Формирование профессионального имиджа педагога как фактор повышения компетентности
статья

Шитова Ирина Николаевна

Грамотно созданный имидж современного педагога помогает в решении профессиональных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaie_imidzha.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

                                                       Шитова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая категория.

Имиджелогия и имидж - что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия - наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и учащихся складывается в современной школе.

Без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Интерес к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель. На учителя смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Грамотно созданный имидж, включающий внешние, внутренние и процессуальные (коммуникативные) аспекты, безусловно, помогает педагогу в решении его профессиональных задач. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха, настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Поэтому, я считаю, что вербальные и невербальные средства общения являются наиболее важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным, создавать обстановку внутренней безопасности для ученика, помочь ему разобраться в своих проблемах и самостоятельно найти выход из них, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого человека и т. д.

Искусство педагога проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни; каким способом организует их самостоятельную работу, включая в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; использует ли свое воображение, интуицию.

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми.

Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что дети очень наблюдательны. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи педагога они почувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это хотя бы однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - так сказал русский писатель Антон Павлович Чехов устами своего героя доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня». Считаю, что данная литературная цитата с точностью характеризует требования, предъявленные к имиджу современного педагога.

Имидж современного педагога, на мой взгляд, держится на трёх китах: одежда, поведение и профессионализм. У меня определённый имидж, которого я придерживаюсь. Моя манера одеваться не позволяет мне пойти на работу в джинсах и майке. Взаимодействуя с учениками, для меня важно быть приветливой с каждым, показывая значимость каждого ребёнка в коллективе. Что и как я говорю, умею ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом использую, - всё это влияет на восприятие меня другими людьми.

Считаю, чтобы иметь право воспитывать, нужно постоянно совершенствоваться. Развитие себя в профессии – очень важная часть моего имиджа. Повышение квалификации, мои достижения и достижения моих учеников – это составная часть моего имиджа.

«Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». В. Сухомлинский

Хочу, чтобы итогом, оценкой моей работы стали самодостаточные, уверенные в себе, успешные взрослые, выросшие из вчерашних моих учеников.

Литература:

М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.

Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.

Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.

Руководство “Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация “Книга”, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слагаемые профессионального имиджа педагога

В статье раскрывается сущность понятия "имидж", характеризуются основные составляющие педагогического имиджа, предлагаются рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога....

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Выступление на зональной научно-практической конференции "Культура речи как основа профессилнальной деятельности педагога" (в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения 18.02.2014г...

«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»

Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для  собственного профессионального роста....

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

       Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...