Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
материал по теме

Синькова Наталия Леонидовна

Стандарты второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_fed._obrazovat._standartov.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.01 ББК 74.202 К65

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году

Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005), реализуемого Российской академией об разования по заказу Федерального агентства по образованию.

Разработчики   проекта: А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов,  Н. Д. Никандров,

В. А. Поляков , М. В. Рыжаков,     В. В. Фирсов

Концепция федеральных государственных образова-К65 тельных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузне цова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019046-6.

УДК 37.01 ББК 74.202

ISBN 978-5-09-019046-6               © Российская академия образования, 2008

© Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2008.  Все права защищены

Содержание

Введение ................................................................................................................................................. 4

Раздел I. Общие положения Концепции федеральных госу дарственных образовательных стандартов общего образо вания

1.1.  Стандарт как общественный договор........................................................................................... 7

1.2.  Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения 10

1.3. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов ……………………… 11

1.4.  Стандарт как инструмент реализации государственной по литики в области образования..14

1.5.  Статус государственного стандарта общего образования  …………………………………..15

Раздел II. Модель построения государственных стандартов общего образования (основные компоненты и структура компонентов стандарта)

2.1.  Общие положения.........................................................................................................................16

2.2.  Структура компонентов государственных стандартов обще го образования..........................17

2.3.  Нормативное сопровождение Требований к структуре ос новных общеобразовательных программ и результатам их освоения ................................................................................................ 20

2.4.  Нормативное сопровождение Требований к условиям реа лизации основных общеобразовательных программ.........................................................................................................23

Раздел III. Разработка, утверждение, введение и контроль исполнения стандартов

3.1.  Порядок разработки, утверждения и введения стандартов…………………………………...24

3.2.  Контроль исполнения стандартов............................................................................................   25

Введение

     Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого ребенка на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

     Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

     Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

     Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

     В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт – средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

     Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

     Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее  время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

     Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

     Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу.

     Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т.д. В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты.

     Создание стандартов первого поколения было прежде все го инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х гг. XX в. ситуации многообразия обра зовательных систем. Реальная угроза развала единого образова тельного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариант ного минимально допустимого (достаточного) уровня содержа ния и требований к подготовке выпускников.

     Надо отметить, что эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они (во многом невольно и вопре ки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприя тия со стороны части общественности, ряда учителей, рассмат ривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании.

     В условиях новых социальных реалий в России, перехода че ловечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и куль турного развития страны. В начале XXI в. мир вступил в пе риод глобальных изменений цивилизационного масштаба. Пе реход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, ак тивизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющих ся условиях, что требует умения решать постоянно возникаю щие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поли культурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толе рантности.

     Признаком времени является повышенная профессиональ ная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на про тяжении всей жизни».

     На первый план выходит важнейшая социальная деятель ность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей эко номики и нового общественного устройства. Важнейшее значе ние приобретают социальные эффекты, производимые обра зованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и рели гиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

     «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концеп ции модернизации Российского образования», — нужны совре менно образованные, нравственные, предприимчивые люди, ко торые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... спо собны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастаю щего поколения, ориентиром в достижении средствами образо вания идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.

     Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной эконо мики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Пу тина: «Свободный человек в свободной стране».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы по рождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколе ния стандартов.

     Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализован ные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потен циал для разработки стандартов нового поколения.

Раздел I

Общие положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1.1 Стандарт как общественный договор

     Перемены, происходящие в России, требуют активного по иска общественных ориентиров, отражающих как преемствен ность исторического развития, так и необходимость определе ния цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой циви лизации и самобытность отечественной культуры.

     Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отве чает данной цели. Система образования — сфера жизни обще ства, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, ра ботников системы образования, людей, ее обслуживающих, за трагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации.

