Главные вкладки

    "Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
    статья на тему

    Сафронова Ирина Александровна

    В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno.docx16.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно – нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

                                                           « Прощай,- сказал Лис – Вот мой секрет,

                                                                                                    Он очень прост:

                                                                                       Зорко одно лишь сердце,

                                                                Самого главного глазами не увидишь».

        В этих словах содержится ключ к секретам духовно – нравственного

    воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально –ценностного, духовно – нравственного развития, гражданского воспитания , недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

         Духовно – нравственное воспитание обучающих сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

       Духовно – нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Развитие качеств патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

    Задача духовно – нравственного воспитания состоит в том чтобы  социально необходимые требования  общества, мы учителя, превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, совесть, достоинство. Способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому.

      Воспитание школьников обеспечивающие их духовно – нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности: урочную, внешкольную, общественно – полезную, семейную. Я хочу остановиться на внеурочной деятельности в начальной школе.

    Одно из направлений внеурочной деятельности : научно –

    познавательное. Оно включает курс « Доноведение».

         Доноведение –предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего

    располагает  к традиционным формам опроса. Этот курс связан с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания и общения.

    Дети могут пробовать себя в разных формах и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в постановках, разгадывать загадки .

            Системообразующим видом деятельности в курсе « Доноведение» является познавательная, коллективная. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника.

    Тема : « Донской край – казачий край».

     Дети познакомились с особенностями казачьей семьи и воспитанием в ней детей.

    Под руководством учителя была проведена исследовательская работа

    « История казачьей семьи».

    Создан проект « Жилище казака» и заключительным этапом были

    « Казачьи посиделки».

    По теме « Обряды на Дону» прошел праздник « Масленица», а перед этим проведена большая коллективная работа – изготовление кукол

    « Масленичка».

        Неотъемлемой частью обучения в курсе « Доноведение» является работа направленная на воспитание уважения к национальным традициям. Ребенок узнает, представителем какого народа он является, в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей.

        Для каждого ребенка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи. Предусмотрена такая работа и в курсе

     « Доноведение».

    Обучающиеся, под руководством учителя создали проект « Моя семья» в виде цветка. В 4 классе эта работа усложняется дети уже составляют генеалогическое древо, изучают родословную до 4 или 5 колена.

      Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о больших и малых подвигов своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. Большая и систематическая работа проводится в этом направлении учителями начальных классов.

    Так в 4  классе, по теме « История моей семьи» , целью которой было расширить представления детей о родовых корнях семьи. Дети под руководством учителя проводили поисковую работу П. Тимофей подготовил материал, о героической судьбе своего прадедушки, который более 60 лет считался без вести пропавшим. 2013 году он был торжественно перезахоронен. Совместно с учителем была создана презентация. Эту информацию донесли не только для одноклассников, но и для обучающихся 3-4 классов.

      В апреле 2014 года ученики начальных классов приняли активное участие в творческом конкурсе посвященного празднованию 69 годовщины Победы. И достигли хороших результатов. В этом году  в творческих конкурсах, посвященных 70 летию  Победы приняло более 30 участников начальной школы. Надеемся на победу.

       Следующее направление : спортивно – оздоровительное. Курс « Азбука здоровья». Оздоровительная программа данного курса ориентирована на формирование у ребенка признания ценности здоровья. Часы здоровья требуют творческого подхода от учителей и проходят в разных формах.

    В очень интересной форме прошла деловая игра «Наше здоровье», целью которой было расширение взаимосвязи здоровья и образа жизни.

    Увлекательно проходят в 1 классах динамические паузы, включающие не только физические упражнения , но и музыкальные этюды для души.

         Мало научить ребенка чистить зубы, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. В здоровом теле, здоровый дух.

       Направление : художественно – эстетическое. Курс « Театр»

    Важнейшей целью театральных занятий – помочь детям им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения. Расширить жизненный опыт. Дети воспитывают в себе « шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям .Через русское народное творчество дети знакомятся с противопоставлением: добро – зло, прекрасное – безобразное, хорошее – плохое.

    У обучающихся формируется творческая смелость, мобилизованность и вместе с тем « чувство локтя». Ведь театр – дело коллективное :здесь важна работа всех в едином ансамбле.

     Итогом этой деятельности являются праздники для родителей.

    Праздник – это радость общения, творчества, самовыражения,

    раскрепощения и взаимообогащения.

          Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ

    научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в

    реальном мире, проба себя, поиск себя

         В заключении хочется отметить, что в начальной школе проходит

    период раскрытия личности ребёнка, а её развитие и формирование в

    период обучения в средней и старшей школе.

        Работа в духовно – нравственном направлении – это долгий,

    кропотливый труд. Но делать это просто необходимо. Без любви к

    Отечеству и уважению к её истории и культуре невозможно воспитать

    гражданина.

     Закончить я хочу словами Льва Николаевича Толстого

    «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

    представлен опыт работы по  организации внеурочной деятельности  по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

    Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

    В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

    Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...