Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
методическая разработка по теме

Щетнева Оксана Петровна

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более значительным. Данный материал будет интересен и полезен руководителям МО, методистам и заместителям директора ао воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx593.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему: «Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе»

                                   Цель: Совершенствование теоретической и практической

                                   подготовки педагогов по вопросу использования

                                  деятельностного подхода в воспитании младших      

                                    школьников.

Задача педагогического совета: выявить опыт работы педагогов школы по применению деятельностного подхода в воспитании младших школьников, а также детей различных категорий: «трудных», «одарённых», «детей группы риска» и через дополнительное образование.

План педагогического совета:

  1. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы.

2. Работа в группах по вопросам:

  1. Системно-деятельностный подход в воспитании первоклассников.
  2. Системно-деятельностный подход в воспитании младших школьников (модель выпускника, 4 класс)
  3. Системно-деятельностный подход в воспитании одарённых детей
  4. Системно-деятельностный подход в воспитании детей группы риска, трудных
  5. Системно-деятельностный подход в воспитании через дополнительное образование

3.Выступление групп.

Подготовительная работа:

  За месяц до проведения педагогического совета коллектив был разделен на группы. Каждая группа вытянула тему, по которой необходимо найти материал, проработать и принести на педсовет для дальнейшей работы. Для работы группы были обеспеченны всем необходимым: ноутбуками, ватманами, распечатками материалов по ФГОС (методический конструктор, уровни результатов)

Ход и содержание педагогического совета:

  1. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы.(15 мин)

       ФГОС и воспитание. Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса.

Зачем был введён системно-деятельностный подход? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

При организации воплощения этого методологического принципа-метода крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие «деятельность».

     Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

 Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

Обучение или воспитание нельзя создавать, можно лишь инициировать, провоцировать его возникновение, задавая для этого необходимые и достаточные условия, в которых элементы (моменты) вступают во взаимо-со-действующие (триадные) связи и отношения. Иначе говоря, задавать условия для возникновения действия взращиваемой личности (о чем говорит деятельностный подход). Деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, а тем самым, если говорить о разработке тех или иных программ, каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Когда Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра, он нас предупреждал: обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры. Без этого ничего не получится. Системно-деятельностный подход предостерегает от банальных характеристик типа: дошкольное детство — это подготовка к школе; школа — это подготовка к вузу; вуз — это подготовка к работе; работа — это подготовка к пенсии; следовательно, детство — это подготовка к смерти. Так получается, если мы не выделяем самоценность детства, не определяем специфику ведущей деятельности в её системообразующем ключе.

   Диагностика эффективности воспитательной деятельности школьников. Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

    Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

     Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

      Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников; дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

    Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

       Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

         Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

    Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

    Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.

        Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

         В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…», на это нас и нацеливает ФГОС нового поколения.

      Работая по программам духовно-нравственного воспитания и ЗОЖ  организуя дополнительное образование (в виде кружков и секций), мы убедились, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности.Ведь На  занятиях во внеурочной деятельности , педагоги, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с точность говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия.

     Задумываясь о внедрении новых стандартов и изучая методическую литературу, мы проанализировали ту деятельность, на которую делали упор последние 2 года и пришли к выводу, что  внеклассная и кружковая работа – это и есть та самая внеурочная деятельность.

    Говоря о СДП в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях ДП , а не потока информации , нравоучённый человек выступает как человек . Взаимодействуя с миром , человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры КТД – это всё то , что направлена практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность у детей , свободу выбора и готовит их  к жизни – это и есть СДП, который приносит несомненно , свои плоды не сразу , но ведёт к достижениям.

    Чтобы деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программ, в которую будут включены все виды деятельности ФГОС. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.

      Все мы знаем, как сложно ученику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем более ещё и в чём - то найти себя, проявить интерес в той или иной области. На помощь может  прийти исследовательская и проектная деятельность. Но нужно помнить, что на этом этапе очень важна помощь взрослых. Можно провести тестирование , которое позволит разделить класс на группы по интересам и характерам детей.

  Это решает ещё и коммуникативную задачу, общение без конфликтов – всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы.

      В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.

    Если начать работу с самого трудного, например «Проектная и исследовательская деятельность»,  в 1 классе, можно увидеть, как важен именно деятельностный подход в такой работе, где  ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают  в себе , то что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

       Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей, а учителю представляется возможность тесно пообщаться с родителями класса,  и узнать какую помощь могут оказать и взрослые ( кто шьет, кто рисует, мастерит, сочиняет и т. д. ). Как результат проектов может стать совместная работа , например «Праздник букваря»: (защита новых названий учебных пркдметов , новые названия учебников и т.д.)

