Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
методическая разработка по теме

Белова Лариса Александровна

 

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы-составители: О. В. Петрова, Т. П. Савушкина, А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова, Л.Н. Чипышева. В. А. Балдина, Л. И.Копотева, С. В. Расчектаева, Т. А. Шатилова; под ред. М. И. Солодковой.

Рецензенты:

 Коптелов А.В., заведующий кафедрой управления, экономики и права, к.п.н.;

 Титаренко Н.Н., заведующий заочным отделением РИПОДО ГОУ ВПО ЧГПУ, к.п.н., доцент

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование уроков

на основе системно-деятельностного подхода

в образовательном процессе начальной школы

Сборник материалов

УДК 371.3

ББК 74.202.5

П 79

Печатается по решению Учебно-методической комиссии ГОУ ДПО ЧИППКРО

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы [Текст] : сборник материалов / сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина, А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова, Л.Н. Чипышева. В. А. Балдина, Л. И.Копотева, С. В. Расчектаева, Т. А. Шатилова ; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск : ПОЛИГРАФ-мастер, 2011. – 41 с.

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Практическая часть сборника вошли конспекты уроков, составленные в логике системно-деятельностного подхода, разработанные учителями начальной школы Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 104 с углубленным изучением отдельных предметов г. Челябинска. Структура конспекта позволяет проследить виды деятельности учащихся и метапредметные результаты, на достижение которых направлено то или иное задание. Такой подход к проектированию урока в полной мере соответствует требованиям ФГОС ОО. Практические материалы сборника могут быть использованы для организации практических занятий по освоению способов достижения новых образовательных результатов, а также для самообразования.

Сборник материалов предназначен для руководителей, заместителей руководителей, учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рецензенты:

Коптелов А.В., заведующий кафедрой управления, экономики и права, к.п.н.;

Титаренко Н.Н., заведующий заочным отделением РИПОДО ГОУ ВПО ЧГПУ, к.п.н., доцент

© ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011

© ПОЛИГРАФ-Мастер, 2011

Системно-деятельностный подход – методологическая основа

стандарта нового поколения

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

 Работая над методической темой кафедры «Формирование и развитие профессиональной компетенции учителей в период экспериментального внедрения ФГОС» учителя кафедры знакомились с инновационными процессами в образовании в целом и начального образования в частности. Перед педагогами были поставлены задачи:

  1. изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;
  2. изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;
  3. освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

На первом этапе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, выявлены ключевые моменты, способствующие пониманию системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Вначале он следовал линии намеченной Л. С. Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении деятельности), он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – «Проблемы развития психики» (1959).

А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Ответ на вопрос, как перевести субект-объектные отношения учителя и ученика в субъект-субъектные и дает системно-деятельностный подход.

Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В. П. – доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников).

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».

Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.

В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельнеости учащихся.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Все вышеперечисленные положения и стали методологической основой ФГОС НОО. Итак, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Что важно знать, уметь учителю начальной школы?

  1. знать принципы деятельностного подхода;
  2. уметь реализовать его на практике;
  3. освоить новую систему оценивания – критериальную;
  4. освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

  1. придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  3. возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  4. существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  5. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  1. от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  2. от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  3. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  4. от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

На этапе введения ФГОС НОО особое внимание должно быть уделено не только изучению теоретических материалов, но и их принятию. Если учитель не принимает новую образовательную парадигму, введение ФГОС НОО будет формальным. Будут своевременно внесены правки в локальные акты образовательного учреждения, скомпилирована основная образовательная программа начального общего образования, но в практике работы образовательного учреждения и каждого конкретного учителя изменений не произойдет. А это в свою очередь сделает практически невозможным достижение метапредметных результатов. Принятие системно-деятельностного подхода возможно только при ряде условий:

  1. учитель должен иметь гуманистическую центрацию (его интересует не столько преподаваемый материал, сколько процесс познания этого материала ребенком);
  2. демократический стиль руководства (при котором достаточно жесткая и последовательная система требований сочетается с диалогом, в котором рассматриваются различные точки зрения, мнение каждого становится интересным, ошибки не пугают),
  3. положительную общую самооценку (предполагающую веру в свои силы, способность проанализировать свои действия, признать и исправить ошибку, не считать сегодняшнюю неудачу трагедией, способность находить путь к успеху).

