Методическое пособие "Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
учебно-методическое пособие по окружающему миру

Гафиятуллина Диана Рафисовна

 

Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к пробной практике. Составлено на основе изучения и анализа требований ФГОС НОО и сопроводительных материалов: «Примерные программы по окружающему миру», «Планируемые результаты начального общего образования». Пособие позволит сделать данную деятельность более грамотной, полной. А это будет способствовать развитию интереса и положительной мотивации к учению у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_2.docx122.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_1/15/d-14419/14419_html_m2780dcbb.gif

Альметьевск,2020

Организация внеурочных занятий по окружающему миру  в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Составитель: учитель начальных классов Гафиятуллина Диана Рафисовна

Рецензент: Отличник образования РБ, Почётный работник СПО РФ, преподаватель педагогики и  методики начального обучения БГТК г. Белебей РБ - Рашитова Ильсияр Раисовна

Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к пробной практике. Составлено на основе изучения и анализа требований ФГОС НОО и сопроводительных материалов: «Примерные программы по окружающему миру», «Планируемые результаты начального общего образования». Пособие позволит сделать данную деятельность более грамотной, полной. А это будет способствовать развитию интереса и положительной мотивации к учению у младших школьников.  

Содержание

Введение…………………………………………………………………4

Программа внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению для учащихся 4-го класс «Знакомые незнакомцы» ……………………………..………………………………………………5

Методические рекомендации  и требования по организации и проведению внеурочных занятий по окружающему миру в начальной школе…………………………………….……........................................21

Заключение……………………………………………...........................24

Список  литературы………………………………………………….....25


Введение

Основные трудности при обучении учащихся начальных классов связаны с изучением предметов. Окружающий мир считается несложным предметом в школе, однако изучение окружающий мир не становится менее важным.

 Курс окружающего мира в начальных классах знакомит детей с научными методами исследования, которые свойственны любой естественной науке. Дети ставят опыты, выполняют практические задания, проводят наблюдения, делают систематические записи. Это расширяет природоведческое познание, развивает мышление, обогащает речь ребенка.

 Программа начальных классов по окружающему миру дает первые сведения о природных явлениях и их взаимосвязях, о том, как природа влияет на жизнь и труд людей и как люди влияют на состояние окружающей среды. Это воспитывает интерес и любовь к природе.

 Изучая окружающий мир, ребенок узнает, что такое живая и неживая природа, как сезонные изменения в неживой природе меняют жизнь растений и животных.

 В этом - основная цель курса окружающего мира: формирование у учащихся логического мышления, развитие научного языка, расширение знаний об окружающем мире.

Определенная роль в этом направлении отводится внеурочной работе по окружающему миру.


Программа внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» эколого-биологического  и духовно-нравственного  направления для  учащихся 4-го класса.

Пояснительная записка

1. Название, автор и год издания  программы  внеурочной деятельности, на  основе которой разработана  программа.

 Программа внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» (4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011; Программы «Окружающий мир. Мир чудесных вещей и их изобретений», автор – составитель Е.М.Елизарова. – Волгоград: Издательство «Учитель».

2. Направление и особенности программы внеурочной деятельности.

Программа имеет экологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

3. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ.

Курс «Окружающий мир. Мир чудесных вещей и их изобретений» рассчитан на 34 часа.

Программа «Знакомые незнакомцы» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) согласно учебному плану.

Программа охватывает и конкретизирует 2 раздел курса «Окружающий мир. Мир чудесных вещей и их изобретений» «Живое чудо». Этот раздел рассказывает о самых обыкновенных животных, которые живут рядом с человеком тысячелетия,  и о птицах.

4. Актуальность, педагогическая целесообразность.

        Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

        Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

5.Цель и задачи программы

        Цель:формирование знаний о природе  и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности.

В реализации данной программы внеурочной деятельности участвуют дети 9-11 лет,

4 класс

7. Сроки реализации программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» рассчитана на 1 год обучения (35 часов).

8. Формы и режим занятий

         Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

       Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

 Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

9.  Место  курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 35 часов.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут

10. Ожидаемые результаты

Личностные УУД:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметными  результатами изучения программы «Знакомые незнакомцы» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы  «Знакомые незнакомцы» в 4-м классе являются формирование следующих знаний и  умений

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-способы сохранения окружающей природы;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

11. Формы подведения итогов

Выставки, праздники, конкурсы, учебно-исследовательские конференции.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  - 35 часов

№ п.п

Тема

Количество часов

1.

ВВЕДЕНИЕ

1ч.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ

Заяц - «Длинное ухо»

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Серый хищник – волк

Хозяин леса – медведь

Любознательный зверёк – белка

Куница - охотник на белок

Лесной красавец – лось

Сердитый недотрога – ёж

Подземный житель – крот

Всеядное животное — барсук  

Бобр-строитель

Запасливый бурундук

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Мышка-норушка

Рысь - родственник кошки

Соболь - «дорогой» зверёк

Тигр - самая большая кошка на Земле

 Косуля - самый маленький европейский олень

Обобщающий урок о диких животных

19ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ

Воробей - самая распространённая птица на Земле

 Ворона - «интеллектуальная» птица

Ворон - красивая, умная птица

 Сорока - белобока - «лесная сплетница»

 «Лесной доктор» - дятел

Соловей - «великий маэстро»

Галка - городская птица

Загадочная птица - кукушка

 «Пернатая кошка» - сова

Любимая птица – снегирь

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

Наш  добрый сосед - скворец

«Золотая  птица» — иволга.

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.  

Мы – друзья природы

15ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

                                  Итого:              35ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» - 35 часов

п\п

Разделы программы

и темы учебных  занятий

Количество часов

теория

практика

УУД

1.

