Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
презентация к уроку по теме

Правшина Любовь Алексеевна

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoy_seminar.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на городском семинаре. Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации ф едерального государственного образовательного стандарта н ачального общего образования Правшина Л.А. учитель начальных классов МАОУ прогимназия «Центр детства» 2010 г. Новый Уренгой

Слайд 2

О бладает педагогическими умениями Способен к мобильности, гибкости при проектировании собственной педагогической деятельности.

Слайд 3

Требования к составлению рабочих программ

Слайд 4

Пояснительная записка Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках ФГОС, авторской программы курса «Обучение грамоте» Н.В. Нечаевой, что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта в области русского языка и литературного чтения. В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Цели курса: познавательная – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокультурная – формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи. Задачи периода обучения грамоте: активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе; расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению; развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку. Программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение». Основные содержательные линии курса «Обучение грамоте » представлены следующими содержательнымиблоками : «Развитие речевой деятельности» и «Система русского языка». Так как учащиеся 1-а класса имеют разный уровень лингвистической подготовки к школе, то при составлении программы были учтены следующие особенности класса: 8% учащихся владеют навыком беглого чтения целыми словами, 48% - слоговое осознанное чтение небольших текстов, 16% - неосознанное слоговое чтение предложений, 8% - чтение отдельных несложные по составу слова, 20% - не читающие дети. Учитывая данные показатели, особое внимание было уделено дифференцированному подходу в обучении, который создает условия для включения в активную учебную деятельность всех учащихся. При составлении программы акцент был сделан на развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. Это обусловлено недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков учащихся. Первичное наблюдение, собеседование с первоклассниками, выявило низкий уровень развития фонематического слуха. Поэтому в планировании увеличено количество уроков на формирование умения выполнять фонетический анализ, который осуществляется на фоне доступного детям смыслового и грамматического анализа слов, предложений и текстов. Фонетическая работа, выстроенная таким образом, позволит значительно уменьшить количество дисграфических ошибок (предпосылки на возникновение которых, имеются у ряда учащихся – по показаниям логопедического обследования в дошкольном возрасте).

Слайд 5

Результаты изучения учебного предмета Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; как явление национальной культуры. Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека. Метапредметные : умение задавать вопросы, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Предметные: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, предложение.

Слайд 6

Тема, содержание курса Из них Деятельность учащихся УУД Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, непарные твердые согласные, непарные мягкие согласные, звонкие и глухие непарные согласные звуки Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки неродной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Познавательные УУД: знаково-символические; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: постановка вопросов; умение выражать свои мысли полно и точно; разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: целеполагание ; волевая саморегуляция . Тематическое планирование

Слайд 7

№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Учеб-ник (c.) Планируемые результаты освоения материала Дата проведения План Факт 1. Знакомство с учебником. История речи. Схема предложения 1 Комбинированный Условные обозначения. Иллюстрации, обложка, форзац. Схема предложения. Устная и письменная речь 4—7 Знать чему учили детей в древности, чему учат современных детей. Уметь различать устную и письменную речь. 2 История речи. Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. Схема предложения 1 3 Мир, Россия, родина, семья. Знакомство со средствами устного общения 1 4 Звук и его письменный знак. Схема слова 1 Комбинированный Представление о своей Родине, ее столице, своем родном городе, селе. Средства устного общения. Схема слова. Разделение понятий «слово», «предмет» 8-10 Уметь различать устную и письменную речь. Учебно-тематическое планирование по обучению грамоте

Слайд 8

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях: между целью, адресатом, местом общения и формой общения; между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными); между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов); о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах и корне слов. Обучающиеся должны владеть общеучебными действиями (в рамках изученного): группировать языковой материал по заданным основаниям; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников; слушать и отвечать на заданный вопрос; пользоваться учебными книгами. Обучающиеся должны знать/понимать: признаки предложения (смысловая и интонационная законченность); оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ; звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); признаки гласных и согласных звуков; признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких; написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ; алфавит; Обучающиеся должны уметь: голосом показывать различия и цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения); читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;

Слайд 9

Материально-техническое обеспечение учебного курса «Обучение грамоте» Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради). Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Таблицы к разделам грамматического материала, содержащегося в программе курса. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету. Технические средства обучения Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Персональный ноутбук. Образовательные ресурсы (диски). Игры Набор ролевых игр, игрушек и конструкторов. Настольные развивающие игры. Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Стенды для вывешивания иллюстративного материала

Слайд 10

Литература Программа «Обучение грамоте» для 1 класса, Н.В. Нечаева. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009 Ппримерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. Учебник «Азбука», 1 класс, Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец . – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте», Н.В. Нечаева. -. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. Тетради по чтению к «Азбуке», 3-х частях, Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец Я читаю? Я читаю. Я читаю! – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010. Тетради по письму 1 класс в 4-х частях, Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва . - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса «Звуки и буквы», О.А. Мельникова. - – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010. Сборник контрольных и проверочных работ для 1-х – 4-х классов (система Л.В. Занкова ). – М.:Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова , 2001.

Слайд 11

При составлении рабочих программ я руководствовалась Основной образовательной программой Учебным планом общеобразовательного учреждения Примерными учебными программами

Слайд 12

Методическая литература

Слайд 14

Центры развития

Слайд 15

Центр экономического воспитания Курс «Школа юного экономиста» Программы: «Экономика» Т.В.Свиридова, Т.Н.Проснякова «Школа юного экономиста» М.М.Воронина

Слайд 16

Исследовательский центр Курс «Я - исследователь» Программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» Н.Шумакова

Слайд 17

Центр логики Шахматный кружок «Ладья» Программа: «Шахматы, первый год» И.Г.Сухинина

Слайд 18

Лаборатория Почемучки

Слайд 19

Центр нравственно- п атриотического воспитания

Слайд 20

Центр экологического воспитания

Слайд 21

Центр здоровья

Слайд 22

Центр психологической разгрузки

Слайд 23

Центр речевого развития

Слайд 24

Центр искусства

Слайд 25

Ритмика и танец

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

Планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы....

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Краеведение как средство реализации требований Стандарта начального общего образования

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. Разработанный материал способствует патротическому, гражданскому воспитанию, приобщают учащихся к и стории своего края....