Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Костенко Елена Геннадьевна

В данном материале раскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" в условиях реализации ФГОС. А также рассказывается о том,какие технологии  в условиях реализации системно-деятельностного  подхода становятся наиболее актуальными. В частности подробно описывается технология проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kostenko.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

.        

 Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Учитель начальных классов

МКОУ Коченёвская СОШ №2

Е.Г.Костенко

 

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает :

  • Развитие и воспитание качеств личности в соответствии с требованиями современного информационного общества.
  • Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся
  • ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе УУД ,познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
  • признание способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
  • роль и значение видов деятельности, форм общения
  • разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых и детей с ограниченными возможностями здоровья)
  • обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействий со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы НОО , чтоо и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

 В понятие системно-деятельностный подход включает в себя  три слова :

Система – деятельность – подход.

•  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство

•   Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.  Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

•   Подход  - Совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

        В результате  системно-деятельностного подхода   эффективно реализовывается  условие  включения школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

        Таким образом, внедрение системно-деятельностного подхода в свою  очередь,связан с   принципиальными   изменениями  деятельности   учителя, реализующего  новый  стандарт.  Также  изменяются и технологии обучения.

В условиях реализации системно-деятельностного наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • технология оцениваня
  • технология продуктивного чтения
  • Проблемно-диалогическая технология.

        Более подробно остановлюсь на проблемно- диалогической технологии.

        Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, при котором преподаватель создавая проблемные ситуации и организуя

деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: 1)постановка учебной проблемы и2)  поиск решения.

Постановка учебной проблемы –это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы

и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать понастоящему творчески,

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала

посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему

урока или вопрос для исследования Тем самым у школьников вызывается

интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога

организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При

этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя

не понимать то, до чего додумался лично.

Рассмотрим приемы созданий проблемных ситуаций.

Приемы создания проблемной  ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам

противоречивые

факты, теории, мнения

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет  тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников

вопросом или практическим

заданием на новый материал

Вопрос был один? А сколько

мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Вопрос на «ошибку» Шаг 1. Выявить житейское

представление

учащихся

вопросом или практическим

заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением, расчетом,

экспериментом,

наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем

это задание не похоже на предыдущее?.

5.Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

- какие у вас есть гипотезы?

-как проверить?

- сформулируйте правило.

- исправьте ошибки

6.Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно».

«Ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки  и т.п.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов,

мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию  противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Например, урок окружающего мира 1 класс «Про собак»

Постановка проблемы

учитель

дети

  • предъявление

первого факта

  • предъявление

второго факта

  • побуждение

к   осознанию

  • побуждение

к  проблеме

  • вопрос

– Ребята! У кого есть собака?

– Какой породы ваши собаки?

– Ученые подсчитали, что

сейчас на Земле существует

несколько тысяч пород собак.

– А сколько было пород собак у древних людей?

– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?

– Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

Поднимают руки.

Называют.

– Думаем, одна!

(Проблемная ситуация.)

– Была одна порода, а стало

много. (Осознание противоречия.)

– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например, математика «порядок выполнения действий) — 3класс

Постановка проблемы

учитель

дети

  • Задание на новый

материал

  • проверка задания

  • побуждение к

осознанию

  • побуждение

к  проблеме

  • тема

Решите пример: 40-15 :5

(учитель записывает ответ

-задание было одно? А почему ответы разные?

-почему так получилось?

- верно. Тема урока: « правила выполнения порядка действий)

Решают сами

видят другой ответ

(проблемная ситуация)

-выполнили по-разному.

- мы не знаем порядка действий

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским

(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали  сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например окружающий мир. Тема « Животный мир Арктики»

Постановка проблемы

учитель

дети

  • Вопрос «на ошибку»

  • предъявление научного факта наглядностью

  • побуждение к осознанию противоречия

  • побуждение к проблеме
  • тема

Мы повторили некоторые

сведения об Арктике. А что

вы можете сказать о животном мире Арктики?

– Предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

-что вы думали сначала?

-А что оказалось на самом деле?

Животных здесь почти нет

или очень мало, потому что

слишком суровые условия.

(Житейское

представление)

смотрят сюжет о многообразии животного мира Арктики.

(Проблемная ситуация.)

-Мы думали, что животных

в Арктике почти нет. А на самом деле их много, и они

очень разные.

(Осознание

противоречия.)

Приём 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется

одной из реплик по выбору.

Например, математика «Умножение двузначного на двузначное число»-3 класс.

Постановка проблемы

учитель

дети

  • задание на

известный материал

  • задание на новый материал

  • побуждение к осознанию

проблемы

  • побуждение к проблеме
  • тема

Найдите площадь прямо угольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради.

На листочках найдите

площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см.

Смогли выполнить задание?

– В чем затруднение?

– Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Какова сегодня тема урока

-фиксируется тема на доске

Легко выполняют задание

Испытывают

затруднение.

(Проблемная ситуация.)

Нет, не смогли.

– Это новое умножение.

– Надо умножить на дву#

значное число, а мы такого

еще не решали. (Осознание проблемы)

Умножение на двузначное

число. (Тема.)

Приём 5 Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. заключается в том, что по определенной –«сужающейся» – структуре подаются реплики, стимулирующие школьников выдвигать и проверять гипотезы.

Например , русский язык « «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

(на доске записаны 2 столбика слов:

 

душ                      дочь

сторож                  мышь

муж                       рожь

 -они помогут открыть новое правило. Какие есть гипотезы? /

Или, урок окружающего мира « Полезные ископаемые»

( выставляется на стол предметы: угольные таблетки, соль, золотое украшение, торфяной горшок, кирпич, алюминиева вилка, гвоздь, уголь, и т. п. Вопрос: что объединяет эти предметы. Дети выдвигают гипотезы. )

приём 6. Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно». Возрастная специфика данного приёма проявляется  в качестве самого интригующего материала При работе с младшими школьниками метод используется часто, причем «ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки  и т.п.

(например: окружающий мир 1 класс «транспорт» послушайте звуки и определите тему. Звуки самолёта, поезда, автомобиля, сирены скорой помощи и т.д-что услышали? Какова тема урока?)

        Таким образом, эффективное использование педтехнологий на основе системно-деятельностного подхода позволят развивать творческую способность детей  и реализовать условие  включения школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий,направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.

Приёмы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной  ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам

противоречивые

факты, теории, мнения

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет  тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников

вопросом или практическим

заданием на новый материал

Вопрос был один? А сколько

мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Вопрос на «ошибку»

Шаг 1. Выявить житейское

представление

учащихся

вопросом или практическим

заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением, расчетом,

экспериментом,

наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем

это задание не похоже на предыдущее?.

5.Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

- какие у вас есть гипотезы?

-как проверить?

- сформулируйте правило.

- исправьте ошибки

6.Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно».

«Ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки  и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Данный материал поможет более целостно и ясно представить на МО  как правильнопроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода в образовательном процессе...

Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода

В работе говорится о системно-деятельностном методе и его образовательных технологиях....

Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"

Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания  в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения  их на практике....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...