О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
материал на тему
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. ..
На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Школа России», потому что наша школа на протяжении многих лет успешно использовала эту образовательную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha_sovremennoy_obrazovatelnoy.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Повестка дня.
1.О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Два года назад наша школа, активно включилась в изучение и разработку нормативно-правовой базы, а в 2011-2012 учебном году уже в 1 класс пришли дети. начавшие свое обучение по новым стандартам.
Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, Управляющем Совете, педагогическом совете.
На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Школа России», потому что наша школа на протяжении многих лет успешно использовала эту образовательную систему.
Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС (см. п. 19.3. ФГОС), но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к ведущим линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.
В начальной школе основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения, формирует у учащихся необходимые умения и навыки учебной деятельности, положительную мотивацию к обучению на основе прочного усвоения базового содержания образования и удовлетворению запросов учащихся в системе групповых занятий.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В основу деятельности при введении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий (создание листа достижений каждого ученика, портфолио, лесенка успеха, «смайлик») т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения первоклассников.
Работа в 1-ом полугодии
В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. Стартовая диагностика представляет собой тест по нескольким критериям:
а) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
б) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.
г) развитие пространственных ориентиров;
д) первоначальные представления об окружающем мире.
Были получены следующие данные:
а) обучение грамоте из 6 человек 2 – знают все буквы ,но не умеют читать слоги, 3 – знают некоторые буквы, не не могут сливать слог, 1-не знает буквы
б) математика – из 6 человек 3 – умеют считать в пределах 10-ти и обратно, 3 человек имеют представление об операциях сложения и вычитания.
в) окружающий мир – 6 из 3 знают времена года, умеют различать растения, животных, птиц.
По полученным данным 3 человека имеют средний уровень готовности,а 3 человека очень слабый уровень готовности.
Проведенная диагностика адаптивных процессов у учащихся 1 класса выявила следующие проблемы:
- Большую трудность представляет саморегуляция поведения;
- Быстрая утомляемость;
- Возбудимость;
- Неорганизованность.
Для успешной адаптации обучающихся 1 класса к школьному режиму учителю были предложены следующие рекомендации:
1.Использовать наглядный материал, так как мышление первоклассников наглядно-образное.
2.Включать в учебный процесс игровые моменты обучения.
3.Применять специальные приёмы и средства запоминания.
Были объединены усилия родителей, учителя по развитию у обучающихся навыка обучения, в работе использованы приёмы, развивающие смысловую память, слухо-речевую память, воображение, мышление. Учитель проводила коррекционно-формирующую работу с детьми, проводилась работа по снятию у обучающихся возбудимости, тревожности.
Так же было проведено изучение уровня достижений личностных результатов для первоклассников, изучение проводилось в форме беседы о школе, а так же были даны типовые задания, нацеленные на личностные результаты. Полученные результаты разделены по уровням. Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
- планирование,
- формирование,
- диагностика,
- план корректировки,
- подбор заданий,
- рефлексия
Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов обучающихся 1 класса с приложением листа в виде рисунка , где каждый ребенок должен самостоятельно оценить свою работу в течение первого полугодия, а также посмотреть, как его работу оценивают одноклассники и учитель. За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями и инструкцией: «Вспомни, чему ты научился в течение 1 полугодия занятий в первом классе »
Зелёный – «У меня получилось!»
Желтый – «Внимательным надо быть!»
Красный– «Надо стараться!»
В результате данной диагностики были получены следующие результаты: 3 человека раскрасили смалики зелёным цветом, 2 человека – желтым и 1 человек-красным т.е. каждый ребенок адекватно оценил свои умения и навыки, полученные в течение первого полугодия.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в первом классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также смайлики: улыбающийся – у меня получилось, хмурый – буду внимательным, плачущий – необходимо тренироваться. Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, использовался мониторинг, при создании которого учитель исходила из требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания (Инструментарий) - уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты. Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому использовала различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.
Были получены следующие результаты за год:
математика – на «4 -5» справились - % обучающихся, на «3» – %
обучение грамоте (чтение) свыше 30 слов в минуту читают – 50%, от 20 до 30 слов в минуту 25%, менее 25 слов-20%
обучение грамоте (русский язык) – на «4 -5» справились %, на «3» – %.
