Краеведение как средство реализации требований Стандарта начального общего образования
статья

Борисова Людмила Геннадьевна

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. Разработанный материал способствует патротическому, гражданскому воспитанию, приобщают учащихся к и стории своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kraevedenie.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как средство реализации требований Стандарта начального общего образования

Борисова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов

ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»

         В настоящее время как ученые, так и практики говорят о  повышении интереса обучающихся к краеведению, что, безусловно, имеет большое значение для развития личности школьника. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость изучения малой родины, ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков в воспитании будущего гражданина и в развитии их познавательного интереса. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого с детства учили любить то, что окружает его, что он видит каждый день, с кем встречается, какое участие он принимает в приумножении богатства и красоты родных мест. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники»[1]. 

Об использовании краеведческого материала в обучении и воспитании обучающихся посвящены исследования таких ученых как Лихачева Д. С., Шмидт С. О., Щербиной Ф.А.

Начальная   школа  - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, поэтому необходимо прививать своим ученикам сознательное, бережливое отношение к родному краю с первого класса через изучение  краеведческого материала  на уроках и во внеурочное время.

Опыт работы позволяет констатировать о том, что краеведческая  работа  может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Включение краеведческого материала в содержание уроков способствует формированию у детей интереса к обучению, развитию навыков наблюдения за явлениями окружающего мира, что в свою очередь влияет на формирование познавательных универсальных действий обучающихся. Краеведческий материал является одним из средств реализации требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         Включение  краеведческого материала в содержание обучения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста, сформированности  общеучебных навыков и умений вести  элементарную поисково-исследовательскую деятельность как по заданию и инструкции учителя, так и самостоятельно.

В изучении краеведческого материала  особое место занимает исследовательская работа детей, которая реализуется через метод проектов. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Над проектом дети работают как в школе, так и дома. Для ребенка исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в еще не изученное. 

 В президентской школе-интернат основной контингент обучающихся сельские дети. Но не смотря на это, многие из них недостаточно знают об истории своей деревни, села, о знаменитых людях, которые ковали Великую Победу. Об этом мы узнали  из результатов проведенной анкеты. Из 22 обучающихся класса только 12 смогли назвать о  ветеранах войны или тех, кто работал в годы войны в колхозе или совхозе. Получив результаты, мы    провели устный журнал  «И в тылу ковалась  Победа». После устного журнала дети получили задание узнать и написать о ветеранах войны и тех, кто работал в тылу, помогал приближать Победу. На основе собранных материалов был проведен конкурс сочинений «Мы помним, чтобы жить: моя деревня в годы Великой Отечественной Войны».

         В рамках изучения тем по окружающему миру, обучающиеся провели  исследовательскую работу по теме «Водяные мельницы». О водяных мельницах дети знают только из рисунков и старых кинофильмов. При проведении исследования дети знакомились с историей создания конкретных мельниц, для чего они нужны были, как работали. Например, мы узнали, что была мельница – Эльмекей вакш, которая принадлежала зажиточному крестьянину Эльмекею. Канагу вакш, где вода к ней подавалась по рукотворному каналу длиной 300 метров. Ози вакш – это была мельница богатого человека по имени Ози. Результатом нашей исследовательской работы стали рисунки детей «Моя водяная мельница».

Большой интерес проявили обучающиеся к работе над проектами  «Заказник Горное Заделье», «Место сорока родников», «Священные рощи Сардаяла».

         В республике нет больших гор, но Волго-вятский увал хранит  пещеры и горные заделы, а родников в Марий Эл нечитанное количество. Вода во многих родниках имеет целебную силу. Памятником природы и марийской духовности являются священные рощи, которые в основном сохранились в Сернурском, Параньгинском, Куженерском, Советском, Моркинском  районах.

Таким образом, правильно организованная работа по использованию краеведческого материала в обучении и воспитании обучающихся  способствует формированию личности младшего школьника.                 

Библиографический список:

  1. Лихачев Д.С. Учит земля родная.- Вестник Союза краеведов России,1992.№2.- 8 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...