучающие цели. Учитель-логопед, исходя из обозначенных целей, должен чётко ориентировать воспитанника на определённый уровень усвоения (УУД) информации занятия и осознание развития определённых психических процессов. Реализация регулятивных УУД в рамках речевого занятия предполагает также наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания,  обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания и профилактики «застреваемости» детей на задании. Важно помнить, что по ходу занятия педагог периодически возвращается к плану, проводя краткую рефлексию отработанному этапу, а в конце занятия совместно с ребятами обсуждает УУД, сличая с предполагаемыми в начале занятия; запрашивает эмоциональный отклик на приобретенные знания, а также на алгоритм их приобретения.

С целью развития волевой саморегуляции в занятие целесообразно включение упражнений по:

        - обучению правильному дыханию;

        - оптимизации мышечного тонуса и обучению релаксации;

        - развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;

        - развитию чувства ритма;

        - формированию пространственных представлений;

        - динамической организации двигательного акта;

        - формированию сенсомоторных взаимодействий;

        - формированию межполушарного взаимодействия.

        В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, включая  моделирование. Наряду с общеучебными  выделяются универсальные логические действия: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;  установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений,  доказательство.                  С точки зрения формирования познавательных УУД необходимо учить детей выстраивать четкий алгоритм выполнения учебного задания, когда предварительно вспоминаются определённые звенья (блоки информации), правила, способы деятельности, условия выполнения, и только затем проговаривается пошаговое выполнение и составленный таким образом алгоритм применяется на практике.        При реализации УУД познавательной направленности необходимо учителю –логопеду формировать предпосылки к овладению учебным материалом, т.е. устранять  проблему речевого недоразвития, не имея целью изучение программы по русскому языку.

        Коммуникативные действия в контексте современной образовательной политики обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Вся логопедическая работа должна проводиться с позиций восполнения пробелов речевой деятельности, т. е. главной задачей логопеда в процессе коррекционной работы, является формирование субъекта полноценной речевой деятельности. Речевая деятельность ребенка включает, с одной стороны, то, что дает логопед (произношение, звуки, слоги, слова, предложения), а с другой - свободное, активное,  адекватное, осознанное, самоконтролируемое использование детьми в своей речи предложенного специалистом материала. При недооценке коммуникативной стороны речевой деятельности наблюдается так называемая «кабинетная речь», снижение уровня мотивации ребенка к совершенствованию речи. С точки зрения коммуникативной стороны речевой деятельности ребенок овладевает самостоятельным планированием речевого высказывания, умением точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, овладевает диалогической, а на ее основе и монологической формами речи, учится способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми (сотрудничеству, разрешению конфликтов, управлению поведением партнера по общению).   О.Е. Грибова определяет следующие направления совершенствования коммуникативных навыков детей в рамках речевых занятий:

        - развитие различных форм коммуникации;

        -формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия: уметь вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт и др.;

        -освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных ситуациях;

        -совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики и др.

                Таким образом, реализация УУД в рамках речевого занятия предполагает постановку и реализацию речевых, коррекционных, обучающих, воспитательных целей, а также отработку речевого материала, запланированного по теме.

Новизна проекта

Реализация проекта приведет к обновлению содержания коррекционно – развивающей программы по преодолению ОНР 3 уровня у младших школьников, что даст   ряд преимуществ в работе логопеда:

Во – первых, происходит изменение роли учителя; из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Во – вторых, проводится целенаправленная работа по формированию целостной картины мира через принцип метапредметных основ содержания образования.

    В – третьих, увеличивается мотивационный потенциал для детей с речевыми проблемами.

Основное содержание проекта

Созданная и апробированная мною коррекционо – развивающая программа для младших школьников с общим недоразвитием речи не была нацелена на формирование универсальных учебных действий, поэтому  данный проект предполагает для достижения поставленной цели и задач осуществление следующих этапов:

  • Предварительный этап
  • Этап реализации  обновлённой программы.
  • Рефлексивный этап.

Этапы реализации проекта

I этап: ( 2010 - 2011 учебный год) предварительный этап

Задачи:

1.Изучение требований и содержания ФГОС.

2.Пересмотр,  дополнение, обновление содержания  коррекционно – развивающей программы для младших школьников с общим недоразвитием речи в контексте современной образовательной политики.

2 этап: (2011 - 2014) этап реализации проекта

Задачи:

1. Апробация программы.

2. Разработка дидактического материала.

3. Сотрудничество с психологом, медицинским персоналом школы, родителями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.

4.Сотрудничество с заместителями директора школы по УВР, методической работе, учителями начальных классов.

5.Выбор диагностического инструментария, направленного на определение результатов коррекции речевых нарушений,  базовых знаний, умений, навыков, интереса к логопедическим занятиям.

6. Выбор диагностического инструментария, направленного на определение уровня сформированности  универсальных учебных действий.

7. Мониторинг базовых знаний, умений, навыков по пройденному материалу;  сформированности универсальных учебных действий.    

                                  3 этап (2014-2015 учебный год) рефлексивный этап

      Задачи:

1.Оценка эффективности реализации обновленной программы.

2.Оформление педагогических продуктов (презентации, выступления на семинарах, работа в творческой группе, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня).

3. Обобщение и распространение результатов и продуктов образовательной  деятельности.

