Подготовка к школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Исаак Зарина Амирбековна

Предварительный просмотр:

Физиологическая готовность ребенка к школе.

            Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

             Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); 
• он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

          Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.
•Цифры от 0 до 10.
•Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
•Арифметические знаки: «   », +, -, =.
•Деление круга, квадрата пополам,  на четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.)

3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала,  а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.

6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.

7)Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплект учебников «Начальная школа XXI века» Обучение грамоте и письму Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. Безруких М.М.Прописи. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях. Часть 1.

Слайд 2

Русский язык Иванов С.В.Русский язык. Учебник. 1класс. Иванов С.В. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1

Слайд 3

Литературное чтение Ефросинина Л.А.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. Ефросинина Л.А.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Слайд 4

Математика Рудницкая В. Н. Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Кочурова Е.Э.Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс., 3 части

Слайд 5

Окружающий мир Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. Учебник. 1 класс. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь.

Слайд 6

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?(ФГОС) Это совокупность требований , которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Слайд 7

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать умения Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Слайд 8

Наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста . Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты , проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры . В контексте изучения всех предметов будут использоваться различные источники информации, в том числе, в Интернете.

Слайд 10

Во внеурочную деятельность входят : «Истоки» «Окружающий мир» «В мире книг» «Мы – нижегородцы» «Разговор о здоровье»

Слайд 11

русский язык 5 уроков литературное чтение 4 урока математика - 4 урока окружающий мир 2 урока музыка 1 урок изобраз. иск-во 1 урок технология - 1 урок физкультура 3 урока

Слайд 12

Школьные принадлежности к основным урокам: тетради в обычную клетку- 4 шт. тетради в косую линейку- 4 шт. обложки для тетрадей и книг плотные простые карандаши линейка 20 см ластик, точилка Пенал отдельный с цветными карандашами и точилкой

Слайд 13

Про домашние задания.

Слайд 14

Сотовый телефон у ребёнка.

Слайд 15

Сохранность вещей.

Слайд 16

Пальцы помогают говорить!!! лепка штриховка вырезание завязывание бантов развязывание узелков расстёгивание и застёгивание пуговиц мозаика конструктор

Слайд 17

« Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу 6-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллектив сверстников уровень психического развития ребенка.

По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.

Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

В настоящее время старшая группа в детском саду становится для многих детей завершающей, т.е. по содержанию как бы подготовительной к школе.

В связи с этим должна измениться программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Поскольку скоро это не произойдет, необходимо на местах находить пути решения проблемы качественной подготовки детей к школе.

 Для решения этой проблемы на основании изменений ФЗ РФ «Об образовании» от 01.01.2005 года необходима апробация модели предшкольной подготовки.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь 2004 года, А.Фурсенко).

Для этого, в школе решено продолжать проводить работу Школы будущего первоклассника.

Проведение занятий  осуществлять учителями, набирающими первые классы и педагогам - психологом.

 Занятия в «Школе будущего первоклассника» построить с учетом возрастных особенностей детей шестилетнего возраста, направить на развитие учащихся. Материал занятий не должен совпадать с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе.    Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.

ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ:

Выравнивание стартовых возможностей будущих школьников.

ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ:

1.Создание достаточной для подготовки дошкольников здоровьесберегающей среды.

2.Обеспечивание методического обеспечения педагогов.

3.Разработка программ, адекватных поставленным целям, способностям детей и периоду подготовки.

4.Поддержание высокой мотивации в подготовке детей, родителей и всех заинтересованных сторон.

5.Обеспечение достаточной ресурсной базой.

6.Создание условий для успешно – продуктивной деятельности педагогов.

7.Мотивация и поощрение продуктивно работающих педагогов.

Принципы:

  • Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)
  • Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)
  • Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
  • Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебно й деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
  • Открытость (работают педагоги разной специфики, программы, которых одобрены педагогическим советом).
  • Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку.
  • Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей)

Критерии сформированности способностей дошкольников:

1.Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2.Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами

ФУНКЦИИ

1.Методическая

-сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов;

-консультирование;

-рекомендации

2.Диагностическая

(слежение за результатом с целью корректировки)

3.Обучающая

4.Развивающая

5.Воспитывающая

УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-администрация ОУ и ДОУ

-педагоги ОУ

-педагоги ДОУ

-дети

-родители

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дошкольник готовый к обучению

РЕСУРСЫ

-создание нормативно – правовой базы;

-программное обеспечение

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

3.Разучивание подвижных игр и проведение их во время прогулок и на переменах

4.Профилактические мероприятия и консультации медработника.