     Опыт создания отечественных стандартов образования по казывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и про цедура принятия будут основаны на выявлении и согласо вании индивидуальных, общественных и государственных по требностей в общем образовании. Периодически возобновляе мый в связи с разработкой стандартов процесс выявления и согласования социально-образовательных потребностей вно сит большой вклад в консолидацию личности, общества и го сударства, поскольку прямо указывает на наличие широких областей общих интересов. Поэтому миссия стандартов про является еще и в том, что их разработка и реализация рас сматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования. В таком пони мании индивидуальные, общественные и государственные по требности и интересы в общем образовании можно классифи цировать следующим образом.

     Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, соци альной и профессиональной успешности обучающихся.

     Личная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

     Социальная успешность — органичное вхождение в соци альное окружение и плодотворное участие в жизни общества.

     Профессиональная успешность — развитость универсаль ных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.

     Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей.

     Безопасный и здоровый образ жизни — следование прин ципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

     Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, раз витость правосознания, умения делать осознанный и ответ ственный личностный выбор.

     Социальная справедливость — освоение и принятие иде алов равенства, социальной справедливости, гармонии и раз нообразия культур как демократических и гражданских цен ностей.

     Благосостояние — активная жизненная позиция, готов ность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и об щественное благополучие в условиях рыночной экономики.

     Государственные требования — государственные запросы в области общего образования — представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных по требностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

     Национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, фор мирование гражданской идентичности в подрастающем по колении.

     Развитие человеческого капитала — подготовка поколе ния нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общест ва, экономики, основанной на технологиях и знаниях.

     Конкурентоспособность — фундаментальная общекультур ная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования, фор мирование компетентности по освоению новых компетенций.

     Согласование потребностей и интересов является важней шим шагом успешности политики вообще и политики в обра зовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личнос ти не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности заключаются в том, что в сложном диффе ренцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

     Государственный интерес в этом случае заключается преж де всего в решении остро стоящей задачи обеспечения досту па к качественному образованию всех слоев общества вне за висимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий. Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и ре шить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мире. Принципи ально необходимой чертой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вари ативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участни ками образовательного процесса: учениками и педагогами, про фессиональными и национальными сообществами.

     Исходя из этого, федеральные государственные образова тельные стандарты не могут регулировать все школьное обра зование в целом. Устанавливаемые им нормы (цели, требова ния к образовательным результатам, содержание образования, система оценивания и др.) в полной мере охватывают только инвариантную часть образования. Относительно вариативной части, включая внеурочную работу, федеральный стандарт оп ределяет только временные нормативы (соотношение между объемами отдельных составляющих Базисного образовательно го плана) реализации содержания образования, обеспечиваю щего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых.

     Стандарт как важный инструмент организации деятельнос ти субъектов образовательной системы требует четкой фикса ции предмета организации. Таким предметом являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процес са: условия, средства, ресурсы и т. д. В принципе все три уров ня предметов регламентации возможны и необходимы, по скольку модернизация системы образования состоит в перехо де к системному управлению, но приоритетными являются регламентация целей и четкая фиксация требований к резуль тату с одновременным принятием требований к процедурам оценки результата. Учитывая вариативный характер системы образования, необходимо четко указать границы (рамки) воз можных вариаций и ясно заявить о том, что не подлежит из менению.

     Только в этом случае стандарт может пониматься как базо вый комплексный государственный документ, совокупно опре деляющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как важный фактор финансо вого управления системой образования, как форма «обществен ного договора».

     Таким образом, стандарт может быть инструментом пра вового регулирования отношений субъектов системы образо вания, с одной стороны, и государства и общества — с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т. е. описаны процедуры измерения и заданы критерии дости жения требований к результатам).

     Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а так же квалификационные процедуры подтверждения соот ветствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предме том диалога как внутри системы, так и между обществом и го сударством.

     Образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозицию целей образования, должны быть ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп и связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия от ражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

     Естественным является желание семьи, общества, государ ства поднять уровень образования как можно выше. Однако на до отчетливо понимать, что задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факто ров. Важнейшими из них являются:

—  доступность требований стандартов, соответствие их позна вательным возможностям основной массы учащихся опреде ленного возраста;

—  различный уровень мотивации, интереса отдельных школь ников к тем или иным областям знаний и деятельности, спо собностей к их освоению;

—   ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых;

—   материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы.

