Использование деятельностного подхода в обучении для реализации ФГОС в начальной школе
статья на тему

ковалева ольга викторовна

О формировании регулятивных УУД младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование деятельностного подхода в обучении для реализации ФГОС в начальной школе

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей.

   Стандарты второго поколения только теперь трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета.

     Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

     Хочется остановиться на одной проблеме, которая возникает в силу создавшейся ситуации в связи с запуском апробации стандартов второго поколения. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой такого учителя – «урокодателя». Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике.

Поэтому нам  учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения.

    Технология деятельностного метода обучения,разработанная педагогическим коллективом под  руководством доктора пед.наук ,проф.Л,Г Петерсон, не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигм[1]

     Важно осознать,что деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов.

Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями…Чтобы проанализировать его достаточно полно, нужна целая книга. Да, впрочем, она написана и издана. Ее автор – покойный В. В.Давыдов, и называется она «Теория развивающего обучения». [2]

     С понятием,, деятельностный подход,, похоже все ясно, особенно, учителю, освоившему любую из развивающих систем., будь то система Занкова, система Эльконина-Давыдова, Петерсон и т.д.

      Богато Российское начальное образование славными  идеями…..но..

Стандарты второго поколения предполагают освоение учащимися универсальных учебных действии (познавательных, регулятивных, коммуникативных),обеспечивающих овладение компентенциями, составляющими основу умения учиться, причем, учиться самостоятельно.

      С моей точки зрения, именно, сформированность у младшего школьника регулятивных учебных действий максимально обеспечивает реализацию умения, ,,учиться  самостоятельно,, ,а значит  деятельностного подхода в обучении.

      К регулятивным УУД   относятся следующие:

 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

 коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствии

(набор данных умений слегка варьируется в разных источниках)[3].

     Перед учителем-практиком стоит серьезная инновационная задача: как в рамках урока, систематично   формировать эти умения? На каком учебном материале? С разумным использованием времени и энергозатрат учителя?

Как ни странно такой инструментарий есть .  УМК ,переработанные в соответствии с требованиями  ФГОС ,широко используют технологии  само- и  взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющие  сформировать у учащихся следующие умения:

– видеть границу между известным и неизвестным; 

– вырабатывать критерии для оценки учебной работы; 

– делать прогностическую оценку уровня сложности задания; 

– находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; 

– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности; 

– оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; 

 – оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и          возможных способов их преодоления; 

 – планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач; 

– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения

    Первоначальный навык поиска информации связан также со свободной ориентацией ребенка в учебнике, что стимулируется постоянными обращениями к прежде выполненным заданиям, к уже прочитанным текстам, к широко представленным словарным статьям, к справочному материалу, который обогащается от класса к классу.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под понятие является и условием, и результатом разработки всех предметных линий на интегрированной основе.

   

   Так видят изменения в УМК авторы учебников и учебных программ..Важно, чтобы и учитель ,реализующий идею, сначала увидел, а затем реализовал ее.

     В нашей гимназии №293 реализация  новых стандартов осуществляется по УМК ,,Школа России,, Мне –учителю, работавшему по данному УМК до введения новых стандартов особенно интересно было как сравнить изменения содержания учебников, так и научиться

средствами текстового материала формировать у детей умение выбирать нужную информацию и сводить ее в стройную систему. Среди УУД, обозначенных в требованиях ФГОС ,для меня наиболее слабым методическим  звеном оказались ,именно ,регулятивные УД, поэтому особое внимание в учебном комплекте я обращала на структурные компоненты, формирующие вышеуказанные умения.

1. Титульный лист  каждого тематического раздела учебника (единый принцип в учебниках по математике, литературному чтению, окружающему миру, русскому языку) нацеливает на формирование  целеполагания и прогнозирования, использование элементов технологии ,,критического мышления,,

 -Какова цель?

 -Что уже известно?

 -Чему должны научиться?

2.Условные обозначения (единый принцип во всех 4 учебниках)

Помогают формировать  прогнозирование форм предстоящей работы; контроль и самоконтроль выбранных  приемов работы; самооценку ,а также прогнозирования уровня задания, возможного для выполнения или затруднительного(вариативность).

3. Тема урока (математика ,азбука)

Вернее, ее отсутствие в учебнике математики ,а в Азбуке, заданной ассоциацией(народной мудростью-пословицей) дает широкое поле деятельности для формирования цели урока, выдвижения прогнозов и предположений  по характеру содержания и приемов учебной работы.

4.Обозначение учебной задачи на данный урок

Наиболее удачно разработаны в учебниках математики и  окружающего  мира. Помогают формированию планирования учебной работы  на конкретный урок, самоконтролю. Каким удивлением для ученика оказывается, что выполнив задание всего лишь одного упражнения учебника ,они справились с учебной задачей и целью урока.

5 Предпосылки  к формированию умения предполагать   и прогнозировать,  особенно ярко выражены в текстовом содержании  учебников окружающего  мира и математики.

6. Самоконтроль и коррекция средствами частично-поисковой деятельности формируется при систематическом  возвращении к изученному материалу в разделах,, Повторение и обобщение изученного,, в учебниках литературного  чтения  и русского  языка.

7. Самооценка и контроль детально разработаны в разделе  ,,Проверь себя. Оцени свои достижения,, в учебнике окружающего мира. А в учебниках математики , русского  языка и литературного чтения обозначены  и дают поле вариативности творчеству учителя и учащихся.

9. Справочные материалы. Самоконтроль и самооценка.

10 Проекты!!!!!!! Представлены в  учебниках  Математика, Окружающий мир, Литературное чтение.

Соблюдены все принципы деятельностного подхода[1].

Варьируются формы от индивидуальной до групповой.

Заложены все этапы регулятивных УД[3]

Органично вплетено в тематическое планирование предмета.

Не  загружает ,а разнообразит учебный процесс.

Формирует УУД,……являясь по сути самостоятельной формой деятельностного подхода!

[1] –Дидактические принципы деятельностного подхода в обучении по Л,Г.Петерсон

[2]- Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //

      Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 3-6

[3]-Регулятивные УД

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»

Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение  школьни...

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образов...