Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
материал (3 класс) на тему

Степанова Елена Александровна

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Проектная деятельность позволяет развивать  познавательный интерес обучающихся, расширять их  кругозор, формировать  коммуникативные, учебно-познавательные компетенции.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_proektn_deyat.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе

(выступление на педагогическом совете по теме:

«Системно – деятельностный подход как основа

образовательных стандартов»)

Подготовила:

учитель высшей квалификационной

 категории: Степанова Е.А.

ноябрь 2017 г.

         Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Проектная деятельность позволяет развивать  познавательный интерес обучающихся, расширять их  кругозор, формировать  коммуникативные, учебно-познавательные компетенции.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

б) учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

в) приобретают коммуникативные умения;

г) развивают у себя исследовательские умения;

д) развивают системное мышление.

         Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в результате чего в дальнейшем не удаётся достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Включать ребят  в проектную деятельность необходимо постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это  доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Для работы я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

- учёт интересов детей;

- учение через деятельность (так как проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность);

- систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы;

-  свободное творчество в выборе темы проекта.

         В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе учащимся предлагается несколько тем на выбор. При этом необходимо учитывать интересы ребят. Чётко определяется цель проекта. Учащиеся выбирают форму работы: индивидуально, в парах или группах. Согласуются сроки работы над проектом.

2 этап. Организационный.

 На данном этапе определяются этапы работы (то есть план действий), формулируются задачи, указываются источники получения информации.

3 этап. Осуществление деятельности.

 Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность. Результаты представляются в виде творческой работы (то есть защита проекта).

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

На данном этапе учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми, личный опыт учащихся, интернет.

      За 2 года обучения (1 - 2 классы) учащимися моего класса были выполнены следующие проекты:

  1.  Я и моя семья.
  2. Мои домашние питомцы.
  3. Моя родословная.
  4. Мой город.
  5. Моя любимая буква.
  6. Моя любимая цифра и др.

Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

 Метод проектов открывает перед каждым учеником возможность проявить себя, выявить что – то близкое,  интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию учащегося.

Вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»

Цель моего  обобщения  применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...

Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

В данном материале раскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" в условиях реализации ФГОС. А также рассказывается о том,какие технологии  в условиях реализации системно...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...