     Второй год обучения может  предполагать раскрытие творческих способностей учащихся  в области театрального и художественного искусства, чтобы не только выявить  талантливых детей, но и помочь  раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться,  кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художник и т.д. Результатом  второго года обучения, может быть деятельность учеников , которая направлена на пробу себя в области искусства – рисование, технология, литература, музыка.

       В это время класс может разделиться ещё на несколько групп, и работа будет направлена уже непосредственно на работу в группах. У каждого ученика будет своя цель, которую он непременно должен достичь. Среди учеников появятся дети, которые хорошо рисуют, мастерят, сочиняют, поют, читают стихи и прозы.   Как результат в конце года может быть  постановка спектакля, изготовление афиши, декорации, костюмов, программки, памятки о правилах поведения в театре, общественных местах.

      Третий год обучения, может  быть,  посвящён общественно-полезному труду, а главное, показу обучающимся, как можно изменить мир к лучшему.

     В этом направлении деятельностный подход позволит  каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью.  

         Такими проектами могут стать озеленение классных комнат, работа в кружке «Краеведение», где ребята не только самостоятельно выращивают цветы, соблюдая всю технологию посадки и ухода, конечно, им пришлось немало извлечь из дополнительной литературы, Интернета информации, в которой они нашли много полезного для себя.

    В классе может развернуться настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставят опыты и наблюдают за растениями.

           Специальная литература, опыты, соблюдение всех технологий позволяют ученикам убедиться, что даже из невозможного можно добиться прекрасных результатов. Эта деятельность позволяет ученикам работать не только самостоятельно, но и показывает, что даже ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему.

   Конечно, когда трудно – тогда и интересно. А результатом станут зеленые кабинеты, клумбы цветов на пришкольном участке. И благодарные слова учителей, родителей, учащихся школы.

      На четвёртый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Именно  на этом этапе хорошо организовать кружок «Информатика и ИКТ». Учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, выходят в Интернет и самостоятельно могут участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Они не просто работают на компьютере, но и учатся ориентироваться в Интернете, ищут и вычитывают нужную информацию, самостоятельно загружают работы и отправляют на конкуры.

      Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

      Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность  найти себя ещё и  в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.    

     Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

                     

 2. Работа в группах по вопросам (20 мин):

  1.  Системно-деятельностный подход в воспитании первоклассн
  2. Системно-деятельностный подход в воспитании младших школьников (модель выпускника, 4 класс)
  3. Системно-деятельностный подход в воспитании одарённых детей

  1. Системно-деятельностный подход в воспитании детей «группы риска», «трудных»

-

- Системно-деятельностный подход в воспитании через дополнительное образование

   Пока педагоги работают в группах, администрация школы (директор, заместители директора по УВР и ВР) являясь экспертным советом, разрабатывают критерии к выступлениям. 

Таковыми критериями по 4-х бальной системе стали:

- характеристика и особенности детей данной категории

- соответствие выбранных форм работы с возрастными и психологическими особенностями для данной категории

- наличие самостоятельности,, свободы выбора, анализа деятельности, открытие нового

- наличие диагностики деятельности.

3.Выступление групп (7-10 мин для каждой группы).

После выступлений каждой группе предлагается оценить себя по следующему критерию: активность каждого на конечный результат по 4-х бальной системе.

    После всех выступлений слово было предоставлено экспертному совету, который оценил работу групп по предложенным критериям.

Решение педагогического совета:

  1. Обобщить опыт работы педагогов школы по использованию деятельностного подхода в воспитании младших школьников.

                                                                                  май, отв. О.П.Щетнева

  1. Оформить материалы по теме «Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе» к городской выставке-конкурсу методических материалов ОУ

                                                                              май, отв. О.П. Щетнева

  1. Разработать каждому классному руководителю программу воспитательной работы на период 2012-2013 года

                                                        май-июнь, отв. классные руководители

Использованная литература:

  1. А.К. Осин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» - Системно-деятельностный подход в воспитании.
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ  «Школа 2000…», 2007. – 448 с.
  3. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208с.
  4. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...

«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»

Сообщение на методическом объединении  учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образов...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»

Цель моего  обобщения  применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...