Главные вкладки

    Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)
    статья по теме

     

    Профессиональный имидж современного педагога.

     

             В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

             Учитель во все времена считался рупором культуры данного общества. Педагогу  профессионально  вменено генерировать  и  транслировать  культуру. Но что же такое "культура"? "Культура  (возделывание,  воспитание,  образование,  развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил  и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и  формах  организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Энциклопедический словарь).

             Культура  не  наследуется  генетически,  а  усваивается  только  методами обучения. 

             Профессиональная  культура  педагога  –  интегрированное  понятие. 

    Профессиональная  культура  –  это  определенная  степень  овладения

    человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

             Педагогическая  культура  –  это  часть  общечеловеческой  культуры,  в которой  в  наибольшей  степени  запечатлелись  духовные  и  материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности.

             Педагогическая  культура  –  важнейшая  часть  общей  культуры

    преподавателя,  проявляющаяся  в  системе  его  личных  и  профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности.

             Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств  способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей.

             Имидж–  (с  англ.) образ, облик  (русская  версия)  личности,  в  котором наиболее    ощутимо  проявляются  те  качества,  благодаря  которым  достигается эффект  персональной  привлекательности.

             Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности.

             Имидж  профессиональный  –  облик  человека,  отражающий  его

    профессиональную  деятельность,  важное  условие  профессиональной

    самореализации и достижения профессиональных успехов.                                                                                                                                                                                                                            

             Анализ литературных источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке пока нет единого понимания феномена "индивидуальный имидж". Ряд исследователей сводят имидж к психическому образу (А.Ю. Панасюк, Л.М. Митина, В.М. Шепель и др.), к внешнему образу (Л. Браун, М. Спилчейн и др.), к совокупности внешних и внутренних черт (П. Берд, Т.В Климова, И. Крискунова и др.), к умению управлять впечатлением, мнением о себе (И. Гоффманн, Ф.А. Кузин, Е.А. Петрова, И.А. Федоров и др.). 

             Личностный имиджрассматривается как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж.

             Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоутверждения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать.

             Эталонный имидж соответствует трём основным требованиям:

             Во-первых, он базируется на ментальном потенциале конкретного человека, ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств, стимулирует позитивный личностный рост человека в зоне ближайшего развития.

             Во-вторых, эталонный имидж максимально гармонизирует внешний облик, интер- и интрапсихическое пространство человека, способствует аутентичному сочетанию внешности, внутреннего настроя и поведения человека в ситуациях общения.

             В-третьих, эталонный имидж развивает интервальную стратегию отношения человека к жизни и к себе, стимулирует его активность, постоянную работу по саморазвитию и самосовершенствованию, выступает средством достижения успеха в жизни.

             В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию (созданию имиджа), посвященные психологическим аспектам формирования имиджей.                                                          

             Изучением проблем имиджа занимается наукаимиджелогия.

             Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

             Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: "способ убеждать" и "способ понравиться". Из них последний наиболее эффективный.

             "Существует ли специфический имидж учителя?" — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: "Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность".                                                                                         

             "Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", — пишет В.М. Шепель. 

             В педагогике "имидж" получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии.  

             Можно предположить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект – субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

             Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе.  Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной.  На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога.

             Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.                                                                          Формируя стратегию и тактику самоподачи, учителю   необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Имидж - своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.     Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней." (В.М. Шепель)                             

             В свете изложенного особенно актуальным становится то, что имидж новой школы будет определяться имиджем педагогов, работающих в ней.                                                                                                                                                                                                                            

             Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций.

    1. Определение требований аудитории. Именно этот момент является первой точкой отсчета.

    2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.

    3. Конструирование образа и поведенческих характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.

    4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.

             Формирование имиджа несет в себе и психологические аспекты, что немаловажно в работе педагога:

    - личностновозвышающий аспект (Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.)

    - комфортизация межличностных отношений (Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.)

    - психотерапевтическая функция(Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.)

    - межличностная адаптация

    - высвечивание лучших личностно-деловых качеств

    - затенение негативных личностных характеристик

    - организация внимания (Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он демонстрирует.)

    - преодоление возрастных рубежей (Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя "комплексом" собственного возраста.)

             Быть обаятельным – это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации.

             Самопрезентация составляет суть имиджирования.