Рассмотрим, какие изменения должны быть внесены в процесс проектирования урока.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Наиболее сложным из перечисленных принципов, сформулированных Л. Г. Петерсон, является принцип деятельности, так как в его формулировке есть спорный момент. Осознание содержания и форм своей учебной деятельности у младшего школьника проходит в процессе изучения предмета и может быть не выражено словесно, так как на первом этапе нам важен опыт самой деятельности, тесно связанной с изучением предмета, а не обсуждение своих действий. Особенно важно помнить об этом на уроках изучения нового, на которых процесс целеполагания может быть выражен одной фразой, «мы этого еще не учили (не делали), я не могу выполнить».

Типология уроков А. К. Дусавицкого

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Уроки общеметодологической направленности.
  4. Уроки развивающего контроля.

На наш взгляд, более точной является типология уроков А. К. Дусавицкого, однако в действующих системах учебников используется подход Л. Г. Петерсон, рассмотрим подробнее характеристики уроков деятельностной направленности.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” – “могу” – “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершении организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт».

Представленная технология близка к системно-деятельностному подходу, но при ее реализации следует помнить, что представленные этапы открыты учителю, но вполне могут быть скрыты от ученика. Если ребенок заранее знает о том, что сейчас он будет выполнять пробное действие, умение видеть границу своего знания и незнания и как следствие самостоятельность в целеполагании у ученика не появится. Более эффективны задания-«ловушки», о которых не предупреждают, которые предлагают для групповой и парной работы, на основе которых выявляется невозможность выполнить действие.

На этапах выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода затруднения, реализация построенного проекта на первом плане должна быть деятельность в рамках предмета и свободная речь детей, свзяанная с ходом решения учебной задачи. При этом ученики могут не называть этапы учебной деятельности для младшего школьника важней освоение этой деятельности на предметном материале. Сравните две ситуации:

  1. дети самостоятельно решают пример на деление столбиком (правильный ответ 304), при проверке выясняется, что получилось два ответа – 34 и 304. В свободном режиме идет обсуждение, кто прав, и делается вывод, что при делении столбиком важным шагом является определение первого неполного делимого;
  2. ученики проговаривают, что сейчас они будут выполнять пробное действие, выполняют (задание аналогично первому), затем озвучивают затруднения, в том числе и те, кто решил пример правильно. Затем обсуждаются способы выхода из затруднения, хотя дети выполняют действия в рамках известного способа, не внося в него изменения, но при подведении итогов речь идет о новом способе и не ставится акцент, что главное не пропустить этап определения первого неполного делимого.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что на первом плане должна быть собственно учебная деятельность в рамках предмета, а обсуждение этапов учебной деятельности может стать формальным.

В связи с этим, не отказавшись от использования технологических карт, мы изменили их структуру, с учетом требований ФГОС НОО.

Технологическая карта урока включает в себя:

  1. название темы;
  2. планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
  3. тип урока (учебного занятия), определяющий технологию изучения указанной темы;
  4. описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание.

В практической части приведены конспекты уроков составленных на основе технологических карт.

Литература

  1. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Томачева, З. И. Шилкунова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Петерсон, Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Петерсон, Л. Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Просвещение, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования  [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
  6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» [Текст] : методическое пособие. – М. : Просвещение, 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.

Обучение письму (УМК «Школа России»)

1 класс

Тема урока: Строчная буква «в».

Планируемые результаты:

  1. личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  2. метапредметные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять пошаговый контроль; контролировать действия партнера; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; владеть общим способом решения задач;
  3. предметные: проводить звуковой анализ слова по заданному алгоритму; различать звуки и буквы; писать буквы, слоги, слова; списывать предложения.