     Ясно, что максимальные (желаемые) результаты не могут стать нормой, задаваемой стандартами. Это не позволит обеспе чить доступность требований стандарта (отметим, что, как только в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. стали доступными дан ные о реальном уровне образовательных результатов в массо вой школе, выяснилось, что содержание школьного образова ния тех лет даже на тройку не способны были освоить около 40% учащихся). При ориентации на максимальные требования реально можно забыть об индивидуализации образования, нор мализации учебной нагрузки. Не стоит говорить о государствен ных гарантиях материального, финансового и кадрового ресур са. Практически в пустую декларацию превращается намерение перейти к критериальной оценке.

     Этими соображениями предопределяется роль условий осу ществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки стандарта в этой связи может быть классифицирована как «за дача на оптимизацию», предполагающая одновременное ут верждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

     В этом случае становится понятным необходимость иного подхода к определению уровня образования, задаваемого стан дартом. Стандарт должен определять тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (до говор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспе чения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени.

     Такой уровень можно было бы назвать базовым, учитывая, что он устанавливается для инвариантной и обязательной для всех части образования.

     Реальный уровень образования каждого отдельного школь ника будет складываться из базового уровня и уровня образова ния, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познаватель ных потребностей и способностей. При таком построении со держания школьного образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных обра зовательных программ.

     Обязательным условием разработки федеральных государ ственных стандартов общего образования должно стать их ши рокое общественное обсуждение.

     Правовая форма закрепления данного требования может вы разиться в установлении обязательности опубликования стан дартов в официальных средствах массовой информации за оп ределенный Правительством Российской Федерации временной промежуток до их утверждения в установленном порядке.

1.2. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

     Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным обра зованием, значительно расширяют сферу действия и на значение образовательных стандартов.

     Как уже отмечалось, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпуск ников по изучаемым предметам в условиях легализации в на чале 90-х гг. XX в. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стан дартов того времени — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

     Однако сегодня все более значимым становится развиваю щий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся за просов личности и семьи, ожиданий общества и требований го сударства в сфере образования.

     В настоящее время стандарты должны высту пить:

  1. инструментом организации и координации системы обра зования, служить ориентиром ее развития и совершенствова ния, критерием оценки адекватности образовательной деятель ности новым целям и ценностям образования;
  2. средством обеспечения единства и преемственности от дельных ступеней образования в условиях перехода к непрерыв ной системе образования;
  3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов сис темы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руко водителей образовательного учреждения), с одной стороны, и го сударства и общества — с другой;
  4. одним из ориентиров создания современной инфраструк туры образования.

     Вместе с тем новая версия стандарта должна создать усло вия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

     К числу основных функций  стандарта следует отнести:

  1. обеспечение права на полноценное образование, кото рое заключается в обеспечении посредством стандарта гаран тированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности про должения образования;
  2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, тре бует наличия механизма регулирования, призванного стабили зировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты обра зования. Не ограничивая развития специфических региональ ных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных про грамм. Реальные образовательные программы конкретного обра зовательного учреждения по своему содержанию могут сущест венно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализа цию и достижение требований стандартов. Это позволяет обес печить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при органи зации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения  многих демографических  и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет ос новой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;
  3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (пол ного) общего, начального профессионального, среднего профес сионального и высшего профессионального образования;
  4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущ ности стандарта как ориентира, равняясь на который раз вивается система образования. Отдельные компоненты систе мы документов,  обеспечивающих функционирование стан дарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образователь ных результатов выпускников,  являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образователь ных учреждений, системы образования в целом;
  5. повышение объективности оценивания, реализация ко торой связана с возможностью коренной перестройки сущест вующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измери телей качества подготовки выпускников и эффективности дея тельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

     Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обос нованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до ру ководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления об разованием).

1.3.  Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

     Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на резуль таты образования как системообразующий компонент кон струкции стандартов.

     Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматриваются образова ние, его главные цели. В отечественной психолого-педагогиче ской науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования раз витие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляю щих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

     Культурно-исторический системно-деятельностный под ход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Галь перина, раскрывающих основные психологические закономер ности процесса обучения и воспитания, структуру образователь ной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что пси хологические способности человека есть результат преобра зования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразо ваний. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эм пирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Обучение осу ществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит органи зация системы учебных действий.

     Особенностью реализации деятельностного подхода при раз работке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (та кое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

     Если приоритетом общества и системы образования явля ется способность вступающих в жизнь молодых людей само стоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвест ные задачи, то результат образования «измеряется» опытом ре шения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разра батывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов обра зования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой ре зультат нетрадиционно — в терминах «надпредметных» способ ностей, качеств, умений.

     Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повы шает эффективность образования по следующим показа телям:

• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, воз можность их самостоятельного движения в изучаемой области;

• возможность дифференцированного обучения с сохранени ем единой структуры теоретических знаний;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития  на  основе   формирования  универсальных  учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение зна ний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

     Деятельностный подход в образовательных стандартах поз воляет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познава тельных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

     Содержание ключевых задач отражает направления форми рования качеств личности и в совокупности определяет резуль тат общего образования. Основные результаты обучения и вос питания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, уме ниями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, со трудничеству, самообразованию и саморазвитию.

     Личностное развитие — готовность и способность уча щихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе не прерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбо ра; развитие самосознания, позитивной самооценки и само уважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою по зицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ ственности за их результаты, целеустремленности и настойчи вости в достижении целей, готовности к преодолению труд ностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо ровью и безопасности личности и общества, и умения проти водействовать им в пределах своих возможностей.

     Социальное развитие — формирование российской и граж данской идентичности на основе принятия учащимися демо кратических ценностей, развития толерантности жизни в поли культурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

     Познавательное развитие — формирование у учащихся на учной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логи ческого, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

     Коммуникативное развитие — формирование компетент ности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совмест ной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном об суждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овла дения вербальными и невербальными средствами коммуника ции, позволяющими осуществлять свободное общение на рус ском, родном и иностранных языках.

     Деятельностный подход обусловливает изменение общей па радигмы образования, которая находит отражение в переходе: — от определения цели школьного обучения как усвоения зна ний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

—   от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

—   от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации  и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

—   от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

     Соответственно в рамках деятельностной парадигмы ре зультаты общего образования должны быть прямо связа ны с направлениями личностного развития и представле ны в деятельностной форме.

     Это, в частности, означает, что результаты общего образова ния не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универ сализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный кон текст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На пер вый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных ком петенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

     Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав ос новных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться — познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обес печивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования

     Изложенное выше в целом позволяет сформулировать ос новные направления государственной политики в сфере обра зования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

1.   Создание условий равных возможностей осуществления пра ва граждан (обучающихся) на образование, соответствие стан дартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллек тивов, занимающихся образовательной деятельностью.

2.  Взаимное согласие общества и государства в области разра ботки, принятия и исполнения государственных образова тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу дарственной нормы на основе общественного согласия.

3.  Достижение нового качества общего образования в Россий ской Федерации, создание условий для полноценного раз вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4.  Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю щихся использовать предоставленные возможности для по лучения качественного образования.

5.  Государственный контроль и ответственность за полноцен ность образования, получаемого гражданином (обучающим ся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6.  Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти рованность на свободное развитие личности человека и граж данина,   становление  и проявление  его  индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, мораль но-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7.   Сохранение единства образовательного пространства Рос сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8.  Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и  защиты  педагогических  работников  от  необъективной оценки их труда.

1.5. Из статуса государственного стандарта общего образования

     Высокая миссия стандарта как государственной нормы, уста новление которой отнесено к компетенции Российской Феде рации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов исполни тельной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы об разования.

     Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим норматив ным правовым актом, устанавливающим от имени Россий ской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.