             В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и, прежде всего, умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая модель

    технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:

    1) "Я-концепция" – морально-психологическая подготовка. Способствует достижению внутренней согласованности личности; определяет интерпретацию опыта; является источником ожиданий.

    2) фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;

    3) кинесика – телесное информирование. Это молчаливый язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть.

    4) дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;

    5) владение словом – риторическая оснащённость;

    6) флюидное излучение – создание личностного "биоэнергетического поля";

    7) коммуникативная механика – мастерство общения. Уметь  предупреждать конфликты – значит, обладать культурой общения, выражать уважение к личности другого человека, искусно использовать психологические методы воздействия. Вербальные средства общения – важные составляющие имиджа.

             Существуют дополнительные приемы, способствующие формированию персонального педагогического имиджа.

    1) Искусство речи. Во все времена красота речи определялась ее логичностью, лаконичностью, свежестью и благородством. Излишние словесные нагромождения, равно как и чрезмерно яркие краски и эмоциональность, быстро утомляют, пресыщают и не доставляют удовольствие слушателю.

             Цицерон считал, что для того, чтобы произвести хорошее впечатление от  выступления, необходимо:

    • Найти что сказать.
    • Расположить найденное по порядку.
    •  Придать ему словесную форму.
    • Утвердить все это в памяти.
    • Произвести желаемый эффект.

             Чтобы уроки и выступления педагога  были интересными и производили желаемый эффект на слушателей, нужно помнить о требованиях к композиции речи и о различных приемах привлечения внимания слушателей ("зацепляющих крючках"), таких как:

    - использование неожиданных (провокационных) проблемных вопросов;

    - сообщение некоторой (парадоксальной) информации (в том числе и личного характера), на первый взгляд не имеющей ничего общего с темой разговора;

    - апеллирование к личному опыту слушателей.

     

    2)Памятка учителю по подготовке к выступлению.

    1. Обозначьте тему выступления (словом или словосочетанием).

    2. Подумайте о том, кому это выступление будет предназначено.

    3. Определите его цель (рассказать, развлечь, сравнить, убедить и т.д.).

    4. Составьте примерный план-схему выступления. Для этого вспоминайте все, что вы уже знаете или о чем хотите упомянуть.

    5. Соберите необходимую  информацию.

    6. Сформулируйте основную идею вашего выступления в виде законченного предложения.

    7. Уточните, ее дополнительными или сопутствующими идеями.

    8. Запишите эти идеи законченными предложениями.

    9. Логично расположите их по порядку и составьте окончательный план выступления. Для этого определите способ изложения мысли. Он может быть

    построен на индукции, дедукции, аналогии и т.д.

    10. Дополните каждый пункт плана ключевыми словами, отражающими основную идею.

    11. При желании напишите полный текст выступления.

    12. Отрепетируйте свое выступление перед зеркалом.

    3)Тест "Оценка имиджа".

             Для оценки собственного имиджа может быть предложен следующий тест. В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из предложенных уровней удовлетворённости.

             Оцените по степени удовлетворенности (низкая, средняя, высокая) следующие компоненты своего имиджа: данные голоса, коммуникабельность, самопрезентация, нормы общегражданского этикета (изысканные манеры), искусство визуального контакта, осанка, физические данные, ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.), прическа, ароматические средства, аксессуары.

             На основе полученных данных можно делать выводы и начинать строить стратегию по формированию персонального педагогического имиджа.

             На основе вышеизложенного можно вывести формулу успеха современного педагога:

    Успех = порядочность + работоспособность + творчество + целеустремленность + доброта + инициативность + терпимость + активная жизненная позиция

             А помочь сформировать все эти качества педагога Новой школы призвана так своевременно появившаяся наука имиджелогия.

             Таким образом, современный учитель должен обладать рядом качеств, таких как наличие позитивных ожиданий в области профессиональной деятельности,  эмоциональную устойчивость, способность к личностным изменениям, умение видеть собственные достижения и профессиональные затруднения и намечать пути их устранения, создание своего индивидуального стиля. Это определенно нашло отражение в профессиональном имидже, для тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной  педагогической деятельности.

             Созданию профессионального имиджа педагога способствуют такие важные составляющие как самопрезентация, общественная активность, участие в различных профессиональных и творческих конкурсах, внутренние установки педагога.

             Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до  других  свои  лучшие  личностные  качества. Творческие  способности  учителя  являются показателем целостности  его личности,  здоровья  в  самом  широком  смысле  этого  слова. И,  напротив,  если  учитель  идентифицирует  свою личность  только  с  преподавательской  деятельностью,  то  такое  положение может привести к остановке внутреннего роста.

             Следовательно, школа будущего – это непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед.

    Список литературы

     

    1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.
    2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.
    3. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога // Н.А. Морева. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. – М., 2006. – C. 58–105.
    4. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    5. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 26–48.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профессиональный имидж современного педагога. Манешина Л.Н.

    Слайд 2

    Культура Это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    Слайд 3

    Профессиональная культура Это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач

    Слайд 4

    Педагогическая культура Педагогическая культура – это важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности.

    Слайд 5

    Имидж Имидж – это образ личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности.

    Слайд 6

    Имидж профессиональный Это облик человека, отражающий его профессиональную деятельность, важное условие профессиональной самореализации и достижения профессиональных успехов.

    Слайд 7

    Эталонный имидж Базируется на ментальном потенциале (духовно–нравственных и профес- сионально – личностных качествах) Способствует сочетанию внешнего и внутреннего в человеке Развивает стратегию отношения человека к жизни и к себе

    Слайд 8

    Педагогический имидж Это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект –субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса. (Феномен первого впечатления определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия.)

    Слайд 9

    Для формирования имиджа необходимо: Требования аудитории. Определение сильных и слабых сторон объекта. Конструирование образа и поведенческих характеристик. Перевод требуемых характеристик в вербальную, визуальную и событийную формы.

    Слайд 10

    Аспекты имиджа: личностновозвышающий; комфортизация межличностных отношений; психотерапевтический аспект; межличностная адаптация; высвечивание лучших качеств; затенение негативных характеристик; организация внимания; преодоление возрастных рубежей.

    Слайд 11

    Матрица создания персонального имиджа педагога «Я – концепция» Фейсбилдинг Кинесика Дизайн одежды Владение словом Коммуникативная механика Флюидное излучение

    Слайд 12

    Формула успеха современного педагога Успех = порядочность + работоспособность + творчество + целеустремленность + доброта + инициативность + терпимость + активная жизненная позиция

    Слайд 13

    Заключение Для создания профессионального имиджа педагога необходимы: самопрезентация, общественная активность, внутренние установки. Имидж новой школы будет определяется имиджем педагогов, работающих в ней.



    Предварительный просмотр:

    Профессиональный имидж современного педагога.

            В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

            Учитель во все времена считался рупором культуры данного общества. Педагогу  профессионально  вменено генерировать  и  транслировать  культуру. Но что же такое "культура"? "Культура  (возделывание,  воспитание,  образование,  развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил  и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и  формах  организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Энциклопедический словарь).

             Культура  не  наследуется  генетически,  а  усваивается  только  методами обучения.  

            Профессиональная  культура  педагога  –  интегрированное  понятие.  

    Профессиональная  культура  –  это  определенная  степень  овладения

    человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

            Педагогическая  культура  –  это  часть  общечеловеческой  культуры,  в которой  в  наибольшей  степени  запечатлелись  духовные  и  материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности.

            Педагогическая  культура  –  важнейшая  часть  общей  культуры

    преподавателя,  проявляющаяся  в  системе  его  личных  и  профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности.

            Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств  способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей.

            Имидж –  (с  англ.) образ, облик  (русская  версия)  личности,  в  котором наиболее    ощутимо  проявляются  те  качества,  благодаря  которым  достигается эффект  персональной  привлекательности.

              Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности.

            Имидж  профессиональный  –  облик  человека,  отражающий  его

    профессиональную  деятельность,  важное  условие  профессиональной

    самореализации и достижения профессиональных успехов.                                                                                                                                                                                                                            

            Анализ литературных источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке пока нет единого понимания феномена "индивидуальный имидж". Ряд исследователей сводят имидж к психическому образу (А.Ю. Панасюк, Л.М. Митина, В.М. Шепель и др.), к внешнему образу (Л. Браун, М. Спилчейн и др.), к совокупности внешних и внутренних черт (П. Берд, Т.В Климова, И. Крискунова и др.), к умению управлять впечатлением, мнением о себе (И. Гоффманн, Ф.А. Кузин, Е.А. Петрова, И.А. Федоров и др.).  

