Слагаемые профессионального имиджа педагога.
материал на тему

Выступление на зональной научно-практической конференции "Культура речи как основа профессилнальной деятельности педагога" (в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения 18.02.2014г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Новосёлковская начальная общеобразовательная школа»

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Лунина Мария Ильинична

Кашира 2014год

Слагаемые профессионального имиджа педагога

  1. Введение

В наше время понятие «имидж» употребляется практически во всех сферах жизни. Особенно широкое распространение оно получило в политике, предпринимательстве. Также актуален данный термин в образовательном процессе, если речь идет о школе или конкретном педагоге. Так какой же он, образ современного учителя? Кто или что формирует имидж человека, осуществляющего учебно-воспитательную деятельность? Настоящий, современный  учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закоснеть окончательно в рутине жизни. Учиться своему предмету, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Современный учитель - это прежде всего грамотный учитель, "шагающий" в ногу с новым современным миром, умеющий быстро перестроиться, не останавливаться на достигнутом, стремящийся к совершенствованию и способный к самообразованию. Он работает с детьми, маленькими, но сообразительными существами. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком «до мозга костей», чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.

 На мой взглядположительное восприятие учителя учениками, коллегами, родителями воспитанников всегда имело очень важное значение, и сейчас, на современном этапе развития системы образования, построение привлекательного образа педагога является неотъемлемой частью требований к представителям нашей профессии.

Вместе с тем мы имеем дело с очень многогранным понятием. Ведь одни оценивают учителя по личностным качествам, на других большее впечатление производит уровень его компетентности, по мнению третьих, приоритетным является творческий и духовно-нравственный потенциал – одним словом, сегодня можно услышать самые разные суждения об имидже педагога.

II Основная часть

Попробую объяснить, как я понимаю это определение, и перечислить  ключевые составляющие позитивного образа учителя, опираясь на собственный опыт.

 Имидж сельского учителя - особая проблема. В условиях сельской местности образ успешного учителя является немаловажным фактором воспитания не только детей и подростков, но и взрослых односельчан.

Я сама 38 год работаю в сельской местности и испытала все ее прелести.

В селе - все на виду, и учитель является объектом всеобщего пристального внимания со стороны односельчан. И поэтому старается быть примером для односельчан во всем. Это помогает найти общий язык с родителями учеников.

В имидж сельского учителя входят и твоя семья, и родственники.Даже то, как развешено белье на веревках, может многое сказать сельскому жителю. Эталоном могут быть и чистота окон учительского дома, и цвет занавесок.

Немаловажную роль, считаю, играет внешний вид. Именно он позволяет создавать первое впечатление о человеке в глазах окружающих.

Во-первых, учителя должны придерживаться определенных норм в выборе своей одежды, отдавать предпочтение  элегантным, классическим вещам. Категорически неприемлемы джинсы, мини-юбки, декольте. Ведь нельзя забывать, что дети воспринимают педагога как пример для подражания. Особенно девочки внимательны к внешнему облику преподавателя-женщины. От их взгляда вряд ли ускользнет помятая блузка, плохой маникюр или чрезмерная высота  каблука.

В нашей школе нет строгого дресс-кода, но педагогический коллектив всегда выглядит на «5». Считаю, это заслуга наших  директоров с которыми я работала на протяжении этих лет . Для своих подчиненных они всегда – эталон стиля, хорошего вкуса и высокой культуры поведения.

Также к внешней части имиджа относятся речь, мимика, темперамент. Учащиеся очень наблюдательные и точно сопоставляют вербальные средства со смысловым содержанием речи педагога. Если они почувствуют фальшь, то учитель рискует подорвать доверие ребят.

Для имиджа педагога очень важны деловые качества - профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

Немаловажное значение имеют и моральные принципы, образ жизни педагога, отношения внутри школьного коллектива.

— В общении с ученическим коллективом я придерживаюсь демократического стиля руководства, ориентированного на развитие активности детей, достижение общих целей. Ведь сегодня задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать их проявление. Поэтому учителю нужно быть очень внимательным к каждому ребенку, к его особенностям и способностям, проявлять  в равной степени требовательность и уважение к учащимся, уметь выслушать и дать совет, постараться стать другом при всем своем доминирующем положении. Особенно если ты – классный руководитель.

Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

Это трудная и важная миссия, но я очень люблю свою работу и своих учеников. Живу их поступками, мыслями, мечтами: мне это интересно.

Отношения с коллегами также выстраиваю на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимовыручке. С родителями – в постоянном  контакте, вместе решаем важные воспитательные задачи.

Другая составляющая имиджа - это стремление к непрерывному повышению профессионального мастерства, овладению прогрессивными технологиями обучения и воспитания. Повышение уровня подготовки педагога происходит за счет курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. Но, замечу, эффективность всех этих мероприятий будет невелика без самообразования учителя, интереса не только к своему предмету, но и к смежным областям знаний, а также работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами.

Умелое пользование информационно-компьютерными технологиями и включение их в учебный процесс не только повышают мою собственную медиакомпетентность (без чего, собственно, немыслимо вообще современное образование), но и способствуют воспитанию самостоятельной, творческой личности, свободно ориентирующейся в условиях глобальной информатизации общества. В декабре 2013 года в нашу школу поступило компьютерное учебно-лабораторное  оборудование.

Оно  предполагает многообразие форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые, командные), учит младших школьников прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Уроки строю так, чтобы изучение каждой темы предполагало творческую итоговую работу, то есть проект. Теперь это будем  создавать с помощью электронных медиа. Такая форма обучения положительно сказывается на познавательных мотивах учащихся, способствует лучшему восприятию и запоминанию материалов.

III Заключение

 Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Как и любой человек, учитель должен любить шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства  очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо — ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Но главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

      Какие бы требования общество ни предъявляло к нашему профессиональному имиджу, какие бы методы обучения мы ни использовали, главное – это желание работать над собой, творить, расти, получать удовольствие от общения с детьми, верить в их успех. Тогда педагог, независимо от своего пола, возраста, наличия или отсутствия привлекательной внешности, будет пользоваться заслуженным авторитетом, а школа – гордиться своими кадрами.

Список литературы

  1. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3.
  2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998.
  4. Якобсон П.М. Психология учителя. – СПб.: Нева, 2002.
  5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Издательство «Флинта», 1998.
  6. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слагаемые профессионального имиджа педагога

В статье раскрывается сущность понятия "имидж", характеризуются основные составляющие педагогического имиджа, предлагаются рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога....

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)

Профессиональный имидж современного педагога.          В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

вербальный и невербальный имидж педагога

каким должен быть имидж педагога...

Формирование профессионального имиджа педагога как фактор повышения компетентности

Грамотно созданный имидж современного педагога помогает в решении профессиональных задач....

Коммуникативный тренинг «Знакомство. Слагаемые профессионального имиджа педагога»

 Снятие эмоционального напряжения. Формирование дружеских взаимоотношений, сплочение  молодых специалистов....