Тип урока: урок общеметодолологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа).

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Оргмомент.

Мотивационный

Ребус


             о     и


Проверим ответ.

Разгадывают ребус, объясняют способ выполнения задания, проверяют.






Предлагает задания.

















Постановка учебной задачи

Работа в паре. Проведите звуковой анализ слов с помощью алгоритма, зафиксированного схематически (скажи слово и послушай себя, выдели звук в полном слове, охарактеризуй, обозначь условным значком, проверь, все ли звуки выделены), договоритесь, кто какое слово будет анализировать, послушайте друг друга и проверьте, не забывайте пользоваться алгоритмом.

Посмотрите на полученные схемы. Какими звуками различаются слова? А какие буквы будут отличаться?

Запишите слова письменно.

Анализируют слово по алгоритму, моделируют схему, осуществляют пошаговый контроль,

сравнивают произношение и написание.

Ставят учебную задачу (осуществляют целеполагание) – мы не можем записать слова письменно, так как еще не изучали письменную букву «в».

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Сравните печатную и письменную букву.

Конструирование буквы из элементов (рассмотрите элементы букв, выберите те, которые мы будем использовать).

Запись элементов буквы «в» в «Прописи».

Сравнивают буквы, моделируют букву, анализируют варианты соединений, объясняют необходимость двоякое написание соединений.

Организует моделирование, обсуждение.

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Решение частных задач с применением нового способа действий

Двоякое написание буквы (верхнее, нижнее). Для чего нам нужны два варианта написания, рассмотрите «ленту памяти» и выберите буквы для каждого варианта.

Ва ви Во и т.п. Рассмотрите слоги-слияния и разделите их на группы.

Чтение и письмо слогов на с. 28 в «Прописи».

Выделяют несколько групп букв

Принимает ответы и подводит к различным вариантам классификаций.

ПУУД:

Проводить классификацию

Письмо слов. Освоение письма под диктовку: запись слов Письмо слов (волк, трава) после составления звуковой схемы. До диктанта предлагается провести прогностическую самооценку: Кто уверен, что напишет слова без ошибок, поставьте на полях !, если сомневаетесь, то ? Как написать слова без ошибок?

После записи проверить и на полях поставить ! – без ошибок, ? – есть ошибки. Кому нужно еще потренироваться в написании слов без ошибок

Записывают под диктовку, осуществляют прогностическую и ретроспективную самооценку.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. Чтение предложения в прописи (Тут волк)

Анализ предложения:

  1. Сколько слов в предложении?
  2. Прочитать первое слово, (второе).
  3. Почему слово «тут» написано с большой буквы?
  4. Как показать, что предложение закончилось?
  5. Составление схемы данного предложения.


  1.                                                   .


Запись предложения по алгоритму:

  1. Прочитай и запомни.
  2. Спиши, диктуя себе так как написано.
  3. Проверь.

Записывают текст, используя алгоритм списывания.

Проговаривает алгоритм, наблюдает за самостоятельной работой детей.

ПУУД: владеть общим способом решения задач

Игра со словами:

Дано слово «сор». Прочитать слово. Используя только данные буквы, образовать новое слово.

Это слово «рос».


Сделать звуковой анализ слова «рос», составить схему:





Добавить слог-слияние с новой изученной буквой к слову «рос».

Назвать слово, используя схему:





Можете ли вы записать второе слово? А в начале урока?

Выполняют задания, анализируют слова, моделируют звуковые схемы.

Формулируют освоенный на уроке новый способ действия.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

ПУУД: владеть общим способом решения задач.

Примечание. В конспекте урока не указаны физминутки, так как выбор времени для их проведения учитель определяет в соответствии с потребностями конкретного класса.

Обучение письму (УМК «Перспектива»)

1 класс

Тема урока: Мы – спортсмены. Выбирай.