Анализ результатов выполнения итоговой комплексной работы обучающихся
1 класса в 2011-2012 уч.году
Контролируемый элемент | Чел. | % | ||
Всего в классе | 5 | 100 | ||
Писали работу | 5 | 100 | ||
Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня. | 3 | 60 | ||
Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня. | 1 | 20 | ||
Всю комплексную работу выполнили без ошибок. | 0 | 0 | ||
4 – 7 баллов – освоили базовый уровень. | 3 | 40 | ||
1 – 13 баллов – освоили базовый и повышенный уровни. | 1 | 20 | ||
Менее 4 баллов – не освоили базовый уровень. | 2 | 40 | ||
Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы. | 0 | 0 | ||
Часть 1. Основная. | ||||
Правильно выполнили задания: | ||||
Правильно выполнили задание №1 Прочитали 25 - 30 слов. Прочитали более 30 слов. | 10 2 5 | 100 20 50 | ||
Правильно выполнили задание №2 | 9 | 90 | ||
Правильно выполнили задание №3 | 9 | 90 | ||
Правильно выполнили задание №4 | 10 | 100 | ||
Правильно выполнили задание №5 | 9 | 90 | ||
Правильно выполнили задание №6 | 4 | 40 | ||
Допустили ошибки на: | ||||
№1 Прочитали менее 25 слов. | 3 | 30 | ||
№2 | 1 | 10 | ||
№3 | 1 | 10 | ||
№4 | 0 | 0 | ||
№5 | 1 | 10 | ||
№6 | 6 | 60 | ||
Часть 2. Дополнительная. | ||||
Правильно выполнили задания: | ||||
Правильно выполнили задание №7 | 6 | 60 | ||
Правильно выполнили задание №8 | 8 | 80 | ||
Правильно выполнили задание №9 | 5 | 50 | ||
Правильно выполнили задание №10 | 0 | 0 | ||
Правильно выполнили задание №11 | 0 | 0 |
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности учитель уделяет большое внимание этой проблеме, так как начальная школа - важный период в развитии и становлении личности. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей обучающихся учитель использует следующие формы работы: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций на уроке, поиск вариантов решения.
С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам. Воспитательная работа в 1-ом классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения отличается от урочной системы обучения (многообразие игровых технологий, большое количество групповой работы) и была представлена следующими направлениями:
Экологическое направление «Я и природа»
- физкультурно-оздоровительное направление: Клуб «Здоровейка»»;
- духовно-нравственное направление: Клуб «Я и семья», «Я- человек» ;
- гражданско-патриотическое направление: Клуб «Я и Отечество»;
- художественно-эстетическое направление: Клуб «Радуга творчества»;
- научно-познавательное направление: Клуб «Мой мир знаний».
Для всестороннего развития учащихся школа тесно сотрудничает с различными учреждениями социума: , сельской библиотекой, районной школой искусств.
Вся система внеурочной деятельности в школе призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2011-2012 год совместно с ними были проведены такие мероприятия как: «Первый раз в первый класс», «Праздник Азбуки», «Новый год у ворот!», «Мама, любимая мама», «Аты-баты шли солдаты», «Прощай, 1 класс», «УРА! Каникулы!»
Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.
Учителем накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной учебной деятельности учащихся школа частично оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, . Имеет доступ в Интернет.
Начальной школой в 2011 – 2012 учебном году были приобретены:
- 4 ноутбука,
- 2 интеракктивных доски
- 2 мультимедийных проектора,
- наглядные пособия
- классная мебель
Результаты самоанализа по реализации ФГОС в 1-х классах в 2011-12 учебном году, проводился рабочей группой, состав которой был определен приказом директора школы. Самоанализ проводился по следующим направлениям:
1 Соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС к структуре и содержанию основной образовательной программы
начального общего образования.
2 Соответствие организации и содержания внеурочной образовательной деятельности требованиям ФГОС.
3.Соответствияе условий ОУ требованиям ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
По всем критериям рабочей группой сделан вывод, что деятельность школы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
2. Формировать материальную базу учебных кабинетов, игровой комнаты.
3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня
4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
Выводы:
1.Проделана большая работа.
2.Все педагоги школы не просто знакомы, а стремятся и умеют применять на практике различные инновационные технологии
3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру села.
Слушали Т.И. учителя 1 класса:
Я принимала активное участие в семинарах школьного округа, молодых учителей на базе школ района. Совершенствовала свое педагогическое мастерство, как путем самообразования, так и через курсовую систему подготовки по теме: «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»
В рамках ФГОС большое внимание уделяется использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе. На уроках дети работали с обучающими программами, презентациями, просматривали учебные видеофильмы.
Считаю важным участие первоклассников в проектной деятельности, способствующей формированию коммуникативных навыков, умению планировать этапы деятельности, представлять результаты исследования. Мы с ребятами работали над такими творческими проектами как «Моя семья», «Наш класс», «Живая азбука», «Времена года», «Комнатные растения», «Домашние питомцы». Итоговыми продуктами этих проектов были красочно оформленные фотографии, рассказы, рисунки и поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...
Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...