Здоровье в имидже современного педагога.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кадурина Наталия Александровна

Выступление на методичсеком объединении учителей начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_v_imidzhe_sovremennogo_pedagoga.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье является высшей ценностью общества,                        
чем выше ценится здоровье человека
в коллективном сознании общества, тем выше ресурс
и потенциал развития самого общества»

Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье». По определению  «здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном:

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

В последние годы в сознании людей активно формируется  иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.
Проблема
здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Учитель – представитель стрессогенной профессии. Особая ответственность  и связанное с ней высокое  нервно – эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, высокая плотность межличностных контактов, преобладание авторитарного стиля работы учителя, возможность конфликтов  - все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения многих  заболеваний.  Учителя  в целом к состоянию здоровья относятся потребительски, обвиняя в недостаточном уровне здоровья экологию, питание, нехватку времени и многое другое. Но в этом случае хотелось бы напомнить   знаменитые слова Гиппократа  «О здоровье люди молят богов. Но они не понимают, что его сохранение  зависит от них самих».

Ещё в 20-ые годы профессия учителя была отнесена к «профессиям высшего типа» как творческая, требующая не только постоянной работы над предметом, но и над собой. Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью, которую подрывают такие особенности нашей профессии, как:

а) необходимость сдерживать эмоции;

б) отсутствие права на ошибку, приводящие к расширению трудового времени (берём работу домой);

в) неудовлетворённость профессиональным статусом; и многое другое, что приводит учителя к ситуации сверхстресса, т. е. эмоциональному сгоранию. Вот почему именно педагогическому работнику так необходимо уделять внимание собственному здоровью.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.  

Чтобы помочь учителям сохранить и укрепить здоровье,  школа может поставить перед собой следующие задачи и цели:

  1. Создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога.
  2. Формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни.
  3. Помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.

Модель здорового педагога представляется  таким образом:

модель здорового педагога

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять: лечебно-оздоровительные упражнения:

  • упражнения для позвоночника
  • упражнения для осанки
  • упражнения для шейного отдела позвоночника
  • следить за своим физическим здоровьем:
  • полноценное питание
  • достаточный сон
  • соблюдение правил личной гигиены
  • режим труда и отдыха
  • занятия спортом
  • соблюдать психоэмоциональное равновесие:
  • позитивное мышление
  • оптимизм
  • управление эмоциями
  • доброжелательное отношение к людям
  • любовь к себе

Предлагаю следующие рекомендации:

  • Начинайте каждый день с чувством радости.
  • Поддерживайте это состояние в течение дня.
  • Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
  • Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
  • Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
  • Питайтесь регулярно и разнообразно.
  • Исключайте жареную и жирную пищу.
  • Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  • Не переедайте на ночь.
  • Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Занимайтесь физическими упражнениями.
  • Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  • Любите свою душу и тело.
  • Старайтесь окружить их комфортом.

Уровень профессионального здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культуры. У учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.

Учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.

                                           

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)

Профессиональный имидж современного педагога.          В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...

Здоровье в имидже современного педагога.

«Здоровье является высшей ценностью общества,                        чем выше це...

Имидж современного школьника. март. 2015 год. статья для родителей.

Цели: развивать эстетический вкус современного ученика; объяснить учащимся разницу: красиво - модно - стильно....

Имидж современного педагога

Презентация на тему: "Имидж современного педагога". Содержит в себе информацию о том, каким должен быть педагог, воспитатель, что входит в понятие имидж....

Слагаемые имиджа современного учителя

В статье рассматриваются составляющие имиджа современного учителя....

Презентация к выступлению на тему: «Имидж современного педагога»

Очень часто в жизни: по телевидению, или  в СМИ можно услышать выражение одета – как учительница! Звучит, как оскорбление. Каким же должен быть имидж учителя в современной школе?...

Выступление на тему: «Имидж современного педагога»

laquo;Учитель - это непривлекательная и неуспешная женщина старше сорока лет"Очень часто в жизни: по телевидению, или  в СМИ можно услышать выражение одета – как учительница! Звучит, ...