Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
материал по теме

 

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль.  Данный проект опубликован для помощи начинающему учителю и уже практикующему педагогу «найти своё лицо», познать себя, обрести веру в свои силы. Научиться любить детей и себя, гордиться собой и своими поступками и вместе с тем овладеть ориентирами в лабиринте человеческих характеров и взаимоотношений. Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся, родителей; усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом, чтобы активизировать  интерес учащихся к изучаемым предметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektsmolina_-_kopiya.docx77.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина  

 Щёлковского муниципального района Московской области

Практико-значимый проект

«Слагаемые профессионального имиджа педагога

в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Смолина Вера Станиславовна

учитель начальных классов

МАОУ лицей № 14

им. Ю.А. Гагарина  г. Щёлково

2012г.

Введение        

Что таит в себе понятие «имидж»?        

Имидж педагога        

Кто придумывает имидж?        

Современный образ педагога        

Одежда        

Голос        

Память        

Манеры и этикет        

Заключение        

Литература        


Введение

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль.  Данный проект опубликован для помощи начинающему учителю и уже практикующему педагогу «найти своё лицо», познать себя, обрести веру в свои силы. Научиться любить детей и себя, гордиться собой и своими поступками и вместе с тем овладеть ориентирами в лабиринте человеческих характеров и взаимоотношений. Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся, родителей; усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом, чтобы активизировать  интерес учащихся к изучаемым предметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании.

Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия. В середине 90-х годов появились работы, посвящённые формированию имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Ф.А.Кузин, В.М. Шепель и др.), которыми с успехом пользуются воспитатели детских садов, преподаватели  школ, руководители образовательных учреждений.

Цель данного проекта: расширить представления об имидже педагога, помочь формированию умений, необходимых для создания профессионального имиджа педагога.

Задача. Оказать помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Что таит в себе понятие «имидж»?

Как много слов, понятий мы слышим и употребляем в речи сами. Одно из них «имидж». Слово происходит от латинского imago, что означает «картинка». В переводе с английского - образ, престиж, репутация. В переводе с французского image-образ, изображение, представление. А.С. Лемех, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко рассматривают имидж как самопрезентацию, «конструирование человеком своего образа для других» В.М. Шепель считает, что имеджелогия учит овладению технологией личного обаяния.

        Современное значение имиджа – это впечатление производимое на окружающих. На имидж педагога влияет:

  1. что и как он говорит;
  2. что и как делает;
  3. стиль его мышления;
  4. стиль его поведения;
  5. как общается и обращается с другими людьми;
  6. какова его внешность;
  7. как одевается;
  8. каковы его манеры.

Сегодня «имидж» - это «действенное» значение «образа» активного человека, что связано с осмыслением его участия в отношении людей, прежде всего в их профессиональной деятельности. В данной работе будет говориться об имидже педагога.  Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения в массовом сознании.

Имидж педагога

Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  1. высокая самооценка, уверенность в себе;
  2. вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека;
  3. социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);
  4. желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры, российском обществе профессия учителя утратила некоторые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает! Как преподаватель видит себя, и каким представляют его ученики? Что нужно сделать, чтобы и ученики, и родители уважали, а дела шли успешно? Все дело в имидже. Для начала определимся с тем, что такое «образ» педагога

«Образ, или как сейчас модно говорить «имидж», — это система внешних характеристик человека. Он призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Образ формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого — уважение, симпатия, признание, доверие и прочее.

И если раньше было справедливым «Встречают по одежке...», то сейчас корректнее будет говорить «Оценивают по всей внешности» В оценивание входят  и такие мелочи, как очки, часы, украшения, мобильники и прочие атрибуты, которые могут бросаться в глаза или мимоходом отмечены окружающими.

И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, умению общаться, вести урок, проводить другие мероприятия.


Кто придумывает имидж?

В первую очередь сам человек (в данном случае — педагог). Сознательно или подсознательно, но он носит ту одежду и ведет себя так, как хочет, чтобы его воспринимали другие. Помимо этого, сильно влияют на образ людей СМИ. Они задают рамки в одежде, аксессуарах, манерах, поведении. И, в-третьих, навязывают образ окружающие: коллеги, ученики, родные.

Педагогу, как публичному человеку, необходимо понимать,

что внешний вид — это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно.

Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти.

Понятие «образ» включает в себя и умение говорить и (важно!) слушать,  умение общаться.

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. «Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.» [2, c.39].

Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Интересным представляется факт «схожести» обобщенного портрета «хорошего» учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета «хорошего» учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками он проявляет рефлектирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего».

Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом. [1, c.56].

Современный образ педагога

Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и уметь подать себя, заинтересовать, привлечь внимание слушателей. Сейчас  в педагогических университетах учат и культуре общения, и как создать свой образ, и педагогической этике, но бывает, что  у учителя все это присутствует, но нет народного признания, симпатии учеников. Как стать привлекательным педагогом? Простые приемы:

  1. улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;
  2. старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;
  3. будьте естественны;
  4. делайте комплименты;
  5. ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;
  6. поработайте над самооценкой;

. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Одежда

Если педагог задумывается над своим своим имиджем, то ему непременно пригодятся эти советы: качество, фасон, цвет, силуэт.

