Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Ахметзянова Лилия Касимовна
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения обобщенной модели урока, примерную типологию уроков, критерии оценивания урока, необходимые условия для работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektir.uroka_.docx65.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5» МО «ЛМР» РТ

«Проектирование урока окружающего мира во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода»

Л.К.Ахметзянова,

 учитель высшей

квалификационной категории

        

Лениногорск, 2016 г.

        Начальное и среднее образование претерпевает большие изменения: меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

В начальной школе окружающий мир  является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь понимания особой роли России в мировой истории, сформированности уважительного отношения к своей стране, осознания целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Таким образом, окружающий мир  является эффективным средством развития личности школьника.

В настоящее время возникла потребность в  активном, думающем человеке, ориентированном на знания и использование новых технологий, способном творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающем установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способном на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать.

Системно - деятельностный   подход  - методологическая  основа  стандартов начального общего образования нового поколения.  Системно - деятельностный   подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является  урок, то необходимо знать принципы построения  обобщенной модели урока, примерную типологию  уроков,   критерии оценивания  урока, необходимые условия для работы в рамках  системно-деятельностного подхода. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценка.

Типология уроков в  рамках системно - деятельностного подхода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;  

4. Уроки развивающего контроля.  

    1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической напрвленности.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно - методических линий.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. Предъявление контролируемого варианта;  

2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;  

3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

 4. Оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.  

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. Написание учащимися варианта контрольной работы;

2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.  

        Разделение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

        Обобщенная модель урока на основе деятельностного подхода может выглядеть следующим образом:

1. Актуализация знаний. 

Основные задачи учителя:

актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

 развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

 формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставление материала, позволяющего

осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные

задачи, делают содержательные обобщения

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя:

формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

 овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;

выделения в задаче известных и новых компонентов;

 формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления от-

крыть знания, приобрести умения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет ―конфликтный материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3. Этап планирования. 

Основные задачи учителя:

формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

 определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

 воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

 формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения,

составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия  нового знания.

Регулятивные УУД:

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

4 этап. “Открытие” нового знания. 

Основные задачи учителя:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

 воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

 формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

 формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

 овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;

 формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

 воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к

мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной

задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из

других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое открытие.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий –алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

 Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

5 этап. Учебные действия по реализации плана. 

Основные задачи учителя:

развитие общеучебных умений и навыков;

развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;

овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий.

Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении  учебных действий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задания на ―новое  знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать

учебные действия ―ведущему (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза,

сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6 этап. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя:

формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи

урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего

личного продвижения к цели и успехи

класса в целом.

Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. 

Определяют степень соответствия постав-

ленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают

наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные

суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Могут отметить продуктивную работу группы.

Регулятивные УУД:

  • Определять степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

   В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

         Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный  метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того,  чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
         Предлагаемый урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения и реализуется на основе учебника  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова  «Окружающий мир» (образовательная система «Школа 2100»).

Список использованных документов и источников информации

Основная

1. Закон «Об образовании»

2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Федерельный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».

5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Дополнительная

     1..А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной    школе». -М.: Баласс,2011.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе:  //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Интернет-ресурсы

vgf.ru

http://standart.edu.ru/

http://montatarstan.ru/

 http://минобрнауки.РФ

http://NetEdu

Урок окружающего мира, 2 класс.

ОС «Школа 2100»

Тема: Горные экосистемы.

Цели урока:

1.Познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъема в горы.

2.Учить бережно относиться к природе.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

  1. Организационный момент.

Хочется пожелать нашим гостям увидеть интересный урок, а вам, ребята – как можно больше знаний из него извлечь.

-Посмотрите на менеджмент и определитесь,  под каким номером вы сегодня работаете.

- Пожелайте успеха партнеру по лицу.

-Дайте пять партнеру по плечу.

- А сейчас для вас небольшой сюрприз: участники под номером 1 возьмите белый конверт. Раздайте  содержимое партнерам по группе.

 -Что это?

- Для чего нам это может пригодиться?

Ваши предположения мы выслушали. В конце урока вы узнаете,  чем они нам помогут.

А сейчас:

Напишите на флажке свое имя. Гостям будет приятно знать,  как зовут того,  кто отвечает на уроке.

Какое слово было написано на каждом флажке?

Почему?

Эти слова и будут девизом нашего урока.

Выполняют инструкцию учителя.

Высказывают предположения.

