Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)
учебно-методический материал по теме

Луговцова Эльмира Ильдаровна

Реализация  системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельности, основные характеристики, дидактические принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsdp_pri_obuchenii_ml.shk_.rar2.89 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

Слайд 2

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Слайд 3

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.

Слайд 4

Цель деятельностного подхода - воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта- умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития

Слайд 5

Что же означает деятельностный подход? • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Слайд 6

Виды деятельности Исследовательская Игровая Проектная Творческая Практическая Контрольно- оценочная Рефлексивная

Слайд 7

- делать учение мотивированным; - учить ученика оптимально организовывать свою деятельность; - помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 8

обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Системно – деятельностный подход

Слайд 9

«Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский

Слайд 10

Японская пословица «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Слайд 11

Китайская мудрость: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю ».

Слайд 12

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий. Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Основные характеристики системно – деятельностного подхода

Слайд 13

Системно – деятельностный подход предполагает: Воспитание и развитие гражданских качеств Переход к стратегии социального проектирования Ориентацию на результаты образования и воспитания Приоритет- личностное развитие учащихся Учет индивидуальных особенностей Обеспечение преемственности ступеней образования Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий

Слайд 14

Дидактические принципы 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Слайд 15

Как же реализовать принципы системно-деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий? Учителю необходимо организовать учебную деятельность ребенка на каждом виде занятий. Организовать учебную деятельность - это значит создать условия, чтобы дети познавали, а педагог или учебник им помогал, а не познавал за них.

Слайд 16

Сущность системно-деятельностного подхода Сущность системно-деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность. Важно подчеркнуть преобразующий характер деятельности. Преобразуя предметный мир в деятельности, человек изменяется сам. Что это значит для каждого учителя? Главная его задача не передать знания и не научить, а организовать деятельность, в которой ученик научится и получит знания. Главное, чтобы ученики действовали самостоятельно и с интересом. Форма и структура занятия с детьми изменяется не по формальным признакам, а по существу.

Слайд 17

Системно-деятельностный подход Каждое занятие должно заканчиваться организацией рефлексии в действенной форме, когда каждый ученик отследит свое продвижение, свой субъективный опыт. И не только, что я усвоил, а какими действиями я овладел, что у меня хорошо получается, а что мне трудно, что мне понравилось, а с чем я не согласен. Должно быть организовано три типа рефлексивных действий (на личность, на деятельность и на мыслительный акт). Это обеспечит школьнику развитие субъектности и возможность освоить универсальные учебные действия.

Слайд 18

Традиционная классификация: - источник знаний образец плановик контролер судья Системно-деятельностая классификация: организатор дирижер участник помощник стимулятор товарищ

Слайд 19

Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений и навыков *урок проверки знаний Развивающее обучение: *урок постановки учебной задачи *урок решения учебной задачи *урок моделирования *урок решения частных задач *урок контроля и оценки

Слайд 20

Структура урока в рамках системно- деятельностного подхода Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой . Самоанализ и самоконтроль Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности (итог урока).

Слайд 21

Условия р еализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий: включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность интеграция учебной и внеучебной деятельности ориентация на зону ближайшего развития взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности

Слайд 22

Условия реализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий: ориентация на диалоговое взаимодействие активная работа с различными источниками информации использование активных форм и методов работы организация рефлексии создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД

Слайд 23

Формы организации познавательной деятельности учеников проектирование и моделирование обсуждение докладов организация опытов подготовка презентаций разработка алгоритмов выполнение практических работ исследование выполнение проектов решение проблемных ситуаций

Слайд 24

Учитель чётко и точно формулирует задания. Не даёт новые знания в готовом виде. Не повторяет задания два раза. Не комментирует ответы и не исправляет их, предлагая это сделать ученикам. Не повторяет то, что уже сказали ученики. Предугадывает затруднения и меняет по ходу урока задания, если дети не смогли его выполнить с первого раза. Подбирает комплексные задания.

Слайд 25

Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача стандартов общего образования второго поколения

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить....

Задача стандартов общего образования второго поколения

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить....

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 2

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...

Системно – деятельностный подход - методологическая основа обучения.

Системно – деятельностный  подход - методологическая основа обучения....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...