1.   Введение     (1 час)

1

1.1.

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности.

.Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов  с целью выделения признаков.

2.

  2.   Дикие животные  ( 19 часов)

9

10

2.1

Заяц - «Длинное ухо»

0,5

0,5

2.2.

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

2.3

Серый хищник - волк

0,5

0,5

2.4

Хозяин леса - медведь

0,5

0,5

2.5

Любознательный зверёк -белка

0,5

0,5

2.6

Куница - охотник на белок

0,5

0,5

2.7

Лесной красавец - лось

0,5

0,5

2.8

Сердитый недотрога- ёж

0,5

0,5

2.9

Подземный житель - крот

0,5

0,5

  2.10

Всеядное животное — барсук

0,5

0,5

  2.11

Бобр-строитель

0,5

0,5

  2.12

Запасливый бурундук

0,5

0,5

  2.13

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

2.14

Мышка-норушка

0,5

0,5

 2.15

Рысь - родственник кошки

0,5

0,5

 2.16

Соболь - «дорогой» зверёк

0,5

0,5

  2.17

Тигр - самая большая кошка на Земле

0,5

0,5

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

2.18

Косуля - самый маленький европейский олень

0,5

0,5

2.19

Обобщающие занятие о диких животных

«Знай животных своего края»

1

   3.

3.   Пернатые  жители   (15 часов)

8

7

3.1

Воробей - самая распространённая птица на Земле

0,5

0,5

3.2

Ворона - «интеллектуальная» птица

0,5

0,5

3.3

Ворон - красивая, умная птица

0,5

0,5

   3.4

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

0,5

0,5

  3.5

«Лесной доктор» - дятел

0,5

0,5

3.6

Соловей - «великий маэстро»

1

   3.7

Галка - городская птица

0,5

0,5

3.8

Загадочная птица - кукушка

0,5

0,5

   3.9

«Пернатая кошка» - сова

0,5

0,5

  3.10

Любимая птица - снегирь

0,5

0,5

3.11

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

0,5

0,5

 3.12

Наш добрый сосед - скворец

0,5

0,5

3.13

«Золотая птица» — иволга

0,5

0,5

 3.14

Обобщающее занятие о птицах

Мы – друзья природы

      1

3.15

Обобщающее занятие о животных и птицах

1

18

17

                                                 Итого:

35


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

              «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер.из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.


Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9.Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук  (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

 «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» (15 ч.)

Тема 21.  Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.


Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш  добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая  птица» — иволга. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (1час)

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

Тема 35. Мы – друзья природы (1час)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». – М.: Слово, 2000

- Программа «Окружающий мир. Мир чудесных вещей и их изобретений», автор – составитель Е.М.Елизарова. – Волгоград: Издательство «Учитель».

Печатные пособия

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD)

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

Методические рекомендации  и требования по организации и проведению внеурочных занятий по окружающему миру  в начальной школе.

  1. Санитарно-гигиенические требования:

-внеурочная деятельность не более 1,5 часов в день, не более 7,5 часов в неделю.

-длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности, поэтому следует учитывать возрастные особенности обучающихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%);

- максимальная смена образовательной среды: помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий;

-просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - ых классов;

-в организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки  на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю;

-в группах продленного/полного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени обучения составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа;

-рекомендуется для организации внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы;

- наличие благоприятной психологической атмосферы.

2. Технические требования:

-мобильный компьютерный класс для учащихся начальной школы с соответствующим программным обеспечением;

-нужна комната релаксации или игровая так как детям, только что вышедшим из детского сада, где другой режим дня трудно адаптироваться к новым условиям;

-обновленное спортивное оборудование, мебель в учебных кабинетах;

-параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий: должны быть определены шкафы, стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы;

-при оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.

3.Методические и педагогические требования:

-руководители кружков самостоятельно изготавливают раздаточный и наглядный материал, продумывают систему оценивания сформированности универсальных учебных навыков;

-наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

-умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

-часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающегося и/или его родителей (законных представителей). Соответственно количество часов на каждого обучающегося определяется индивидуально;

-при организации внеурочной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности каждой группы учащихся;

-переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

-переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся;

-занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования;

-учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем в Журнале учета внеурочной деятельности. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

4.Современные требования:

-обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

-заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

-информативность используемого материала;

-привлекательность форм внеурочной работы;

-обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

-целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

-массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.


Заключение

В данной работе представлены программа и методические  рекомендации. Выявлено, что наиболее удачными методами работы оказались практические, наглядные, частично-поисковые, исследовательские. Приемов работы по развитию поисковых способностей  достаточно много. Данные виды работ позволяют развить поисковые способности, расширить знания, кругозор, внимательность, наблюдательность учащихся, пригодятся им в практической жизнедеятельности.

Представленные методические рекомендации и материалы могут быть использованы при организации внеурочных  занятий по окружающему миру  в рамках введения ФГОС НОО.


Список литературы:

     1 Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.

     2. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика.  1990.-№12.-С.47-49.

     3. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево //Начальная школа. - 1997.- № 4- С.48¾52.

4.  Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». – М.: Слово, 2000

5. Яковенко Г.П. Энциклопедия – школьнику. – Киев: «Сканнер», 1994г.

6. Молодняков, А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913

7. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 4-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.-64с.

8.[Текст]: учебник/  Обучение и воспитание шестилетних первоклассников. - К., 2010. -47с.

9. Программа воспитания школьника: Первоклассник //Внешкольное время. - 2006. - № 3. – с.64.


Для заметок