Каждый получает по флажку и пишет на нем свое имя, вставляет в бейджик.

Кнопочки. Наш отряд называется «Кнопочки».

Наш девиз: Куда хотим- туда воткнемся!

 Чего хотим- того добъемся!

Флажки

ТИМ ЧИР слайд 1.

2.   Актуализация опорных знаний.

1.Волга, Москва,  природная зона, Россия. -

исключите лишнее слово. ОС «ТАЙМД РАУНД  РОБИН». Начинает участник под номером 1.

(колокольчик)

2. – Чтобы природные зоны не были лишними на нашем уроке давайте « оживим»  их.

- Выберите «кормильцев» и «едоков» для каждой зоны из набора рисунков.

Вывод:

- Благодаря этим обитателям нам удалось побывать в изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость.
- Ребята, кто из вас может сказать, почему природные зоны распределяются на планете в такой последовательности?

1.Высказывают свое мнение, аргументируя свой вывод.( природные зоны)

2. Индивидуальная работа у доски: выбирают представителей различных зон  аргументируя свой выбор.

- Солнце, закон природной зональности.

ОС «ТАЙМД РАУНД  РОБИН»

( учащиеся проговаривают ответ на вопрос по кругу один раз- 20  секунд)

- Природные зоны

- Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.

3. Постановка проблемы. Определение темы и задач урока.

Солнышко опять пришло к нам на помощь.

ЭЙ АР ГАЙД- ОС

1 Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или  «-», если вы не согласны с утверждением.

3.Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, наблюдения, личный опыт.

4. Теперь отложите листочки в сторону и активно слушайте, наблюдайте , думайте на уроке.

( пока ученики выполняют задание, заменить рисунок с зонами на рисунок  горы, с теми же обитателями)

ОС «СИ- ФИНК – ЭЛАУД»

- Что  видите?

- Что об этом думаете?

Вывод: Есть ли на земле места, где можно встретить вместе растения и животных  разных природных зон.

Это и будет темой нашего исследования сегодня

    Горные экосистемы

- Что тебе хотелось бы узнать?

  4. Открытие нового знания.

1.Начинаем наше исследование:

МП «ФИНКИН ЭЛАУД»

Чтение текста учителем:

МП «ФИНКИН ЭЛАУД»

- Ребята, скажите - солнце очень горячее?

- Проведём опыт.

Представим солнце – источник тепла, в виде свечи.

Где теплее? Ближе к свечи или дальше от неё?

- Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

- Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее. Да?

 - Покажите самое холодное место на горе

- Правильно я вас поняла, самое холодное место на вершине?

- Не вы ли говорили, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

-Какое противоречие у нас возникает?

-На какой вопрос мы должны ответить?

_ Какие у вас есть предположения?

Выполняют инструкцию и откладывают карточки с утверждениями в сторону.

До

утверждения

После

На Земле есть места, где можно встретить вместе растения и животных  разных природных зон.

Чем ближе к солнцу, тем теплее.

Снежный барс
«едок» - зоны лиственных лесов

Чем выше поднимаешься, тем теплее становится

Анализируют предложенную схему по заданному в структуре алгоритму.

Есть, это горы.

По вопросам детей определяются учебные задачи.

Чтение текста:МП «ФИНКИН ЭЛАУД»

- Да.

-Чем ближе источник тепла, тем жарче.

На вершине горы лежит снег, значит там холодно.

-Вершины гор ближе к источнику тепла, но там холодно.

-Почему на вершине горы холодно?  

Слайд с утверждением

СЛАЙД

Открыть карту

Зажечь свечу

4. Открытие нового знания.

3. Природные условия. Групповая работа. ОС

-   Хотите разобраться, почему на вершине холодно, хотя ближе к солнцу? Обсудите ответ в группах:

Вопросы на карточках:

1 группа. Прочитай текст и ответьте на вопрос:

Почему земля нагревается быстрее, чем воздух?

2 группа. Рассмотрите рисунок и определите. Кому из ребят теплее?

3 группа. Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? А где холоднее? Почему?

4 группа: Приклеить карточки (работают у доски)

Тёплый воздух

Холодный воздух

Прохладный воздух

Тёплый воздух

 Так какой можно сделать вывод?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

Физминутка.ОС «Микс ФРИЗ ГРУПП»

Двигаясь под музыку,  коснуться одного животного,  растения,названия природной зоны. Вопросы:

 Сколько тепловых поясов на земле?

 Сколько природных зон в холодном поясе северного полушария?

