Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
презентация к уроку

Алпатова Людмила Геннадьевна

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vystuplenie_sdp.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы Автор: Алпатова Л.Г. учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М. Горького» городского округа город Фролово

Слайд 2

Актуальность В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В ажно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Слайд 4

Освоение учебного предмет Основные виды универсальных учебных действий Предметные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Вопросы общения Общеучебные Д Знаково-символические действия Логические УД Постановка и решение проблемы Целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль коррекция, оценка, саморегуляция Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

Слайд 6

Что важно знать, уметь учителю начальной школы? Каждому педагогу начальной школы важно понять: ЧТО?, ЗАЧЕМ? и КАКИМ ОБРАЗОМ? изменить в своей деятельности. Знать принципы деятельностного подхода; уметь реализовать его на практике; освоить новую систему оценивания – критериальную; освоить принципы организации диалога на уроке.

Слайд 7

Система дидактических принципов 1. Принцип деятельности 2. Принцип непрерывности 3. Принцип целостности 4. Принцип минимакса 5. Принцип психологической комфортности 6. Принцип вариативности 7. Принцип творчества

Слайд 8

Учитель должен быть способен: организовывать, направлять диалоговые отношения между учениками; владеть техникой педагогического общения, сотрудничества; хорошо знать новое предметное содержание, опираться в своей педагогической деятельности на психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 9

Модель системно-деятельностного подхода к обучению Ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически); создаёт в результате свой личный образовательный продукт; с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

Слайд 10

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки «открытия» нового знания На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия. Уроки рефлексии На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их . Уроки общеметодологической направленности Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Уроки развивающего контроля Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 11

Алгоритм конструирования урока Выделить и сформулировать новое знание; смоделировать способ открытия нового знания; вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания; определить необходимые ЗУНы и способы их повторения; подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций); смоделировать затруднение и способ его фиксации; смоделировать диалог или проблемную ситуацию; составить самостоятельную работу и обоснованный эталон; определить приёмы организации первичного закрепления; подобрать задания на этапе повторения по уровням трудности; провести анализ урока по конспекту; внести коррективы в план-конспект.

Слайд 12

Структура учебной деятельности Мотивы Учебная цель Планирование деятельности по достижению цели Учебные действия по «открытию» и освоению общих способов решения учебной цели и приемов определения условий их применения Контроль Оценка

Слайд 13

Современные технологии в СДП: проектное обучение; проблемное обучение; дифференцированное обучение; развитие критического мышления; модульное обучение; игровая деятельность.

Слайд 14

Критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. -Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) - Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. - Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. - Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Слайд 15

Критерии результативности урока На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). - Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. - Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. - Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Слайд 16

Критерии результативности урока - Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. - Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. - На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Слайд 17

Действие учителя Действие ученика 1 этап : актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анали-зировать, обобщать, формули-ровать умозаключения. 2 этап: организует взаимодей-ствие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществле-ние взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа реше-ния учебной задачи, органи-зует самостоятельное выпол-нение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

Слайд 18

Действие учителя Действие ученика 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике. 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Слайд 19

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятель­ности. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу.

Слайд 20

Выявление места и причины затруднения Цель: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом дейст­вий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы: - Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Что сделали сначала, потом? - Где возникло затруднение? Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: - Почему здесь возникло затруднение?

Слайд 21

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Цель: построить проект выхода из затруднения. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог. - Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться писать строчную букву л) - Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Письмо строчной буквы л.) -Что я об этом уже знаю? Чего я про это не знаю? Не понимаю? Мы можем воспользоваться каким-то уже известным нам способом. Выявив, способ действий, надо построить план. В завершение уточняются средства, которые нужны для проек­тирования. - Как вы будете строить новое правило?

Слайд 22

- Каким образом включить ученика в образовательный процесс? - Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия: - учитель создает проблемную ситуацию; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.

Слайд 23

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по резуль­татам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).

Слайд 24

Включение в систему знаний и повторение Цель: 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспе­чения содержательной непрерывности. Организуя этот этап, учитель так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой - шла под­готовка к введению в будущем новых способов действия.

Слайд 25

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления, будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание. Возможные вопро­сы: - Чему научились? - Где эти знания можно применить? - Каким способом вы учились?

Слайд 26

Литература Калашникова Н.Г. Личностно - ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности: Учебное пособие для системы повышения квалификации. – Барнаул, 2004. – 259 с. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному? – М., 2005. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Данный материал поможет более целостно и ясно представить на МО  как правильнопроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода в образовательном процессе...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...

Описание опыта работы на тему: Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения. Описание опыта работы....

Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»

Проектирования уроков деятельностной направленности для  стимулирования  роста творческого потенциала педагогов  начальной школы....