Слагаемые профессионального имиджа педагога.
материал на тему
Выступление на зональной научно-практической конференции "Культура речи как основа профессилнальной деятельности педагога" (в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения 18.02.2014г.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Новосёлковская начальная общеобразовательная школа»
«Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Лунина Мария Ильинична
Кашира 2014год
Слагаемые профессионального имиджа педагога
- Введение
В наше время понятие «имидж» употребляется практически во всех сферах жизни. Особенно широкое распространение оно получило в политике, предпринимательстве. Также актуален данный термин в образовательном процессе, если речь идет о школе или конкретном педагоге. Так какой же он, образ современного учителя? Кто или что формирует имидж человека, осуществляющего учебно-воспитательную деятельность? Настоящий, современный учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закоснеть окончательно в рутине жизни. Учиться своему предмету, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Современный учитель - это прежде всего грамотный учитель, "шагающий" в ногу с новым современным миром, умеющий быстро перестроиться, не останавливаться на достигнутом, стремящийся к совершенствованию и способный к самообразованию. Он работает с детьми, маленькими, но сообразительными существами. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком «до мозга костей», чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.
На мой взглядположительное восприятие учителя учениками, коллегами, родителями воспитанников всегда имело очень важное значение, и сейчас, на современном этапе развития системы образования, построение привлекательного образа педагога является неотъемлемой частью требований к представителям нашей профессии.
Вместе с тем мы имеем дело с очень многогранным понятием. Ведь одни оценивают учителя по личностным качествам, на других большее впечатление производит уровень его компетентности, по мнению третьих, приоритетным является творческий и духовно-нравственный потенциал – одним словом, сегодня можно услышать самые разные суждения об имидже педагога.
II Основная часть
Попробую объяснить, как я понимаю это определение, и перечислить ключевые составляющие позитивного образа учителя, опираясь на собственный опыт.
Имидж сельского учителя - особая проблема. В условиях сельской местности образ успешного учителя является немаловажным фактором воспитания не только детей и подростков, но и взрослых односельчан.
Я сама 38 год работаю в сельской местности и испытала все ее прелести.
В селе - все на виду, и учитель является объектом всеобщего пристального внимания со стороны односельчан. И поэтому старается быть примером для односельчан во всем. Это помогает найти общий язык с родителями учеников.
В имидж сельского учителя входят и твоя семья, и родственники.Даже то, как развешено белье на веревках, может многое сказать сельскому жителю. Эталоном могут быть и чистота окон учительского дома, и цвет занавесок.
Немаловажную роль, считаю, играет внешний вид. Именно он позволяет создавать первое впечатление о человеке в глазах окружающих.
Во-первых, учителя должны придерживаться определенных норм в выборе своей одежды, отдавать предпочтение элегантным, классическим вещам. Категорически неприемлемы джинсы, мини-юбки, декольте. Ведь нельзя забывать, что дети воспринимают педагога как пример для подражания. Особенно девочки внимательны к внешнему облику преподавателя-женщины. От их взгляда вряд ли ускользнет помятая блузка, плохой маникюр или чрезмерная высота каблука.
В нашей школе нет строгого дресс-кода, но педагогический коллектив всегда выглядит на «5». Считаю, это заслуга наших директоров с которыми я работала на протяжении этих лет . Для своих подчиненных они всегда – эталон стиля, хорошего вкуса и высокой культуры поведения.
Также к внешней части имиджа относятся речь, мимика, темперамент. Учащиеся очень наблюдательные и точно сопоставляют вербальные средства со смысловым содержанием речи педагога. Если они почувствуют фальшь, то учитель рискует подорвать доверие ребят.
Для имиджа педагога очень важны деловые качества - профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
Немаловажное значение имеют и моральные принципы, образ жизни педагога, отношения внутри школьного коллектива.
— В общении с ученическим коллективом я придерживаюсь демократического стиля руководства, ориентированного на развитие активности детей, достижение общих целей. Ведь сегодня задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать их проявление. Поэтому учителю нужно быть очень внимательным к каждому ребенку, к его особенностям и способностям, проявлять в равной степени требовательность и уважение к учащимся, уметь выслушать и дать совет, постараться стать другом при всем своем доминирующем положении. Особенно если ты – классный руководитель.
Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Это трудная и важная миссия, но я очень люблю свою работу и своих учеников. Живу их поступками, мыслями, мечтами: мне это интересно.
Отношения с коллегами также выстраиваю на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимовыручке. С родителями – в постоянном контакте, вместе решаем важные воспитательные задачи.
Другая составляющая имиджа - это стремление к непрерывному повышению профессионального мастерства, овладению прогрессивными технологиями обучения и воспитания. Повышение уровня подготовки педагога происходит за счет курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. Но, замечу, эффективность всех этих мероприятий будет невелика без самообразования учителя, интереса не только к своему предмету, но и к смежным областям знаний, а также работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами.
Умелое пользование информационно-компьютерными технологиями и включение их в учебный процесс не только повышают мою собственную медиакомпетентность (без чего, собственно, немыслимо вообще современное образование), но и способствуют воспитанию самостоятельной, творческой личности, свободно ориентирующейся в условиях глобальной информатизации общества. В декабре 2013 года в нашу школу поступило компьютерное учебно-лабораторное оборудование.
Оно предполагает многообразие форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые, командные), учит младших школьников прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Уроки строю так, чтобы изучение каждой темы предполагало творческую итоговую работу, то есть проект. Теперь это будем создавать с помощью электронных медиа. Такая форма обучения положительно сказывается на познавательных мотивах учащихся, способствует лучшему восприятию и запоминанию материалов.
III Заключение
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Как и любой человек, учитель должен любить шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо — ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Но главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.
Какие бы требования общество ни предъявляло к нашему профессиональному имиджу, какие бы методы обучения мы ни использовали, главное – это желание работать над собой, творить, расти, получать удовольствие от общения с детьми, верить в их успех. Тогда педагог, независимо от своего пола, возраста, наличия или отсутствия привлекательной внешности, будет пользоваться заслуженным авторитетом, а школа – гордиться своими кадрами.
- Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Дрофа, 2001.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998.
- Якобсон П.М. Психология учителя. – СПб.: Нева, 2002.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Издательство «Флинта», 1998.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слагаемые профессионального имиджа педагога
В статье раскрывается сущность понятия "имидж", характеризуются основные составляющие педагогического имиджа, предлагаются рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога....

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)
Профессиональный имидж современного педагога. В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...
Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...
Слагаемые профессионального имиджа учителя
Доклад на педсовет...

Формирование профессионального имиджа педагога как фактор повышения компетентности
Грамотно созданный имидж современного педагога помогает в решении профессиональных задач....
Коммуникативный тренинг «Знакомство. Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Снятие эмоционального напряжения. Формирование дружеских взаимоотношений, сплочение молодых специалистов....
