Доклад «Психологическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях»
презентация к уроку по теме

Чернавцева Людмила Геннадьевна

 

Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:

  • Обеспечение преемственности в  психологическом   сопровождении  формирования детей дошкольного и младшего школьного возраста; 
  • Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка;
  • Организация   психологического   сопровождения   внеурочной   деятельности  обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания;
  • Создание  психологически  безопасной образовательной среды.

       Таким образом, на педагогов-психологов образовательных учреждений возлагается очень большая ответственность, ставятся новые задачи, расширяется их функционал, возрастает потребность в качественных психологических услугах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_psikholsoprovozhdenie.ppt2.66 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях» Педагог-психолог МБОУ СОШ №8 Чернавцева Л.Г.

Слайд 2

«Главные задачи современной школы: - раскрытие способностей каждого ученика, - воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» ; - из Национальной инициативы «Наша новая школа».

Слайд 3

Задачи педагога-психолога: - Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования детей дошкольного и младшего школьного возраста; - Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка; - Организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания; - Создание психологически безопасной образовательной среды.

Слайд 4

Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов

Слайд 5

Психологическое сопровождение педагогов нацелено на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся.

Слайд 6

Сопровождение родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Слайд 9

Результаты психологического обследования младших школьников на начало учебного года Цель: изучение психического развития учащихся; выявление причин, препятствующих успешному обучению, наметить дальнейший образовательный маршрут. получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Слайд 10

Используются следующие методики: 10 слов А.Р.Лурия.(оперативная память) 10 букв (зрительная память) Корректурные пробы. Методика Бурдона.(внимание, саморегуляция) графический диктант (саморегуляция, умение ориентироваться на листе бумаги) «Продолжи узор» (мышление, моторика) стандартная беседа Нежновой (мотивация учения, отношение к школе) рисуночный тест «Что мне больше всего нравится в школе» (мотивация учения, отношение к школе) наблюдение /непосредственное, опосредованное/(адаптация к школе)

Слайд 11

Сравнительный анализ школьной адаптации ЦЕЛЬ: на основе сравнительного анализа, выявить общие причины возможной дезадаптации первоклассников, разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей учащихся.

Слайд 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА ПРОФИЛЬ – КЛАССА учитель: _________________________________

Слайд 13

Договорившись в своем коллективе о едином ценностно-ориентационном пространстве, выработав и приняв общие способы организации контактов с ребенком, включив в это пространство семью школьника, мы сможем по-настоящему эффективно реализовывать идеи, заложенные в образовательной программе, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте.



Предварительный просмотр:

             Слайд 1.        Психологическое сопровождение

введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях

            Слайд 2.    «Главные задачи современной школы:

 - раскрытие способностей каждого ученика,

 - воспитание  личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»; (из Национальной инициативы «Наша новая школа»)

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Слайд 3.   Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:

  • Обеспечение преемственности в  психологическом   сопровождении  формирования детей дошкольного и младшего школьного возраста;  
  • Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка;
  • Организация   психологического   сопровождения   внеурочной   деятельности  обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания;
  • Создание  психологически  безопасной образовательной среды.

       Таким образом, на педагогов-психологов образовательных учреждений возлагается очень большая ответственность, ставятся новые задачи, расширяется их функционал, возрастает потребность в качественных психологических услугах.

     Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. 

       Слайд 4 .     Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.

   В данное время программа психологического сопровождения реализуется с тремя первыми и четырьмя вторыми классами МБОУ СОШ №8

   В результате проведенного в начале учебного года исследования в 1-х классах формируются  группы «риска». В состав групп входят дети, недостаточно психологически подготовленные к систематическому обучению в школе.

 В течение года с детьми проводятся коррекционно-развивающая работа по программам М.Р.Битяновой, Н.П.Локаловой, проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия. В конце учебного года прослеживается динамика развития произвольности познавательной деятельности учащихся.

          В 1-х классах в течение года проводится тренинг общения по программе «Первые шаги в школе». В состав данных групп входят дети двигательно расторможенные, быстро утомляемые, социально дезадаптивные.  

          По результатам исследования причин, препятствующих обучению учащихся в школе, совместно с педагогами  разрабатываются развивающие психокоррекционные мероприятия  по развитию познавательных способностей детей и активизации мыслительной деятельности.  

В результате работы видна динамика развития психических процессов.

Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является  успешная адаптация  учащихся к  школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Слайд 5.     Психологическое сопровождение педагогов нацелено на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей  школе  психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций. «Профилактика дезадаптации детей к школе» в 1-х классах, «Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка»,

Слайд 6-11.  «Использование активных методов взаимодействия в работе с родителями», «Работа классного руководителя с учащимися, требующими особого педагогического контроля».

