Слагаемые профессионального имиджа педагога
статья по теме

В статье раскрывается сущность понятия "имидж", характеризуются основные составляющие педагогического имиджа, предлагаются рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_professionalnogo_imidzha_pedagoga.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Содержание

Введение

1. Профессиональный имидж педагога  

   1.1. Сущность понятия «имидж»

   1.2. Основные составляющие педагогического имиджа

          1.2.1. Внешний облик

          1.2.2. Использование вербальных и невербальных средств общения

          1.2.3. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»

          1.2.4. Личностные качества

          1.2.5. Профессиональные умения

2. Формирование профессионального имиджа педагога

Заключение

Список литературы

Введение.

Школьный учитель – один из важнейших участников образовательной системы. К сожалению, в современном обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Большую роль в создании положительного образа профессии играют и средства массовой информации. Но ведь не только эти факторы определяют имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Многое зависит от самого педагога, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Что же может сделать сам учитель, чтобы поднять престиж своей профессии?

Каждый педагог является обладателем определенного набора знаний и умений. Однако  профессиональные знания и педагогические умения не всегда являются условием достижения высокого уровня успешности в работе. Неизбежной составляющей профессии учителя является ежедневное общение с учениками, родителями, коллегами. Но не каждому педагогу удается устанавливать контакты с окружающими, избегать конфликтов в общении. Дело в том, что успешность общения и эффективность профессиональной деятельности учителя напрямую зависят от личности педагога, его умения произвести впечатление на собеседников, расположить людей к себе, заинтересовать детей предметным материалом. Поэтому каждый учитель, стремящийся к профессиональному успеху, должен заботиться не только о повышении уровня специальных предметных знаний, но и о совершенствовании своих личностных качеств, создавая, таким образом, собственный  личный и профессиональный  имидж.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Некоторые учителя слишком занижают значение своего имиджа, понимают его как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимается ими настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа учителя.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Поэтому важно знать, из каких составляющих складывается профессиональный имидж и что необходимо делать для повышения его привлекательности.

Процесс построения имиджа во многом зависит от самого учителя. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.

  1. Профессиональный имидж педагога.

1.1. Сущность понятия «имидж».

        Имидж – в переводе с латинского – «картинка»; в переводе с английского – «образ, престиж, репутация»; в переводе с французского – «неосознанный идеал».

        Имидж – это впечатление, производимое человеком на окружающих людей.

Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п.

Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особое значение.

Секрет успеха  профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Основные функции имиджа учителя:

1. Профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания.

2. Социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии.

3. Духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).

4. Визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

1.2. Основные составляющие педагогического имиджа.

Основными составляющими педагогического имиджа являются:

- внешний облик;

- использование вербальных и невербальных средств общения;

- внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;

- личностные качества;

- профессиональные умения.

1.2.1. Внешний облик.

Вспомним поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным источником информации о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык не только с учениками, но и их родителями, коллегами, администрацией.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Особое значение здесь имеют и одежда, и аксессуары, и макияж, и прическа.

Одежда является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это может быть и красивое, но элегантное платье.

В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, педагог может быть уверен, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении учебного материала. Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Желательно избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.

Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали колье, вместо того, чтобы учиться. Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

Важно помнить о прическе, макияже и маникюре, чтобы производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр необходимо подбирать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.

Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

1.2.2. Вербальные и невербальные средства общения.

Важным шагом является использование вербальных и невербальных средств общения – важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе.

Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское искусство – это умение внушать и убеждать словом.

Многие профессиональные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.

Голос учителя должен быть многозвучным и разным. Слишком громкий голос утомляет и раздражает учащихся (иногда громкий «ругательный» голос – признак невротического поведения), слишком тихий – не позволяет детям расслышать слова учителя, поэтому они переспрашивают, шумят, отвлекаются. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи.

Голос должен содействовать успешности педагога. Поэтому над своим звуковым имиджем необходимо работать. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми.

Педагогически компетентный учитель всегда умеет адекватно интерпретировать невербальное поведение учащихся, родителей, коллег и свое. Он должен уметь, в зависимости от сложившейся ситуации общения и педагогических задач, гибко и целенаправленно использовать весь свой набор невербальных средств.

Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что дети очень наблюдательны. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи педагога они почувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это хотя бы однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание на умение представить себя окружающим наиболее благоприятным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% – при невербальном.

1.2.3. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».

Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж  в целом. Имидж образа жизни еще называют средовым. Он предполагает характеристику человека по среде его обитания – кабинету, жилищу и т.д. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства коллег. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех.

Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной  в каждом компоненте педагогического процесса. Это проявляется и в стиле общения со всеми участниками педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, импровизации на уроке.

Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать  к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

1.2.4. Личностные качества.

Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

1.2.5. Профессиональные умения.

Профессиональные качества последуют личностным, сохраняя при этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется”, - считает известный педагог, академик В.П. Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него профессиональные свойства и качества.

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”

Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке. Основными функциями педагогического общения являются:

1) информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией),

2) социально-перцептивная (восприятие социальных объектов),

3) самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению),

4) интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями),

5) аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения).

Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке,

2. Формирование профессионального имиджа педагога.

Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.

Семь шагов технологии успешного имиджа учителя.

1 . Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей.

2 . Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему.

3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным.

4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии.

5 . Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед.

6 . Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех.

7 . Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.

        Важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4. Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

        Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения». Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.

• Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

• Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

• Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

• Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

        В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.

Правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером.

Заключение.

Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической. Однако этого недостаточно. Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.»

        Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает, как снег на солнышке. Для профессионала очень важен взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

- высокая самооценка, уверенность в себе,

- вера в доброжелательность окружающих и вера в доброго человека,

- социальная и личная ответственность («Я» - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни),

- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

        Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание  исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его:

- принцип гармонии визуального образа,

- принцип коммуникативности (многообразие форм и способов информационного взаимодействия),

- принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души),

- принцип речевого воздействия.

        Все эти принципы выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

        Мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа.

Список литературы.

  1. Антипова А.М. Технология формирования имиджа учителя. festival.1september.ru

  2. Зайчикова М.В. Имидж современного учителя. openclass.ru›node/236559

  3. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru
  4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  5. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье  в условиях школы. Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
  7. Язык жестов / Сост. А. Мельник. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)

Профессиональный имидж современного педагога.          В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Выступление на зональной научно-практической конференции "Культура речи как основа профессилнальной деятельности педагога" (в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения 18.02.2014г...

вербальный и невербальный имидж педагога

каким должен быть имидж педагога...

Формирование профессионального имиджа педагога как фактор повышения компетентности

Грамотно созданный имидж современного педагога помогает в решении профессиональных задач....

Коммуникативный тренинг «Знакомство. Слагаемые профессионального имиджа педагога»

 Снятие эмоционального напряжения. Формирование дружеских взаимоотношений, сплочение  молодых специалистов....