     На основе (с учетом) образовательного стандарта проводит ся  разработка:

  1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;
  2. системы оценки соответствия содержания и качества под готовки обучающихся федеральным государственным обра зовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
  3. положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требо ваниям;
  4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;
  5. системы аттестации педагогических работников;
  6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучаю щихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;
  7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного фи нансирования системы образования, тарификации педагоги ческих кадров.

Раздел II

Модель построения государственных стандартов общего образования

(основные компоненты и структура компонентов стандарта)

2.1 Общие положения

     Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» (с изменения ми и дополнениями, внесенными в 2007 г.) «Федеральные го сударственные образовательные стандарты включают в себя тре бования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образова тельной программы и их объему, а также к соотношению обя зательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных про грамм, в том числе кадровым, финансовым, материально-тех ническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных про грамм».

     Исходя из необходимости выбора оптимальной формы представления стандартов общего образования (с учетом ши рокого круга «пользователей» стандарта), целесообразно ори ентироваться на общедоступный уровень описания содержа ния компонентов стандарта, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Иными словами, из содержания стандарта предлагается исключить вопросы, кото рые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив вни мание на принципиальных широких вопросах содержания, результатов и условий осуществления общего образования. Тем самым целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласо вании.

     Аналогичным образом в содержание стандарта предлага ется не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. В частности, стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицин ские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Реше ние этих задач следует регламентировать подзаконными акта ми, иными нормативными и рекомендательными документа ми, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

     Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечествен ного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, наиболее важных для представления в ка честве нормативов. Среди них:

1)  Требования  к структуре  основных общеобразовательных программ;

2) Требования к результатам освоения основных общеобразова тельных программ (к результатам общего образования);

3) Требования к условиям реализации основных общеобразова тельных программ.

     Этот пакет естественным образом разделяется на две груп пы. Первую из них образуют документы, регулирующие резуль тат общего образования и процесс его достижения, вторую — документы, определяющие условия получения общего образова ния. В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения. Для первой группы это Требования к структуре основных обще образовательных программ и Требования к результатам освое ния основных общеобразовательных программ; для второй — Требования к условиям реализации основных общеобразова тельных программ. Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия и понимания не требуют спе циальных профессиональных знаний.

     Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности органи зационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компо нентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соот ношению обязательной части основной образовательной про граммы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

     Требования к результатам освоения основных общеобра зовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласо вания потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты об щего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания.

     Требования к условиям реализации основных общеобра зовательных программ представляют собой описание совокуп ности условий (кадровых, финансовых, материально-техничес ких, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реали зации основных образовательных программ.

     Другие нормативные, инструктивно-методические и реко мендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их норма тивного, инструментального, технологического и инфор мационно-методического сопровождения. Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготов ки его участников.

     Весь пакет нормативных и рекомендательных документов — собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, — разра батывается комплексно и представляет единое целое. Это обес печивается общим координационным руководством разработ кой и исполнением стандарта со стороны Министерства обра зования и науки Российской Федерации.

2.2. Структура компонентов государственных стандартов общего образования

     Требования к структуре основных общеобразовательных программ

     Данный документ является основой для разработки пример ных основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образова тельного процесса.

П. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» (с изменениями и до полнениями, принятыми в 2007 г.) устанавливает, что «основ ные общеобразовательные программы начального общего, ос новного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного об разовательного стандарта с учетом типа и вида образователь ного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

     

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

     Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, от ражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

     Под предметными результатами образовательной деятель ности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения про блем, опыта творческой деятельности.

     Под метапредметными результатами понимаются освоен ные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учеб ных предметов способы деятельности, применимые как в рам ках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

     Под личностными результатами понимается сформиро вавшаяся в образовательном процессе система ценностных от ношений обучающихся к себе, другим участникам образова тельного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

     В отличие от образовательных стандартов первого поколе ния, которые были ориентированы в основном на задание уров ня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколе ния предусматривают прежде всего задание ориентиров разви тия системы образования, ожидаемые государством, общест вом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

     Соответственно и Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматривают ся как:

  1. нормативная база для организации и осуществления обра зовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе для организации системы контроля и оценки учебных достижений школьников;
  2. ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информацион но-методической поддержки их деятельности, для деятель ности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса;
  3. основа для нормирования и  экспертизы условий осу ществления  образовательного  процесса,   обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;
  4. основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации;
  5. важный фактор аттестации работников системы общего образования;
  6. основа для аккредитации учреждений общего образования;
  7. критериальная база оценки состояния и тенденций разви тия системы общего среднего образования на муниципаль ном, региональном и федеральном уровнях.

     Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта — адекватных им процедур и методов измерений.

     Эти формы описания и процедуры оценки отражают воз можный арсенал средств современной педагогики и педагоги ческой психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.

     Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку со стояния развития системы образования, является основой для разработки программ развития образования, принятия раз личных управленческих решений.

     Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивиду альную оценку учебных достижений школьника, является ос новой для определения условий выдачи документов о достиг нутых уровнях образования.

     К результатам, которые подлежат оценке в ходе индиви дуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учеб ных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

  1. системы научных знаний и представлений о природе, обще стве, человеке, знаковых и информационных системах;
  2. умений учебно-познавательной, исследовательской, практи ческой деятельности; обобщенных способов деятельности;
  3. коммуникативных и информационных умений.

     К результатам, которые не подлежат оценке в ходе ито говой аттестации выпускников, относятся:

  1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстети ческие взгляды, политические предпочтения и др.);
  2. характеристика социальных чувств (патриотизм, толерант ность, гуманизм и др.);
  3. индивидуальные психологические характеристики личности. Оценка этих и иных результатов образовательной деятельнос ти (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающих ся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) будут осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинго вых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образо вательного процесса, иных программ.

     Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

     Требования к условиям получения общего образования пред ставляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных про грамм, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования.

     Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию.

     В процессе разработки и введения государственных образо вательных стандартов второго поколения, обновления содержа ния образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требо ваниях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформи рованной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

     Требования к компетентности педагога определяются функ циональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особеннос тями ученика, типом и видом учебного заведения, особеннос тями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном уч реждении.

     Финансово-экономическое обеспечение — параметры со ответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обес печивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их дея тельности.

     Материально-техническое обеспечение — общие характе ристики инфраструктуры общего образования (включая пара метры информационно-образовательной среды), соответствую щей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.

     Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

  1. санитарно-гигиенических условий процесса обучения (тем пературный, световой режим и т.д.);
  2. комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудо ванных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);
  3. пожарной и электробезопасности, охраны труда, выпол нения необходимых объемов текущего и капитального ре монта;
  4. образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эсте тические условия, оформление школы, кабинетов, пришколь ной территории).

     Учебно-материальное обеспечение — требования к комп лектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудо вания.

     Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к ин формационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим нали чие методических пособий и рекомендаций по всем видам дея тельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.

     Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленнос ти планируемых результатов освоения основных образователь ных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систе му эффективного управления качеством образования в обще образовательном учреждении.

2.3. Нормативное сопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения

     Фундаментальное ядро содержания общего образования

     Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных образо вательных планов, примерных программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:

1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к об ластям знаний, представленным в средней школе;

2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсаль ных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически определяет и со держание учебных программ, и организацию образовательной деятельности по отдельным учебным предметам.

     В Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:

  1. основополагающие элементы научного знания методологи ческого, системообразующего и мировоззренческого харак тера, предназначенные для обязательного изучения в обще образовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы как универсального свойства, так и относя щиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
  2. универсальные учебные действия, на формирование кото рых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные уни версальные учебные действия.

     Идея выделения Фундаментального ядра исходит, в частнос ти, из тезиса о необходимости разделения проблем определения обобщенных требований к результатам образования и конк ретного содержания школьных предметов.

     Совокупно Фундаментальное ядро содержания общего обра зования определяет элементы научной и функциональной гра мотности, без освоения которых или без знакомства с которы ми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть при знан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

     Базисный образовательный план

     Базисный образовательный план общеобразовательных уч реждений Российской Федерации является важнейшим норма тивным документом, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направле ний внеурочной деятельности, распределяет учебное время, от водимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качест ве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финанси рования.