Планируемые результаты:

  1. личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  2. метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения; умение контролировать и оценивать учебные действия; освоение начальных форм познавательной рефлексии.
  3. предметные: практическое овладение диалогической формой речи; освоение элементов звукового анализа, письмо элементов печатных букв.

Тип урока: урок общеметодолологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа).

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Оргмомент.

Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок

Встаньте прямо, не шумите

Все ль на парте посмотрите.

Проверяют готовность к уроку

Решение частных задач с применением нового способа действий

Вспомните, чему мы учились на уроке обучения грамоте.

С помощью какого знака мы обозначали диалог.

Рассмотрите знак на доске

(Заяц – две стрелки - медведь)

О чем будут говорить зайчик и медвежонок, вы узнаете, рассмотрев рисунок на стр. 40.

Работа в паре. Составление диалога «В магазине «Спортивные товары»

Составляют диалог, распределяют роли

Слушают ответы, оценивают по предложен-ным учителем критериям

Наблюдает за работой групп, при необходимости направляет.

Предлагает критерии для оценки ответов товарищей, организует обсуждение получившихся диалогов

КУУД: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Вы уже назвали в диалоге «лишний» предмет, а теперь назовите все остальные предметы двумя словами. Найдите на рисунке слова, которые начинают на один и тот же звук. Что нужно сделать, чтобы найти такие слова? Произнесите слова, протягивая или выделяя первый звук в каждом слове.

Подбирают обобщающее слово.

Анализируют звуковой состав слова, сравнивают первые звуки, выявляют слова с одинаковыми звуками.

Принимает ответы детей, помогает осознать, что на рисунке есть одна пара слов (лыжи и ласты), а в словах клюшка и кегли первые звуки разные.

ПУУД:  овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения.

Послушайте, я буду называть звуки, а вы должны найти на рисунке предмет, название которого начинается на этот звук, обвести и заштриховать его.

Пальчиковая гимнастика.

Рассмотрите свою работу, подчеркните те рисунки, которые вы заштриховали, не выходя за границы. Оцените себя с помощью линеечки успеха.

Выполняют задание.

Контролируют свои действия по заданным критериям.

Называет первые звуки слов.

Предлагает критерии для самооценки.

РУУД:

Умение контролировать и оценивать учебные действия.

Назовите слова, изображенные в клетках на последней строке (с. 40), выделите первые звуки, определите, одинаковы ли в этих словах первые звуки.

Кто уже знает, какой буквой они обозначаются. На прошлых уроках мы писали элементы печатных букв, а сегодня запишем букву, состоящую из одного элемента. Посмотрите, как будем записывать.

Выделяют первый звук в словах, сравнивают звуки, делают вывод, что звуки разные.

Готовятся к письму, обводят, а затем записывают элемент буквы на строке, учитывая начало и направление движения.

Проверяет выполнение задания, помогает сделать вывод.

Показывает написание, обращая внимание на начало и направление движения.

Контролирует и корректирует выполнение действия.

Ответим на вопросы на странице 41.

Отвечают на вопросы, соединяют знаки и рисунки.

Предлагает задания, проверяет ответы.

Назовите слова, изображенные в клетках на последней строке (с. 41), выделите первые звуки. Вы уже знаете, что эти звуки будут обозначаться на письме одной буквой, рассмотрите, из скольких элементов она состоит, посмотрите, как я запишу эти элементы.

Подчеркните буквы, которые вы написали правильно, оцените себя с помощью линеечки успеха.

Выделяют звуки.

Наблюдают за показом, оценивают правильность действий учителя.

Выполняют задание.

Осуществля-ют самоконтроль.

Предлагает задание.

Показывает неправильное написание, помогает учащимся заметить и осознать ошибку (направление и начало движения). Осуществляет правильный показ. Контролирует и корректирует выполнение действия.

РУУД:

Умение контролиро-вать учебные действия.

Итог урока. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Найдите в прописи на полке  белый мячик и раскрасьте соответствующем цветом. Если вы не испытывали затруднений - зеленым цветом, синим – были небольшие трудности, красным – было трудно.