Сколько высотных поясов на горе? (рисунок на доске)

Узнайте из текста « Жизнь в горах» , чем отличается жизнь растений в горах?

- На склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга. Они пестрят крупными, яркими цветами и называются альпийскими лугами. Растениям очень трудно жить среди скал. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы

Прочитайте текст и объясните, как животные приспособились к жизни в горах

- В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах.  Однако на вершинах гор могут жить очень немногие растения и животные. Давайте познакомимся  с яркими представителями горной экосистемы.  

Самостоятельное чтение текста.

Проверка и обобщение.

Высокогорный климат очень суров. Животные и растения, обитающие там, должны приспосабливаться и к малому количеству кислорода, и к холодным, сухим условиям, и к ветрам.

Чтобы пережить зиму, животным необязательно впадать в спячку, они спускаются в высотный пояс, где теплее и больше корма. Это переселение называется кочеванием.

6. Просмотр видеофильма. Охота снежного барса.

- Почему именно снежный барс изображен на гербе Татарстана?

Дети выполняют задание.

1 группа.

- Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха. Поэтому чем выше поднимаешься в горы, тем холоднее.

2 группа.

 - Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.

- Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а теплый песок его не греет.

3 группа. В сентябре мы всей семьёй путешествовали по Приэльбрусью. В горах наши глаза с трудом привыкали к солнечному свету. Даже за 20 минут можно получить солнечный ожог. Чем выше мы поднимались, тем холоднее становилось. Дул сильный обжигающий ветер. Мы надели тёплую одежду: куртки, шапки, перчатки. В горах тяжело дышать, потому что, чем выше поднимаешься в горы, тем меньше кислорода.

Вывод: Теплее всего, где ровная поверхность – у подошвы, а холоднее на вершине.

- Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха становится холоднее, понижается.

- Да

- Самостоятельно читают текст и отвечают на поставленный вопрос.

Ползучие стебли с корнями, пушинки на стеблях, рост группой, длинные корни.

Степи: суслики, сурки.

Леса: медведь, сосна, клёст.

Тундры: куропатка, беркут, мхи.

Длинная густая шерсть или перья, особые копыта, кочевание, мощные крылья, частое дыхание.

План

Джомолунгма (Эверест)

1 место в мире, 8848 м.

работа с учебником

(закладка)

слайд

Карточки

Учебник с. 43

карточка

5. Применение нового знания.

1. Используя полученные знания, выполним задание в тетради с. 52 №5. Работаем в парах. Определите место обитания животных, покажите на карте. Взаимопроверка.

2. Стр. 51 №3,№4. Где можно найти снег в Африке?

Обсуждение задания.

Рабочая тетрадь, с. 52 №5

6. Итог урока.

Завершение работы по ОС «ЭЙ РА ГАЙД»

 

-Вернемся к таблице, которую заполняли в начале урока.

4.Прочтите еще раз утверждения.

5.В столбике «после» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или  «-», если вы не согласны с утверждением.

6.Сравните столбики «до» и «после». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Какие из утверждений являются  самыми важными для вас? Почему?

СамоОценивание.

- Вот сейчас нам понадобятся ваши флажки . Есть такая традиция у альпинистов при восхождении на вершины гор  крепить флаги своих государств. Я вам предлагаю прикрепить флажок на то место горы,  которого вы достигли сегодня на уроке по вашим открытиям,  настроению, умению работать в команде. Подумайте. (Прикрепляют флажки по нумерации столов).

7.  Домашнее задание.

Заполнить очередную страницу в «Дневнике исследователя».   используя источники информации

Приемы деятельности учителя и учащихся

  1. Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения

интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );

намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 2. Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения

задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

задание учащимся на раскодирование алгоритма;

организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

 3. Приемы, соответствующие методу проблемного изложения

контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

риторические вопросы учителя в ходе изложения;

предъявление учащимся конфликтного примера.

 4. Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения

включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

 5. Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения

задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

 

задание учащимся с несформулированным вопросом;

 

задание с избыточными данными;

 

задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

 

задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

 

задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

 

задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

 

задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;

 

задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

(По Высоцкой С.И.)

  

Средства активизации учения

 1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

Дидактические материалы к конструированию и анализу урока.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Данный материал поможет более целостно и ясно представить на МО  как правильнопроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода в образовательном процессе...

Описание опыта работы на тему: Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения. Описание опыта работы....

Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»

Проектирования уроков деятельностной направленности для  стимулирования  роста творческого потенциала педагогов  начальной школы....

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...