Концептуальные положения, принципы проекта:

*гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей;

*воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье;

* открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов;

* принципы: пошаговости, нормирования, обратной связи, саморазвития;

* принципы логопедического воздействия: рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; обходного пути, т. е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

*деятельностно ориентированные принципы (принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной  деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

  • Ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • Опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

   -технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения)

   -технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

   -обеспечение преемственности дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования

Концепция системно – деятельностного подхода, в основе которого теория деятельности А.Н.Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, показывает, что включение представлений о развитии и его соотношении с обучением в контексте деятельности фактически означает отказ от сведения развития ребёнка к развитию познавательных функций (мышление, памяти, восприятия и т. д.) и выдвижение на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Формы, методы и средства педагогической работы.

Целевые группы

      Учащиеся начальных классов, имеющие логопедическое заключение: ОНР III уровня.

    Дети с ОНР нуждаются в целенаправленной и своевременной помощи, т.к. недоразвитие речи существенно влияет на процесс овладения этими детьми грамотой, орфографическими навыками, на усвоение всей школьной программы, особенно по русскому языку, отрицательно сказывается на социальной адаптации учеников. Эта группа детей составляет значительный процент неуспевающих школьников.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (неправомерным расширением или сужением значений, смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Информационные: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Интернет-ресурсы  по предметным областям учебного плана ФГОС. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №1 г. Советский.

Человеческие (кадровые):

Заместители директора школы по начальным классам и методической работе.

Учителя начальных классов.

Медицинский персонал.

Психолог школы.

Социальный педагог.

Материально – технические: дидактический материал, программа, компьютер, принтер, компьютерные игры- тренажёры по русскому языку (авторы…), учебно – методические пособия.

План реализации проекта

№п/п

        Мероприятия

   Сроки

       Результат

                                     1  этап.  Предварительный

1

Сбор информации по теме проекта

2010-2011 учебный год

Подобрана научно – методическая литература, Интернет – ресурсы

2

Изучение требований и содержания ФГОС.

2010-2011 учебный год

Выделены универсальные учебные действия и ожидаемые результаты

3

Пересмотр,  дополнение, обновление содержания  коррекционно – развивающей программы

2010-2011 учебный год

Скорректирована программа с опорой на поставленную цель и задачи

4

Разработка материалов для презентации проекта

Апрель – май, 2011г.

Презентация проекта

5.

Разработка программы мониторинга реализации проекта

Май – сентябрь 2011г.

Программа мониторинга

                                  2 этап реализации проекта

1

Апробация коррекционной программы

2012-2014гг.

Диагностический инструментарий

Результаты мониторинга реализации программы

2

Разъяснительная работа среди обучающихся, родителей, учителей начальных классов

2012-2014гг

-Родительское собрание

-Практикумы для родителей

-Работа в творческой группе

2

Разработка дидактического материала

по мере накопления

Дидактический материал по каждому разделу программы, направленный на формирование УУД

3

Подготовка методического материала для проведения консультаций в рамках проекта

по мере формирования

Методический материал:

сценарии занятий, дидактические материалы, доклады.

4

Подбор диагностического инструментария для диагностики устной и письменной речи, интереса к логопедическим занятиям.

2012-2014

Комплект дидактического материала

5

Подбор диагностического инструментария, направленного на определение уровня сформированности  универсальных учебных действий

2012-2014

Комплект дидактического материала

6

Проведение открытых занятий для учителей -логопедов, родителей, учителей начальных классов

2012-2014

Сценарии открытых занятий

                                             3 этап,  рефлексивный

2

Проведение исследований в соответствии с программой мониторинга

2014-2015гг.

Результаты мониторинга

3

Подготовка аналитического материала по итогам проведённых исследований

2014-2015гг.

Результаты мониторинга

4

Систематизация и описание результатов работы

2014-2015гг

-Выступление на методических объединениях учителей – логопедов

-Выступление на семинарах, заседаниях творческих групп

5

Публикация информации на сайте школы о ходе реализации проекта

2014-2015 гг.

Презентация результатов реализации проекта

Ожидаемые результаты

  • обновление и дополнение программного материала коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими ОНР;
  • апробация обновлённой программы;
  • повышение положительной динамики познавательной активности учащихся;
  •  сформированность УУД в ходе реализации программы
  • разработка дидактического материала для формирования универсальных учебных действий и  для осуществления контроля;
  • вовлечение родителей в коррекционно - развивающий процесс;
  • выступление на семинарах, работа в творческих группах по данной теме.  

                                       

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации проекта

Критерии оценки

Показатели критерия

Диагностические средства

Уровень здоровья учащихся

Состояние физического развития учащихся

Профилактический осмотр (АСПОН)

Интерес обучающихся к логопедическим занятиям

Отношение к логопедическим занятиям

-диагностические методики

Уровень обученности

1.Успеваемость

2.Прохождение программы

-контрольные работы, тесты

-анализ выполнения программы; наблюдения

Повышение профессионального мастерства

Трансляция опыта работы педагогической общественности

-выступление с опытом работы;

-участие в конкурсах педагогического мастерства;

-публикация методических разработок

- проведение мастер – классов.

Литература

Приемы и средства обучения

    В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Формы обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

простые;

составные;

комплексные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:

беседа;

экскурсия;

викторина;

зачет;

экзамен;

лекция;

консультация;

диспут;

культпоход;

"бой эрудитов";

шахматный турнир;

концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

урок;

конкурс профмастерства;

праздничный вечер;

трудовой десант;

конференция;

КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

дни открытых дверей;

дни, посвященные выбранной профессии;

дни защиты детей;

недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

формами организации обучения являются:

урок,

лекция,

семинар,

зачет,

консультация,

практика и пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

формы учебной деятельности учащегося (виды);

формы организации текущей учебной работы класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...