            Личностный имидж рассматривается как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж.

            Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоутверждения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать.

             Эталонный имидж соответствует трём основным требованиям:

            Во-первых, он базируется на ментальном потенциале конкретного человека, ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств, стимулирует позитивный личностный рост человека в зоне ближайшего развития.

            Во-вторых, эталонный имидж максимально гармонизирует внешний облик, интер- и интрапсихическое пространство человека, способствует аутентичному сочетанию внешности, внутреннего настроя и поведения человека в ситуациях общения.

            В-третьих, эталонный имидж развивает интервальную стратегию отношения человека к жизни и к себе, стимулирует его активность, постоянную работу по саморазвитию и самосовершенствованию, выступает средством достижения успеха в жизни.

            В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию (созданию имиджа), посвященные психологическим аспектам формирования имиджей.                                                          

            Изучением проблем имиджа занимается наука имиджелогия.

            Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

            Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: "способ убеждать" и "способ понравиться". Из них последний наиболее эффективный.

            "Существует ли специфический имидж учителя?" — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: "Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность".                                                                                        

            "Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", — пишет В.М. Шепель.  

            В педагогике "имидж" получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии.  

            Можно предположить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект – субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

            Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе.  Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной.  На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога.

            Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.                                                                          Формируя стратегию и тактику самоподачи, учителю   необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Имидж - своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.             Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней." (В.М. Шепель)                              

            В свете изложенного особенно актуальным становится то, что имидж новой школы будет определяться имиджем педагогов, работающих в ней.                                                                                                                                                                                                                            

            Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций.

    1. Определение требований аудитории. Именно этот момент является первой точкой отсчета.

    2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.

    3. Конструирование образа и поведенческих характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.

    4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.

            Формирование имиджа несет в себе и психологические аспекты, что немаловажно в работе педагога:

    - личностновозвышающий аспект (Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.)

    - комфортизация межличностных отношений (Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.)

    - психотерапевтическая функция (Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.)

    - межличностная адаптация

    - высвечивание лучших личностно-деловых качеств 

    - затенение негативных личностных характеристик 

    - организация внимания (Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он демонстрирует.)

    - преодоление возрастных рубежей (Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя "комплексом" собственного возраста.)

            Быть обаятельным – это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации.

            Самопрезентация составляет суть имиджирования.

            В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и, прежде всего, умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая модель

    технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:

    1) "Я-концепция" – морально-психологическая подготовка. Способствует достижению внутренней согласованности личности; определяет интерпретацию опыта; является источником ожиданий.

    2) фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;

    3) кинесика – телесное информирование. Это молчаливый язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть.

    4) дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;

    5) владение словом – риторическая оснащённость;

    6) флюидное излучение – создание личностного "биоэнергетического поля";

    7) коммуникативная механика – мастерство общения. Уметь  предупреждать конфликты – значит, обладать культурой общения, выражать уважение к личности другого человека, искусно использовать психологические методы воздействия. Вербальные средства общения – важные составляющие имиджа.

            Существуют дополнительные приемы, способствующие формированию персонального педагогического имиджа.

    1) Искусство речи. Во все времена красота речи определялась ее логичностью, лаконичностью, свежестью и благородством. Излишние словесные нагромождения, равно как и чрезмерно яркие краски и эмоциональность, быстро утомляют, пресыщают и не доставляют удовольствие слушателю.

            Цицерон считал, что для того, чтобы произвести хорошее впечатление от  выступления, необходимо:

    1. Найти что сказать.
    1. Расположить найденное по порядку.
    2.  Придать ему словесную форму.
    3. Утвердить все это в памяти.
    4. Произвести желаемый эффект.

            Чтобы уроки и выступления педагога  были интересными и производили желаемый эффект на слушателей, нужно помнить о требованиях к композиции речи и о различных приемах привлечения внимания слушателей ("зацепляющих крючках"), таких как:

    - использование неожиданных (провокационных) проблемных вопросов;

    - сообщение некоторой (парадоксальной) информации (в том числе и личного характера), на первый взгляд не имеющей ничего общего с темой разговора;

    - апеллирование к личному опыту слушателей.

