Главные вкладки

    Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
    статья на тему

    Кателина Анна Александровна

     

    Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    учителя начальных классов

    Кателиной Анны Александровны

    на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

             Одной  из  современных задач  начального образования является                                                                               сохранение и укрепление здоровья детей.

                ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.

                 Среди других важнейших идей ФГОС  НОО:

    1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  Именно  с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».

    2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно  на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.

    3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).

                    Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:

    обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;

    гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.                                          

              Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

    - физическое,

    - психическое,

    - духовное,

    - социальное здоровье.

                Одним из факторов,  обеспечивающих достижение результатов  деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно- обоснованный характер,  последовательность,  учет возрастных и социокультурных особенностей,  информационная безопасность и практическая  целесообразность.

    Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи  деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                                      

    - сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    -дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    -сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    -научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

    -сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    -сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    -обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

    -сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    -научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;      

    -сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.    

    Очевидно, что  решение данных задач направлено   на  формирование у детей:                                                     - знаний,                                                                                                                                                        - установок,                                                                                                                                                                 - личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.  

                  Другими словами, направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

                 Вместе с тем, обязательной  является  и определенная в Примерной  образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.                                                

                    Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных блоков:

    - создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

    - рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

    - эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

    -реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

    Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

    Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

    - соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

    - наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

    - организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

    - оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

    - наличие помещений для медицинского персонала;

    - наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

    Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

    Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

    - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

    - использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

    - введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

    - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

    - индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

    - ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

    Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

     Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

    -полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

             -рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

    -организацию занятий по лечебной физкультуре;

    -организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

    -организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

    -организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

    -регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

    Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.

             Реализация дополнительных образовательных программ  предусматривает:

    -внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

    -проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

    -создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».

    Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

    -интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

    -проведение часов здоровья;

    -факультативные занятия;

    -занятия в кружках;

    -проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

    -организацию дней здоровья.

    Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

    -лекции по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

    -организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

    Итак, на основе   определенных  целей, задач и  системы работы  проектируются Программа. Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  - это комплексная программа деятельности образовательного учреждения.

     

                                                                                                                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

    представлен опыт работы по  организации внеурочной деятельности  по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...

    Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

    Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

    Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

    Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

    Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)

    Приведены рекомендации по орагнизации  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...

    Федеральный государственный оброазовательный стандарт начального общего образования

    ФГОС НОО - это совокупность требований , обязательных при реализации основной образовательной программы начального образования образовательными учреждениями, имеющими  государственную аккред...