Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
статья по теме

Стрекалова Светлана Юрьевна

 

представлен опыт работы по  организации внеурочной деятельности  по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в  МОУ «Объячевская СОШ» в 1-2 классах. Показано участие социальных партнеров и учреждений дополнительного образования села в решении задач по реализации ФГОС в частности, внеурочной деятельности. А также даны краткие характеристики реализуемых программ курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferenciyu_fgos.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Стрекалова Светлана Юрьевна –зам. директора по УВР в начальных классах МОУ «Объячевская СОШ» (svetl_strek@mail.ru)

         В докладе представлен опыт работы по  организации внеурочной деятельности  по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в  МОУ «Объячевская СОШ» в 1-2 классах. Показано участие социальных партнеров и учреждений дополнительного образования села в решении задач по реализации ФГОС в частности, внеурочной деятельности. А также даны краткие характеристики реализуемых программ курсов.

СЛАЙД 1.                                       

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. 

        В 2010 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в создание условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО) особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное  место  в образовательном процессе.

           Основным преимуществом  внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям возможность заниматься художественным творчеством,  интеллектуальной деятельностью, спортом,  исследовательской  и проектной работой и т.д.  - в соответствии с  желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

СЛАЙД 2.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. 

При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах. В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
СЛАЙД 3           

Внеурочная деятельность  в школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения      
- внутришкольную система дополнительного образования
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей
- организацию деятельности групп продленного дня
- классное руководство.
     Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное,  общекультурное,  спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное.

Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня ученики изучают учебные предметы. Во второй половине дня – работа группы продленного дня, в рамках которой организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. На внеурочную деятельность  для обучающихся 1-ых классов отводится 8 часов в неделю, т.е. в среднем по одному- два часа каждый день, для второклассников – 2,5 часа в неделю ( Школа работает в две смены, нет возможности проводить внеурочную работу для второклассников в школе в таком же объеме как в первом классе).

 Для внеурочной деятельности детей выбраны программы: «Умники и умницы». Школа развития речи, «Умники и умницы». Информатика. Логика. Математика, «Юный эколог», «Смотрю на мир глазами художника», «Волшебный мир кулис», Гимнастика, «Полезные навыки», «Светлячок».

      Занятия проводят  учителя, работающие в начальных классах, педагоги  дополнительного образования  Дома  детского творчества МОУ «Объячевская СОШ», а также педагоги ОУ «Станция юных натуралистов», с которой заключен  договор на безвозмездное оказание образовательных услуг по реализации внеурочной деятельности.

СЛАЙД 4.

Некоторые дети по заявлению родителей посещают не все занятия, предложенные для обучающихся. Дополнительное образование они получают в Детской Музыкальной школе, Школе мастера  (Центре изобразительного искусства и прикладного творчества при главе района), в клубе  бального танца «Надежда» (МАУК «Дом Кино»), в образцовом детском коллективе спортивной аэробики «Орион» (РЦДиК), ДЮСШ,  борцовском клубе «Кречет» (Детский образовательно-оздоровительный спортивный центр), которые работают по  своим  образовательным программам  учреждений дополнительного образования детей.

Учреждения дополнительного образования,  реализующие образовательные программы

  1. Детская музыкальная школа
  2. Школа  мастера  (Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе района)
  3. Клуб  бального танца «Надежда» (МАУК «Дом Кино»)
  4. Образцовый детский коллектив «Орион» (спортивная аэробика) (РЦКиД)
  5.  ДЮСШ  
  6. Борцовский  клуб «Кречет» (Детский образовательно-оздоровительный спортивный центр)
  7. Центр помощи семье и детям

СЛАЙД 5

Для реализации программ воспитательной работы классного руководителя и программ внеурочной деятельности школы  активно привлекаются социальные партнеры.

Социальные  партнеры  по реализации программ  внеурочной деятельности:

  1. ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям»
  2. МУ ДОД «Станция юных натуралистов»
  3. МАУК «Дом Кино и досуга»
  4. Детская районная библиотека
  5. Районный центр культуры и досуга
  6. Районный краеведческий музей им. И. А. Яборова
  7. Районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе МР «Прилузский»
  8. Инспекция  ГИБДД

              Согласно основной общеобразовательной программе  НОО в школе успешно реализуются программы курсов:

СЛАЙД 6 «УМНИКИ  И  УМНИЦЫ»

         Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие “тайны” математики. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Умники и умницы»  «Школа развития речи» и «Математика. Логика. Информатика», являющиеся закономерным продолжением уроков русского языка и математики, их дополнением. Программа курсов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

СЛАЙД 7 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

СЛАЙД 8 «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

        Задания программы «Смотрю на мир глазами художника» направлены на освоение языка художественной выразительности.  Цель программы состоит в том, чтобы дать детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

СЛАЙД 9  «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КУЛИС»

        В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка и была ориентирована на духовное совершенствование каждого человека. Этому служит художественно-эстетическое воспитание школьников, и в частности ритмика и танец.

Стержневая специализация программы «Волшебный мир кулис», ее основная художественно-эстетическая направленность – современный танец с элементами классического, народно-сценического, историко-бытового танца, пантомимы и гротеска.      

СЛАЙД 10  ГИМНАСТИКА

        Для успешного решения задач физического воспитания на протяжении всего периода обучения в школе необходимо применять целый комплекс средств физического воспитания, основное место среди которых занимает гимнастика.

Целью программы является осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие.  

СЛАЙД 11 «СВЕТЛЯЧОК»

Содержание программы духовно-нравственного воспитания и социализации «Светлячок» помогает раскрыть понятия «отзывчивость» и «равнодушие»; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызвать у детей стремление замечать в окружающих положительные качества; помочь детям сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их социального положения.

 СЛАЙД 12  «ПОЛЕЗНЫЕ  НАВЫКИ»

        Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе на уроках дети получают определенные этические знания и представления, однако, этого недостаточно. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время кружковых занятий, которые бы позволили познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в школе, в общественных местах, правилами общения со сверстниками и взрослыми, научить практическим методам самостоятельного принятия решения, ориентированных на собственное здоровье.

        Приоритетной целью занятий курса «Полезные навыки» является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.

СЛАЙД 13  БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

      В расписание занятий внеурочной деятельности 1 класса  1 раз в неделю включено посещение библиотеки. Целью библиотечных уроков является знакомство с библиотекой, вызвать у первоклассников интерес к книге, чтению. Занятия проходят в игровой форме, ребята с удовольствием отвечают на вопросы викторин,  учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, обучаются правилам пользования библиотекой, бережного отношения к книге.

СЛАЙД  14        ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ШКОЛА  БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

        Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

           В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях  в «Школе будущего первоклассника». Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. В этом учебном году занятия школы посещают 60 будущих первоклассников.

         Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Занятия в «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей».

       Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве», который решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

      Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки», в основу отбора содержания положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

СЛАЙД  15 (фотографии)       
     Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей. Продолжительность занятий 20 минут с 10 - 15 минутными перерывами (4  занятия в день посещения).


        Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

СЛАЙД  16     Желаем творческих успехов в реализации ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Методическое пособие "Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к проб...