РУУД:

освоение начальных форм познаватель-ной рефлексии

Математика (УМК «Школа России»)

1 класс

Тема урока: Числа от 1 до 10.

Планируемые результаты:

  1. личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  2. метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения; определение путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
  3. предметные: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 1 до 10; выполнять устно сложение и вычитание однозначных чисел, оценивать размеры геометрических объектов приближенно.

Тип урока: урок общеметодолологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа).

Этап урока

Оргмомент.

Решение частных задач с применением нового способа действий
























































































































Итог урока. Рефлексия.

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Для хорошей работы на уроке проверьте свою готовность: учебник, ручка, простой карандаш, счетные палочки, тетрадь ,

Все готовы. Мальчики сядут, когда услышат выражение, в ответе, которого получается 5, а девочки - 8.

2 + 4;   9 – 1;   10 -2;   9 -4

Проверяют готовность к уроку.

На доске запись:

        1  

                                          7

7                 9

          5            3                     4

                   9               2

-Назовите числа, которые повторяются.

-Назовите числа больше 3, но меньше 7.

-Назовите тройку чисел, из которых можно составить верное равенство (5,3,2), (7,3,4).

-Назовите числа, которые мы изучили, а их здесь не оказалось (6, 8, 10).

-Назовите соседей числа 5,8,9.

-Покажите предыдущее число 3,6,8.

- Покажите последующее число 2, 4,7


Закройте глаза (убрать 7, добавить недостающиеся числа 6, 8, 10).

-Что изменилось?


Счет прямой и обратный:

   1ряд:  сосчитать от 3 до 8 и обратно.

   2ряд:  сосчитать от 5 до 1 и обратно.

   3 ряд:  сосчитать от 9 до 4 и обратно.

Назовите соседей чисел 5, 8, 9.

Задание на смекалку:

  1. Игра «Поиск девятого»;

 За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?

Отвечают на вопросы.

Предлагает задания

Найти значения выражений (индивидуальные карточки)

3 + 1 =                10 – 1 =

9 – 1 =                 4  - 1 =

9 + 1 =                 5 +1 =

Самопроверка по образцу на доске. Самооценка (за каждый правильно решенный пример 1 балл). 6 баллов – вы уже умеете прибавлять и вычитать 1, меньше 6 баллов – нужно еще поучиться.

Как прибавить к числу или вычесть из числа 1?

Выполняют задание, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Называют разные способы прибавления/вычитания 1 (те, которые рассматривались в классе: с помощью счетных палочек, по линейке или числовому ряду, запоминания)

Предлагает карточки с заданиями, организует самопроверку, предлагает критерии оценивания работы.

Анализирует ответы детей, помогает выявить самый рациональный способ и выявляет тех, кто уже воспользовался этим способом.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия;

Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Игра «Прибавляем 1», «Вычитаем 1».

На доске 2 ромашки с цифрами на лепестках.

- Я показываю лепесток, а вы выполняете действие, обозначенное в середине цветка (+1, - 1) и поднимаете карточку с ответом.

Выполняют задание

Проверяет выполнение задания,  при необходимости исправляет и просит определить, почему произошла ошибка.

Индивидуальная работа.

9… 1=10               5 - … = 4

8 + … =9              8 - … = 7

6… … =5               7… … = 6

10 – 1=…              10…… = 9

9 … … =10

5 … … =3

1… … = 4

1 … … =9

Найдите «лишний» пример, объясните, почему он «лишний». Что нужно знать, чтобы решить данный пример.

Выполняют задание, сравнивают, выделяют пример, отличающийся по способу решения

(5 … … =3).

Делают вывод о необходимости знать состав числа для решения примеров такого вида.

Предлагает задание, организует обсуждение, помогает сделать вывод.

ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Повторяем состав числа.

 Работа в парах с кассой: составьте четверку примеров  с числами

3, 4, 7;  4,6,10; 2, 5, 8.