Поскольку Базисный образовательный план регулирует педагогический процесс, его положения должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной програм мы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном испол нении требований стандарта, относящихся к результатам об разования.

     Базисный образовательный план включает три части, ори ентированные на ступени общего образования начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование.

     В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а так же предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осу ществляемая во второй половине дня.

     Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и на ционально значимым ценностям, формирует систему предмет ных навыков и личностных качеств, соответствующих требова ниям стандарта.

     Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучаю щихся.

     Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государ ственных образовательных стандартов общего образования. Ор ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

     Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, — экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школь ные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

     Образовательные учреждения должны предоставлять уча щимся возможность выбора широкого спектра занятий, направ ленных на развитие школьника.

     Примерные учебные программы

     Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации со держания образования.

     Поскольку Примерные учебные программы регулируют пе дагогический процесс, их положения должны иметь ориенти рующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполне нии требований стандарта, относящихся к результатам обра зования.

     Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призва ны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.

     Примерные учебные программы опираются прежде всего на требования к структуре основных общеобразовательных про грамм, представление о структуре и составе результатов обще го образования, а также на конкретизацию понятия образова тельных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре со держания общего образования.

     Система оценки достижения требований стандарта

     Место и роль системы оценки достижения требований к образовательным результатам определяются основными под ходами к пониманию и формированию стандартов общего об разования.

     Новый подход, согласно которому стандарт выступает как об щественный договор, отражающий целевые установки функцио нирования и развития системы общего образования, предопре деляет в качестве объекта системы оценки качество образова ния в широком его понимании. Предметом оценки при этом выступают:

  1. адекватность отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей сис теме требований стандарта;
  2. условия реализации общеобразовательных программ началь ного, основного (неполного среднего) и полного среднего образования, включая ресурсное обеспечение образователь ного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта;
  3. реализуемые в образовательном процессе и достигаемые уча щимися результаты освоения основных общеобразователь ных программ и их соответствие планируемым результатам образования как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

     Такой подход прежде всего предполагает разделение ответ ственности между участниками образовательного процесса и требует использования широкого спектра процедур — от со циологических исследований и экспертизы до традиционных аттестационных процедур.

     С позиций формирования системы оценки достиже ния требований стандарта это означает необходимость разграничения отдельных аспектов оценивания с выделением, как минимум, трех согласованных моделей оценки:

  1. модели системы оценки адекватности отражения потребнос тей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта;
  2. модели системы оценки условий реализации основных об щеобразовательных программ;
  3. модели системы оценки результатов освоения основных об щеобразовательных программ.

     Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценки пере растает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом моде ли обеспечения качества образования. К функциям систе мы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение пла нируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебны ми планами, программами, учебниками и поурочными разра ботками.

     Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценки результатов освоения образовательных программ. По определению она может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых уча щимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образова ния, определяемых требованиями стандартов, предполагает ис пользование как персонифицированных (как правило, аттес тационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки.

     Система оценки, формируемая в рамках модели обеспече ния качества образования, предполагает использование, наря ду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внеш них оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аккредита ции образовательных учреждений. Как внешняя, так и внут ренняя оценка должны строиться на критериальной осно ве, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения. Со отношение результатов внутренней и внешней оценки при итоговой аттестации выпускников и аккредитации образова тельных учреждений определяется с учетом особенностей сту пеней обучения.

     Модель системы оценки результатов освоения основных об щеобразовательных программ рассматривается как неотъемлемая составная часть более общей модели общероссийской сис темы оценки качества образования.

     Главным условием успешности разработки является необхо димость выражения требований к результатам образования в та ких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможнос ти не требовали бы дополнительных толкований.

     Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, которые возможно зафикси ровать, измерить и оценить.

     Формируемая модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ должна быть нацелена на создание такой системы, которая бы естественным образом могла быть «встроена» в образовательный процесс.