    2)Памятка учителю по подготовке к выступлению.

    1. Обозначьте тему выступления (словом или словосочетанием).

    2. Подумайте о том, кому это выступление будет предназначено.

    3. Определите его цель (рассказать, развлечь, сравнить, убедить и т.д.).

    4. Составьте примерный план-схему выступления. Для этого вспоминайте все, что вы уже знаете или о чем хотите упомянуть.

    5. Соберите необходимую  информацию.

    6. Сформулируйте основную идею вашего выступления в виде законченного предложения.

    7. Уточните, ее дополнительными или сопутствующими идеями.

    8. Запишите эти идеи законченными предложениями.

    9. Логично расположите их по порядку и составьте окончательный план выступления. Для этого определите способ изложения мысли. Он может быть

    построен на индукции, дедукции, аналогии и т.д.

    10. Дополните каждый пункт плана ключевыми словами, отражающими основную идею.

    11. При желании напишите полный текст выступления.

    12. Отрепетируйте свое выступление перед зеркалом.

    3)Тест "Оценка имиджа".

            Для оценки собственного имиджа может быть предложен следующий тест. В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из предложенных уровней удовлетворённости.

            Оцените по степени удовлетворенности (низкая, средняя, высокая) следующие компоненты своего имиджа: данные голоса, коммуникабельность, самопрезентация, нормы общегражданского этикета (изысканные манеры), искусство визуального контакта, осанка, физические данные, ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.), прическа, ароматические средства, аксессуары.

            На основе полученных данных можно делать выводы и начинать строить стратегию по формированию персонального педагогического имиджа.

            На основе вышеизложенного можно вывести формулу успеха современного педагога:

    Успех = порядочность + работоспособность + творчество + целеустремленность + доброта + инициативность + терпимость + активная жизненная позиция

            А помочь сформировать все эти качества педагога Новой школы призвана так своевременно появившаяся наука имиджелогия.

            Таким образом, современный учитель должен обладать рядом качеств, таких как наличие позитивных ожиданий в области профессиональной деятельности,  эмоциональную устойчивость, способность к личностным изменениям, умение видеть собственные достижения и профессиональные затруднения и намечать пути их устранения, создание своего индивидуального стиля. Это определенно нашло отражение в профессиональном имидже, для тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной  педагогической деятельности.

            Созданию профессионального имиджа педагога способствуют такие важные составляющие как самопрезентация, общественная активность, участие в различных профессиональных и творческих конкурсах, внутренние установки педагога.

            Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до  других  свои  лучшие  личностные  качества. Творческие  способности  учителя  являются показателем целостности  его личности,  здоровья  в  самом  широком  смысле  этого  слова. И,  напротив,  если  учитель  идентифицирует  свою личность  только  с  преподавательской  деятельностью,  то  такое  положение может привести к остановке внутреннего роста.

            Следовательно, школа будущего – это непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности, способность и желание совершенствоваться, двигаться вперед.

    Список литературы

    1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.
    2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.
    3. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога // Н.А. Морева. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. – М., 2006. – C. 58–105.
    4. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    5. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 26–48.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

    Аннотация: Статья представляет собой анализ процесса формирования и важности профессиональной компетенции педагога в современной системе образования....

    Здоровье в имидже современного педагога.

    «Здоровье является высшей ценностью общества,                        чем выше це...

    Имидж современного педагога

    Презентация на тему: "Имидж современного педагога". Содержит в себе информацию о том, каким должен быть педагог, воспитатель, что входит в понятие имидж....

    Здоровье в имидже современного педагога.

    Выступление на методичсеком объединении учителей начальных классов....

    Презентация к выступлению на тему: «Имидж современного педагога»

    Очень часто в жизни: по телевидению, или  в СМИ можно услышать выражение одета – как учительница! Звучит, как оскорбление. Каким же должен быть имидж учителя в современной школе?...

    Выступление на тему: «Имидж современного педагога»

    laquo;Учитель - это непривлекательная и неуспешная женщина старше сорока лет"Очень часто в жизни: по телевидению, или  в СМИ можно услышать выражение одета – как учительница! Звучит, ...

    Эмпатия как профессиональное качество современного педагога

    Эмпатия.Эмпатийное поведение. Воспитание эмпатийной культуры педагога....