Мастер-класс «Наши трудные дети», на котором даются практические задания, которые можно использовать педагогам при работе с «трудными» детьми. С целью профилактики синдрома эмоционального сгорания проводятся практические занятия, в результате которых педагоги учатся находить ресурсы, восстанавливать силы после напряженных уроков и т.д.

           С целью повышения работоспособности, профилактики переутомления в течение года проводятся занятия с элементами психогимнастики. В результате занятий педагоги и дети учатся методам снятия напряжения, повышения эмоционального настроя на работу, позитивного принятия нововведений.

        Слайд 12.      Сопровождение родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает  выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

      Слайд 13-17.     Консультации, практикумы для родителей: «Адаптация будущих первоклассников к началу обучения в школе». «Формы и методы развития познавательных способностей ребенка», «Домашние обучающие игры», «Обучение эффективному взаимодействию в сфере ребенок-родитель», родительское собрание «Трудный ребенок», открытое родительское собрание «Создание ситуации успеха и родительская поддержка младшего школьника».  Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по результатам диагностического обследования, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, родителей, педагогов.

  Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

Слайд 18.   Результаты психологического обследования

младших школьников на начало учебного года

Цель:

  1. изучение психического развития учащихся; выявление причин, препятствующих успешному обучению, наметить дальнейший образовательный маршрут.
  2. получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Слайд 19.  Используются следующие методики:

  1. 10 слов А.Р.Лурия.(оперативная память)
  2. 10 букв (зрительная память)
  3. Корректурные пробы. Методика Бурдона.(внимание, саморегуляция)
  4. графический диктант (саморегуляция, умение ориентироваться на листе бумаги)
  5. «Продолжи узор» (мышление, моторика)
  6. стандартная беседа Нежновой (мотивация учения, отношение к школе)
  7. рисуночный тест «Что мне больше всего нравится в школе» (мотивация учения, отношение к школе)
  8. наблюдение /непосредственное, опосредованное/(адаптация к школе)

Слайд 20.    Сравнительный анализ школьной адаптации

ЦЕЛЬ: на основе сравнительного анализа, выявить общие причины  возможной дезадаптации первоклассников, разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей учащихся.

 

Слайд 21.          ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ       КАРТОЧКА      ПРОФИЛЬ – КЛАССА

                                 учитель: _________________________________                                  

Фамилия, имя ребенка

       Мотивы   учения

Волевые черты      характера

познавательные способности

Нравственные черты характера

Любознательность

Трудолюбие

Одобрение учителей

Ответственность перед коллективом

Стремление к самоутверждению

Произвольное внимание

Настойчивость в работе

Дисциплинированность

Организованность, самоконтроль в работе

Память

Мышление

Наблюдательность

Речевое развитие

Чувство товарищества

Толерантность

       Введение стандарта второго поколения требует активного участия педагога - психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы, оказания помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС, консультирования учителей по вопросам формирования УУД учащихся. Также велика роль психолога в разработке пакета психодиагностических методик, направленных на диагностику УУД. Работа педагога - психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

       При всем разнообразии педагогических и психологических способов реализации идеи сопровождения важно понимать, что фактически единственным по-настоящему значимым результатом этой деятельности является развитие ребенка. Сохранение его физического, социального, психологического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия не может отходить на второй, третий план за идеи освоения им компонентов учебной и внеурочной деятельности. В современной реальности это не просто равнозначные задачи, это единственный путь, способный обеспечить долговременное сотрудничество школы и ребенка. При нарушении подобного баланса мы сталкиваемся со снижением познавательного интереса, нежеланием прикладывать усилия, повышенной утомляемостью и общим ослаблением психосоматического состояния школьника. Система внутришкольного взаимодействия подразумевает большое количество субъектов, оказывающих влияние на ребенка, поэтому необходимо понимать, что если их усилия разнонаправлены, ни о каком достижении результатов невозможно вести речь.

        Поле подобного взаимодействия участников образовательного процесса можно определить, если иметь в виду основные ценности, относительно которых мы стремимся выстроить вектор развития ребенка.

Слайд 22.  Только договорившись в своем коллективе о едином ценностно-ориентационном пространстве,  только выработав и приняв общие способы организации контактов с ребенком, только включив в это пространство семью школьника, мы сможем по-настоящему эффективно реализовывать идеи, заложенные в образовательной программе, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте.

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

                 ПСИХОЛОГОВ ГОРОДА :

      «Психологическое сопровождение

введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях»

                                               Подготовила и выступила : педагог-психолог

                                                                                              Чернавцева Л.Г.

                                           г. Каменск-Шахтинский -2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджиха

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовательной п...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с: -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с:-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образоват...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джидж

Рабочая программа по  русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -Осно...

Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -Уче

Рабочая программа по  музыке для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовате...

Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -

Рабочая программа по  технологии для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовательной пр...