Главные вкладки

    Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
    статья по иностранному языку на тему

    Михайлова Валентина Геннадьевна

    Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_16.docx20.58 КБ

    Предварительный просмотр:

           В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования внеурочная деятельность учащихся приобретает особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Поскольку те же принципы, которые были применены к общему образованию, применяются и к внеурочной деятельности учащихся с учетом их специфик. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

           В условиях введения ФГОС возрастает роль  «иностранного языка» как предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

           

          Английский язык всегда носит метапредметный характер, так как предполагается изучение всех сфер жизнедеятельности, связанных с применением речевых средств и возможностью межличностной коммуникации. Поэтому метапредметный и надпредметный аспекты изначально вписываются во внеурочную деятельность с при-менением языка, будь то игры с применением английской лексики, создание коллажей, плакатов на заданную тематику, пение иностранных песен, уроки элементарного программировании и т. д.

          Перед нами встает ряд вопросов, как же обеспечить достижение этих результатов. Какими современными методами обучения  возможно этого добиться?  

          Рассматривая этот вопрос необходимо учесть, что новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем же видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Именно сейчас, в условиях перестройки всей системы образования и возникает необходимость в применении «активных методов обучения» для достижения целей новых ФГОС.  Появление и развитие активных методов обучения  обусловлено ещё и тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.  

           К «активным методам обучения» применяемым нами во внеурочной работе  можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в занятие, проектный метод, использование ИКТ и другие.

          Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов и методов обучения является игра. Именно игра призвана способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общении.  Использование игровых технологий  помогает сделать внеурочное занятие более интересным и увлекательным.

         Игры, используемые на занятиях,  могут быть как подготовительными (формирующими речевые навыки),  лексическими, грамматическими, фонетическими, орфографическими, так и могут нести творческий характер (развивающие речевые умения).

          Следует отметить, что в младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в игровую деятельность, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игру с игрушками, предметами. Учащиеся соблюдают игровые правила. Педагог является организатором, помощником. В конце игры подводятся совместные с учителем итоги. Перед игрой необходимо обсудить  ход игры и  её результаты.

         Конечно, результативность игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В игровую технологию включаются последовательные игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по общему определенному признаку; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т.д.

          Нами на внеурочных занятиях в 1 классе чаще всего используются  такие  игры, как  «Давайте познакомимся!», «Моя семья», «Фанты»,  «В гостях у мишки», «Freddy Fish»,  «What is it…?», «What is missing?»  и др.

           Методически грамотно организованная игра на внеурочных занятиях,  позволяет решать задачи как практического, так и воспитывающего, развивающего характера.

           Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на занятии внеурочной деятельности. Радость от результатов мыслительной деятельности формирует положительный настрой учащихся на изучение иностранного языка, поддерживает интерес к предмету.

            Внеурочная деятельность также предполагает прикладной характер образовательного процесса, т. е. по окончанию таких занятий, учащийся получает некий готовый продукт. В случае изучения английского языка, это, конечно же, проектная деятельность. Работа над проектами представляет собой целый спектр разнообразных форм. Хотя, безусловно, внеурочная работа с учениками начальной школы по изучению английского языка имеет ряд осложняющих факторов, таких как слишком низкий уровень владения иностранным языком и низкий (по сравнению с учениками старшей школы) уровень социализации, что сильно ограничивает методические возможности учителя, особенно в условиях работы над навыком «говорение». Нельзя не упомянуть и потребность в частой смене характера деятельности учащихся, быструю их утомляемость, невозможность закрепления материала при помощи домашнего задания и др.

           Начнем с самого первичного этапа изучения английского языка, когда ученики 1–2 классов средней школы, имеют уже различный уровень подготовки и различные психофизиологические характеристики. Конечно же, преобладающей деятельностью во время уроков иностранного языка будет слушание и чтение. Таким образом, работа с учениками 1–2 классов будет выстроена с помощью тщательного руководства педагога английского языка и основой их деятельности будет творческая активность учащихся, создание ими изделий в результате диктантов или аудирований (темы «геометрические фи-гуры», «мой дом», «части тела человека» и др.). И здесь речь идет как раз о традиционных формах проектной деятельности таких как, раскрашивание картинок, вырезание фигур и т. д.


            Однако, если традиционной остается форма, принципиально меняется содержание. В условиях внеурочной работы, проект может носить такое важное качество как спонтанность, что, безусловно, способствует очень эффективному освоению навыков говорения. И основное внимание уделяется не работе с проектом, а его защита, когда ученик, используя опорные конструкции, формулирует самостоятельно свои мысли. Здесь основным мотивом является не только создание языковой ситуации, когда ученик понимает практическую значимость своей работы, но и формирование навыков самопрезентации. Первичный этап изучения языка, безусловно, является ключевым моментом для достижения необходимого уровня результата, позволяющего успешно выполнять коммуникативные задачи.

             Второй и третий годы изучения английского языка уже могут быть гораздо более изобретательны в подборке проектных методик. Использование всех четырех составляющих речевой деятельности, конечно же, неравномерно, но в целом происходит принципиальное усложнение характера деятельности учащихся. Творческое начало всегда остается важным составляющим любого проекта, однако здесь наблюдается переход к инициативно-созидательной основе и, конечно же, происходит усложнение речевых оборотов и проектных ситуаций. Например, написание стихотворного текста с использованием новейших словарей рифм, проекты, посвященные стандартным темам («я», «моя семья», «моя школа» и др.) усложняются путем заранее оговоренных временных рамок при полном отсутствии опорных сигналов, работа с элементарным программным обеспечением на английском языке, программами записи голоса, логическая расстановка отдельных видеофрагментов и др. Конечно же, на учителя английского языка в таком случае ложится огромная ответственность. Она заключается в грамотной подаче лексического, фонетического, грамматического и т. д. материала, создания на уроке атмосферы доброжелательности и организации дисциплинированной деятельности учащихся, и главной целью таких мер, конечно же, является плавное и безболезненное освоение учениками новых для них языковых форм, целостность их знания, а также любви к их предмету и образовательной деятельности в целом.

           

            Проект как форма внеурочной деятельности в начальной школе способствует изучению английского языка на более высоком уровне, как с содержательной, так и с качественной точки зрения, в полной мере позволяет реализовать принципы метапредметности в образовании. Применение такого личностно-ориентированного обучения обеспечивает максимальную эффективность внеурочной деятельности, формирует у учеников особые образовательные потребности. Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности учеников, когда в условиях слаженной и последовательной работы учителей и самих учеников результатом становится конкурентно способная личность.

    Список литературы

    1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.-204с.-

    2. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС// Филатова М.Н. – М.:Молодой ученый. — 2015.— с. 430-434.

    3. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов: организационно-методическое сопровождение (ФГОС) //  – Малыхина Л.- М.:ООО «Учитель», 2015.-118с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

    Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...

    "Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

    В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

    « Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

    Внеурочная деятельность по английскому языку в начальной школе в условиях реализации новых ФГОС

    Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...

    Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

    Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...