Безусловно, важно качество одежды. Но  стоит обратить внимание на фасон, силуэт. Лучше вы будете выглядеть в костюмах, которые не будут придавать дополнительный объем.

Что касается цвета, то высокий статус «выдает» неброская одежда, которая не забирает на себя все внимание (а главная цель преподавания, как известно, все-таки — давать знания). Проще говоря, одежда учителя, ко всему прочему, должна демонстрировать профессиональный вкус.

Кроме внешности преподавателю стоит задуматься и над другими качествами, которые тоже будут влиять на образ:

Голос

Голос нужно ставить. У многих начинающих преподавателей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от нити урока.

Но и слишком громкий голос тоже  плохо, так как раздражает и быстро утомляет.

Монотонный голос также напрягает, и дети сосредоточены на том, чтобы разобрать слова и не уснуть, а не на сути занятия.

Память

Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Учитель, который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет. В школе  педагогу приходится много запоминать, значит необходимо тренировать память. Всё  начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету.

Что, в конечном счете, должно сформировать имидж, к чему нужно стремиться?

Для того чтобы точно понять, каков учитель в представлении школьников, задайте им несколько вопросов:

  1. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
  2. Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
  3. Важно ли для вас, как выглядит учитель?
  4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
  5. Важны ли для вас личные качества учителя?
  6. Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Дети, как правило, прежде  всего, обращают внимание на внешность, а затем уже  на личные качества. Но на все вопросы дают положительные ответы. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Слагаемые профессионального имиджа педагога

  1. визуальная привлекательность;
  2. вербальное поведение;
  3. невербальное поведение;
  4. манеры, этикет;
  5. соответствие необходимому образу;
  6. обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя

ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель  культуры и стиля.

Стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, макияжа, аксессуаров.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными, более конкретными.

ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.   Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка.)

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

         ОБАЯНИЕ - светиться людям, привлекать их своей улыбкой, своим вниманием, учтивостью. Обаятельный педагог обязательно добьётся  положительного результата в своей работе, так как он любит себя, своих учеников и уважает их родителей. Обаяние должно быть нашей внутренней установкой, для того чтобы она была, необходимо педагогу постоянно совершенствовать свой имидж.


Манеры и этикет

Основой педагогического этикета, в большей мере, является соблюдение педагогической нравственности. Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали, которые отражаются в правилах и нормах поведения, применительно к условиям его деятельности. Можно вспомнить слова М. Монтеня "Тому, кто не познал науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред". Следует назвать так называемое золотое правило нравственности: "не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили по отношению к тебе".

Основой педагогического этикета, в большей мере, является соблюдение педагогической нравственности. Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали, которые отражаются в правилах и нормах поведения, применительно к условиям его деятельности. Можно вспомнить слова М. Монтеня "Тому, кто не познал науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред". Следует назвать так называемое золотое правило нравственности: "не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили по отношению к тебе".

Манеры - один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека действия:


А.

  1. походку,
  2. телодвижения,
  3. позу при сидении, стоянии,
  4. жестикуляцию,
  5. мимику.

Б.

  1. а также совокупность свойств речи:
  2. интонации,
  3. силу голоса,
  4. употребление человеком характерных слов или выражений.

Образ, созданный педагогом, необходимо поддерживать и соответствовать ему. Для того чтобы имидж был притягательным для учащихся нельзя забывать об обаянии. Обаяние – наше внутреннее состояние, установка. Обаяние – умение любить людей, светиться им.

Есть проблема: если ваше поведение соответствуем всем пунктам, но не соответствует вашему внутреннему миру, то успеха не добиться. А потому важно, чтобы было желание меняться. Возможно, вам придется задуматься над тем, что пора менять свою жизненную установку и мнение по поводу людей в лучшую сторону.

Наиболее важные из них:

  1. Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.
  2. Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».
  3. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
  4. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.
  5. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
  6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
  7. Активное использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.
  8. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации.
  9. Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.
  10. Символизация очень автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем — костюм учителя.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев.

Вторая линия связи – во взаимовлиянии компонентов друг на друга, когда в процессе овладения одной «стороной» связи «возбуждается» потребность в другой [5, c.153]. Так, от адекватной самооценки и развитой Я концепции, наличия способности к эмпатии и толерантности учителя зависит стиль его деятельности; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность; средовой и овеществленный элементы дают информацию о ценностях учителя; габитарный элемент раскрывает многие личностные характеристики педагога, его жизненные установки. Это обеспечивает единство всех элементов формируемого образа, когда каждый из них дополняет, усиливает друг друга, порождая «целостный эффект» восприятия образа учителя и в его глазах, и в глазах окружающих.