2.4. Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ

     Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования

     Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом данных о состоянии здоровья учащих ся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки долж ны допускать дифференцированный подход с учетом индивиду альных особенностей обучающихся, характера учебных предме тов и видов деятельности, используемых при обучении.

     Система требований к учебно-материальной базе

     Требования к учебно-материальной базе — это пакет нормативных документов, регламентирующих создание ин формационно-предметной среды обучения и жизнедеятель ности образовательного учреждения с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:

1.  Перечни рекомендуемой учебной литературы. Документ должен содержать список таких элементов, которые необ ходимы для реализации образовательной программы обще го образования.

2.  Перечни учебного оборудования для общеобразователь ных учреждений.   Номенклатура этого документа долж на быть адекватна требованиям стандарта и обеспечивать по требности реализации основных образовательных программ.

3.   Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.  Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного каби нета,  на основании которых можно было бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образова тельного стандарта.

4.  Критерии оценки условий получения общего образования представляют собой инструментальную базу оценки исполне ния Требований к условиям получения общего образования и служат основой процедур лицензирования образовательных учреждений.

Раздел III

Разработка, утверждение, введение и контроль исполнения стандартов

3.1. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов

     Государственные стандарты общего образования разрабаты ваются Министерством образования и науки Российской Феде рации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе.

     Как уже отмечалось, весь пакет нормативных и рекоменда тельных документов — собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполне ние стандартов, — разрабатывается комплексно и представляет единое целое.

     Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение, предусматривающее:

  1. обязательность опубликования в открытой печати про ектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуж дении, полноту представления информации о ходе и поряд ке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования;
  2. обязательную открытость для общества и средств мас совой информации процедур рассмотрения и принятия ре шений по проектам стандартов общего образования, в том числе  по  вопросам,   вызывающим разногласия  как вну три законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами госу дарственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественны ми организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов).

     Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и право вой экспертизе с целью обеспечения:

  1. методологического единства всех разрабатываемых доку ментов;
  2. научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;
  3. национальной, экологической, технологической и общест венной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего об разования и использованием научных и научно-технологи ческих результатов в практической образовательной деятель ности;
  4. защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав. Разработка и утверждение федеральных государствен ных образовательных стандартов осуществляется в поряд ке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Нормативное сопровождение стандартов разрабатывается и утверждается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором, Российской академией наук и Российской академией об разования.

     Необходимые региональные документы разрабатывают ся органами управления образованием субъектов Федерации и утверждаются в порядке, установленном Законом «Об обра зовании».

     Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и сопровождающие их нормативные доку менты вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Феде рации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стан дартов, в течение которого требования стандартов исполняют ся общеобразовательными учреждениями на добровольной ос нове с учетом имеющихся условий осуществления образователь ной деятельности.

3.2. Контроль исполнения стандартов

     Контроль исполнения региональными системами образова ния, образовательными учреждениями требований к струк туре основных образовательных программ и результатам их освоения ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, преимущественно в процессе аккредита ции образовательных учреждений и по результатам государ ственной аттестации выпускников.

     Контроль исполнения муниципальными органами управле ния, учредителями образовательных учреждений и образова тельными учреждениями требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ осуществляется упол номоченными органами преимущественно в ходе аккредитации образовательных учреждений.

     Контроль исполнения региональными системами образова ния требований стандарта может осуществляться также в ходе мониторинговых исследований качества образования.

Для заметок

Учебное   издание Серия «Стандарты второго поколения»

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Зав. редакцией Л. И. Льняная

Редактор Л. Н. Колычева

Художественный редактор А. Г. Иванов

Макет и внешнее оформление О. В. Попович

Техническое редактирование и компьютерная верстка Н. В. Кондратьевой Корректоры Г. Е. Казанцева, Г. Н. Смирнова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93— 953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 12.08.08. Формат  60x90'/i6-   Бумага  офсетная.   Гарнитура  Таймс.   Печать  офсетная. Уч.-изд. л. 1,98. Тираж 5000 экз. Заказ №.

Открытое  акционерное  общество   «Издательство   «Просвещение».   127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано в ООО «Поматур». 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, 49