Выполняют задание, делают вывод о невозможности составить 3-ий столбик примеров.

Предлагает задание, организует проверку, помогает сделать вывод.

ПУУД: овладение логическими действиями анализа и построения рассуждения

Сегодня на урок к нам пришел Незнайка, у него есть проблема, которую мы можем помочь ему решить. На уроке Знайка и Незнайка выполняли задание, котором им нужно было вспомнить состав числа и заселить домик


Незнайка решил, что нужно определять состав числа 8, а Знайка сказал, что в домике спрятан состав числа 9. Помогите решить, кто из героев прав.






Работа в группе. Обсудите мнения героев, подумайте, как нужно проверить, кто из них прав и выполните необходимые действия.

Обсуждают, высказывают свое мнение, определяют пути решения, выполняют действия, представляют результат групповой работы.

Наблюдает за работой в группе, организует подведение итогов, при необходимости подводит к выводу, что оба героя были правы (задача имеет два решения). Оценивает работу групп (коммуникативный аспект)

КУУД: определение путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Работа по учебнику с.58.

Вставить пропущенные знаки «больше», «меньше», «равно».

7…8                  7…10 - 1

6…5                  10…9 + 1

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку.

Предлагает задание и критерии для оценивания.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия

Посмотрите внимательно на правую сторону учебника.  Куда попали?

-Кто знает, что такое витраж?

(На доске карточка)

                                 ВИТРАЖ

Витраж – это картина, узор из цветного стекла. Такие картины, узоры помещают в дверях, окнах.

         - В музее идет ремонт Какие стекла подходят? Каких стекол не хватает? Какие лишние?

        - Какие знакомые фигуры видите на столе у мастера?

Работа в тетради.

Измерьте и начертите в рабочей тетради самый большой отрезок. Как правильно начертить отрезок?

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Предлагает задание, принимает ответы.

Работа в тетради.

Вы хорошо работали на уроке, многое вспомнили и повторили, а сейчас проверим, как хорошо вы усвоили материал. Подумайте, хорошо ли вы научились считать от 1 до 10, если уверены, что уже хорошо считаете, поставьте на полях !, если неуверенны - ?. Выполните задания.

Стрелками соединить числа в порядке возрастания., начав с наименьшего.

Самостоятельно обведите и раскрасьте столько фигур, сколько указывает цифра, и впишите нужные числа.

Проверьте, если выполнили задание без ошибок, поставьте на полях !, с ошибками ?. У кого !! или ?? – молодцы, вы уже умеете правильно себя оценивать,  у кого ?! – вы уже научились считать, но если есть небольшие сомнения – нужно дома еще повторить счет. У кого !? – как вы думаете, почему вы допустили ошибки? Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?

Прогнозируют результат, выполняют задание и самооценку, определяют причины ошибок и пути их преодоления.

Организует работу, помогает оценить себя, наметить пути решения проблем.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия;

Освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Математика (УМК «Перспектива»)

3 класс

Тема урока: Числа от 1 до 10.

Планируемые результаты:

  1. личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  2. метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче; осуществлять логические действия; использовать модели, в том числе для решения задач; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве
  3. предметные: анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Тип урока: урок общеметодолологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа).

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Оргмомент.

Мотивационный


Минутка чистописания.

По вариантам:

1 в. – среди  чисел от 1 до 60 запишите  числа, кратные 6.

2 в. – среди чисел от 1 до 40 запишите числа, кратные 4.


Устный  счёт.

Решение  задач.

  1. Тетрадь  стоит 6 рублей. Коля  купил 5 таких  тетрадей. Сколько  денег  он  заплатил?
  2. За  3 кг  яблок  мама  заплатила 90 рублей. Сколько  стоит один кг яблок?



Работа  в  группе

Решите  задачу:

Для игры  ребята  в  классе  разделились на 4 команды. Сколько человек в команде?