Внутренний компонент имиджа педагога рассматривается в соотнесении с философской категорией «содержание», а внешний и процессуальной компоненты – с категорией «форма», той стороной объекта, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. Форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание, поэтому изменения во внешнем образе, в стиле деятельности педагога ведут к изменению его личности, к появлению нового отношения к себе, новых знаний (о себе, в частности), новых умений, ценностей, установок или ведут к переменам в их приоритетах.

Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.

На основе анализа и обобщения психолого-педагогических и имиджелогических источников выделено три уровня сформированности имиджа педагога: позитивный, допустимый и негативный, характеризующиеся изменениями качественных показателей элементов структуры.

Выявление уровней сформированности имиджа педагога основано на следующих положениях:

1) понятие «уровень» выражает диалектический характер развития любого качества, в том числе и исследуемого нами имиджа;

2) процесс формирования имиджа – это последовательная субординация его уровней, переход от уровня к уровню;

3) возникновение новой ступени формирования имиджа предопределяется изменениями, происходящими на предыдущей ступени.

Следовательно, в процессе формирования имиджа воздействие на один элемент влечет за собой воздействие на весь имидж, что характеризует развитие системы имиджа педагога.


        Ученикам начальных классов была предоставлена анкета, содержащая один единственный вопрос: «Каким я вижу своего учителя?» Опрошены были ученики 3А класса. Опрошено 30 человек.

               Как видно из диаграммы,  ученики младшего звена на первое место ставят личностные качества учителя.  На первый план они  выдвигают хорошее, доброе отношение к ученику, а становясь старше, они обращают внимание на внешний вид учителя и на внутренние качества.

      Учащимся 5А класса был задан вопрос «Как должен выглядеть современный учитель?» Опрошено 30 человек.

   Пятиклассники хотят видеть своего учителя современным и стильным-45% (большинство), 35% учащихся пожелали, чтобы стиль учителя был официально-офисным. 25% затруднились дать ответ.

  Как видно из представленных выше диаграмм, ребята на первый план ставят  доброе отношение к ним. Также в  результате анализа анкет выяснилось, что учащиеся не разделяют понятия «современный» и «хороший» учитель, для них эти два слова – синонимы. Обобщив полученные результаты социологического опроса,  я пришла к выводу, что идеальный современный учитель – это человек:

  1. уважающий своего собеседника;
  1. понимающий  ученика, умеющий слушать и слышать;
  2. общительный и  искренний;
  3. изобретательный, творческий, находчивый;
  4. знающий психологию ученика;
  5. владеющий собой, умеющий сдерживать эмоции;
  6. тактичный;
  7. всесторонне развитый;
  8. обладающий чувством юмора;
  9. любящий детей;
  10. стильный;


Заключение

Структура  имиджа современного педагога представляет совокупность взаимосвязанных внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения) компонентов и характеризуется проявлением следующих функций: коммуникативной, информативной, мотивационной, организационной, дисциплинарной, избирательной, компенсаторной, представительской, креативной, воспитательной, адаптивной, здоровьесберегающей.

Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

«Влюблённый в детей и увлечённый своей работой педагог интуитивно  и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» написал В.М. Шепель.

Работая над данным проектом, читая литературу для педагогов, хочется привести высказывания известных и знаменитых людей. У каждого из нас были свои любимые и дорогие учителя, которые своим обаянием, талантом, внешним видом остаются навсегда в памяти. Вот что писала народная артистка СССР В.П. Зарецкая: «Учитель в какой-то мере  актёр, он должен быть всегда подтянутым, красивым, уметь великолепно владеть своим голосом». [1, c. 216].

С.Л. Соловейчик, писатель и педагог, который очень много уделял внимания подрастающему поколению, учителям, говорил, что «хороший учитель-это тот учитель, который воспитывает учеников одним своим появлением перед ними, тембром голоса, внешним видом, у которого отработаны жесты и выверены интонации» [1, c.222].

Я много лет работаю учителем начальных классов и совершенно точно знаю, что дети копируют манеры, речь, мимику, жесты, даже внешний вид

учителя, поэтому нужно постоянно следить за собой, совершенствоваться,

чтобы это «копирование» приносило только положительный и позитивный результат. Имидж учителя-это результат приложения профессиональных и целенаправленных усилий педагога.


 

Литература

  1. Брудный Д. Л. Учитель: статьи, документы. – М.: Политическая литература. 1991. С.111, 216, 222.

  2. Гуревич П. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М.: Искусство. I984.C. 78.

  3. Дерюгин В. Социально-психологическое воздействие и влияние на людей//Система элементов психологии, социопсихологии, социологии. - Изд. 3-е., Уточн. и дополн. - Челябинск. 1996. С. 23.

  4. Ладанов И. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). - М..: Прогресс, 1995. С 492.

  5. Пелих А., Кизилова Т., Пронченко А. Имидж делового человека. - М. 1997. С. 3, 43.

  6. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М., 2000 – 382с.
  7. Робер М. Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 1988 -278с.
  8. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002. С.4,5,8,98,102-104.
  9. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ,1994. С. 230.