Новая  задача:

Для игры 28 ребят  в  классе  разделились на 4 команды. Сколько человек в команде?


Измените условие задачи так, чтобы она решалась в два действия.

Как называются такие задачи?

(задачи  на  приведение  к  единице)

Как решать такие задачи?

(сначала  узнаём сколько  в одной команде, ящике, мешке и т.д., т.е. приводим  к  единице)


Эти  задачи  новы  для  вас? (нет)

Значит, какова  наша  задача  на  уроке? (закреплять  навык  решения  задач  данного  вида, учиться  себя  контролировать, оценивать, исправлять  ошибки)

Повторяют  таблицу  умножения,

вычисляют, осуществляют взаимоконтроль по образцу и взаимооценку.

Анализируют задачу, решают




Вспоминают что  такое  обратные  задачи, составляют  и  решают  их.




Анализируют условие и вопрос, в процессе обсуждения находят «ловушку», предлагают способы преобразования задачи


Преобразуют задачу, вспоминают план решения задач такого типа.









Определяют  учебную  задачу  для  себя

Предлагает задание, организует взаимопроверку





Предлагает задание




Составьте  обратные  задачи  к  данной.

 




Наблюдает за работой групп, организует учебную дискуссию при подведении итогов







Корректирует работу класса, фиксирует план решения задачи

 







Помогает  определить  учебную  задачу

через  вопросы

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей






анализ, рассуждение






Договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве







планирование,

установление  связей,

преобразование  модели,









Постановка учебной  задачи

Структурирование и систематизация предметных знаний

Используя план, решите задачу (аналогичную данной).


Учебник с.94 № 2




Физминутка



Объясни, что  обозначает  каждое выражение при  решении задачи:

На 3 одинаковых  платья  пришили 12  пуговиц.  Сколько  пуговиц  потребуется  для  7 таких  платьев?

       12 : 3            12:3 х 7


Составь  задачу  по  выражению:

                   48 : 8 х 3


Рассмотрите выражения, найдите те, по которым можно составить похожие задачи, найдите лишнее, составьте задачу по этому выражению.

24 : 3 х 5

40 : (25 : 5)

32 : 4 х 6

Запишите решение задачи с пояснениями (или вопросами)


Работа  по учебнику

С. 95, № 3






Работа  с  комментированием  у доски, запись  в  тетради




Анализируют задачу, объясняют









Составляют  задачу по выражению




Анализируют  выражения, находят  лишнее, составляют  и  решают  задачу  по  нему.

У доски с комментированием



Составляют  и  решают взаимнообратные  задачи, анализируют, составляют  и решают  недостающую  задачу




Корректирует работу класса






Контроль, коррекция









Контроль, коррекция





Предлагает  задание,

корректирует работу класса







Контроль, коррекция





Самопроверка и самооценка.






анализ, рассуждение,

установление  связей,




Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


анализ, рассуждение,

установление  связей,







Самопроверка

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексивный

Учебник  с. 95, № 4

(необходимо  решить  задачу  на  приведение  к  единице  и  составить и решить все  обратные)

Проверьте решение по образцу, оцените по  баллам:

прямая  задача – 2 балла, каждая  обратная задача – 1 балл

итого – 5 баллов.



! цедолом ыт ьрепет, ценок

мяинатыпси  месВ

Решают, осуществляют самопроверку по образцу, оценивают себя, на основе самооценки определяют, какой вид задач еще не освоен.





Читают  предложение  с  конца

Предлагает образец и критерии оценки, помогает осуществить индивидуальное целеполагание (какой вид заданий необходимо освоить)

Индивидуальное целеполагание,

самопроверка и самооценка.

 

Русский язык (УМК «Перспектива»)

3 класс

Тема урока: Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.

Планируемые результаты:

  1. личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  2. метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  3. предметные: научиться правильно писать ь после шипящих в конце существительных женского рода, узнать о «третьей работе» мягкого знака, тренироваться в определении рода  имён существительных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок постановки учебной задачи).

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Оргмомент.

Мотивационный

Минутка чистописания

   ж, ш – 1 строчка,

   ч,щ – 2 строчка





Словарная работа

Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова : ябл_ко, с_рень, в_гон, _птека, ра__тояние, к_рабль, в_скр_сенье.

Среди данных слов назовите слова с мягким знаком.

Какую работу выполняет мягкий знак в данных словах?

Как вы думаете, может ли мягкий знак выполнять еще какую-то работу в русском языке?

А хотите узнать?

Тогда выполним следующее задание

Предлагает задания







Предлагает задание, организует взаимопроверку

Повторяют, что эти буквы обозначают шипящие звуки, каллиграфически прописывают, сверяют с образцом

Вставляют буквы, группируют слова, доказывают, делают вывод, что существительные бывают трех родов


Находят нужные слова, объясняют (ь-показатель мягкости,

ь-разделительный)

Самопроверка








Взаимопроверка, взаимооценка

Постановка и решение учебной задачи

Запишите слова, вставляя где нужно мягкий знак : ноч…, меч…, мяч…, вещ…, лещ…, уж…, плащ…, помощ…, доч…, реч…, нож…, лож…





Сверьте свои работы с образцом.


Почему допустили ошибки?




Что общего у всех этих существительных?


Сформулируйте тему урока, определите учебные задачи










Разбейте данные существительные на 2 группы по родам, сделайте вывод

Предлагает задания, наблюдает за выполнением, организует и корректирует дискуссию, возникшую в процессе выполнения задания

Дает образец выполненного задания

Записывают слова, объясняют, приходят к выводу, что они чего-то не знают, чтобы написать слова правильно





Сверяют с образцом, оценивают

Не достаточно знаний





Все они оканчиваются на шипящий звук

Тема : Написание мягкого знака после шипящих у существительных. Задача : научиться правильно употреблять мягкий знак у существительных оканчивающихся на шипящий

Разбивают существительные на женский и мужской род, делают вывод : мягкий знак пишется у существительных женского рода

Определение границ знания-незнания материала









Самооценка по образцу









Определение темы урока, целеполагание











Анализ, рассуждение, вывод

Рефлексивный

Проверьте себя по учебнику стр.48(справка профессора Самоварова)

Работа по учебнику

стр.48 упр.64 (устно в паре по строчкам)


стр.48 упр.63 (в паре : договариваются кто выписывает существительные женского рода, кто мужского, объясняют, записывают в тетрадь каждый свои слова)

Рабочая тетрадь стр.32 упр.44







Организует, корректирует работу


Предлагает задание, наблюдает за работой пар, корректирует работу




Предлагает задание, образец его выполнения, критерии оценки


Сравнивают свой вывод и справку Самоварова

Анализируют, помогают друг другу при затруднении

Договариваются, объясняют, записывают, осуществляют взаимопроверку





Выполняют самостоятельно, осуществляют самопроверку и самооценку

Анализ, сравнение



Договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве

Договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве, осуществлять взаимопроверку, взаимооценку



Самостоятельное планирование деятельности, самопроверка, самооценка

СОДЕРЖАНИЕ

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения…...……………………………………………..………...…..….3

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода…….…………..…………………………………..…...10

Конспекты уроков………………………………………………………...………22

Обучение письму («Школа России») 1 класс…………………………………….22

Обучение письму («Перспектива») 1 класс…………………………...………….25

Математика («Школа России») 1 класс……………………..…………………….28

Математика («Перспектива») 3 класс…………………………...…………..…….33

Русский язык («Перспектива») 3 класс…………………………...………...…….37

Литература…………………………………………………………………………41

4

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Данный материал поможет более целостно и ясно представить на МО  как правильнопроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода в образовательном процессе...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...

Описание опыта работы на тему: Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения. Описание опыта работы....

Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»

Проектирования уроков деятельностной направленности для  стимулирования  роста творческого потенциала педагогов  начальной школы....

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...