5.Своевременные профилактические прививки.

6.Углубленный медицинский осмотр с обязательным последующим отслеживанием детей с проблемами

здоровья.

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников и младших школьников.

1 .Комплектование первых классов.

2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение.

1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника с учетом характеристик школьников, необходимых для поступления в школу.

2.Проведение педагогических советов и методических объединений учителей начальных классов и воспитателей  МДОУ «Рябинка»

3.Проведение открытых уроков для родителей будущих первоклассников.

IУ.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

1 .Работа школы будущего первоклассника с привлечением логопеда и психолога с января по апрель.

2.Диагностика определения уровня готовности детей к школе.

3.Формирование   следующих   характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут)

•     Формирование навыка наблюдения за объектом

- выделение существенных признаков объекта

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)

-умение найти лишнее

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму)

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке)

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

3.Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

4.Привлечение родителей как социальных партнеров.

VI. Укрепление материально-технической базы.

1 .Спортивным инвентарем.

2.Бесплатное обеспечение учителей комплектами учебников.

З.Оснащение кабинетов современными средствами обучения.

4.Приобретение мебели.

5.Пополнение библиотеки детской и научно-познавательной литературой

6.Приобретение компьютерных дисков.           

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Предметы:

1.Окружающий мир.

2.Развитие речевых способностей.

3.Прикладная продуктивная деятельность.

4.Развитие математических представлений.

Занятия по курсу  «Окружающий мир»

Задачи:

  • Создать условия для развития представления дошкольников об окружающем мире.
  • Способствовать развитию учащихся умения вести наблюдения за природой, устанавливать логические взаимосвязи между явлениями природы.
  • Создать условия для развития умения самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умения объединять несколько игровых замыслов в один сюжет, общаться и считаться с интересами товарищей.
  • Развивать творческое воображение, инициативу.
  • Расширять знания детей о предметах, их существенных признаках. Учить их сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

Материал для проведения подготовки:

Времена года. Сезонные явления природы. Растения. Птицы. Животные. Труд людей.

Занятия по курсу «Развитие речевых способностей»

 Задачи:

•    Создать условия для развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способности к рассуждению и доказательству).

•    Способствовать к приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в группе).

•    Создать условия для развития фонематического слуха, умения различать на слух и в произношении все звуки речи.

Материал для проведения:

Слово. Предложение. Рассказ. Звуковая культура и единицы речи. Интонация. Тембр голоса. Использование выразительных средств языка. Сказка. Рассказ. Рассказ по картинке, из личного опыта. Традиции слова. Вопросы. Ответы.

Занятия по курсу «Прикладная продуктивная деятельность»

Задачи:

•    Способствовать развитию моторики мелких мышц руки.

•    Создать условия для развития умения работать в группе.

•    Развивать творческие способности учащегося, умение видеть конструкцию предмета, соответствие форм, размера, местоположение различных частей объекта.

•    Способствовать эстетическому развитию учащихся.

Материал для проведения.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание). Конструирование. Ручной труд.

Занятия по курсу «Развитие математических способностей»

Задачи:

1 .Формировать представления о различных преобразованиях:

-количество;

-положения о пространстве

2.Формировать геометрические представления

3. Формировать:

-представления детей о числе, количестве, счете, измерении;

-навыки счета и измерения

4.Развивать начала логического мышления, абстрактное воображение, образную память.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 ЭТАП. Разработка программы «Школы будущего первоклассника»

2 ЭТАП. Проведение занятий с дошкольниками и мониторинга по итогам.

Март-июнь.

3 ЭТАП. Комплектование 1 классов.

Тематическое планирование занятий с будущими первоклассниками.

Время проведения: по субботам с марта по июнь,  3 занятия в день. Продолжительность занятия 20 минут. Всего 13 недель, 39 учебных часов.

Развитие речевых способностей (8 часов)

1.Речь устная и письменная.

(Упражнение на развитие скорости мышления. Игра «Оканчивание слов».   Игра «Набери слово»).

2. Предложение и слово.

(Упражнение для оценки словесно-логического   мышления.   Игра «Найди лишнее слово». Игра «Назови одним словом»).

3. Звуки в речи. Обозначение звуков буквами.

(Звукоподражательные  упражнения. Упражнения по оценке фонематического слуха. « Пиши кружочками», «Чтение кружочков». Игра «Найди букву», «Какой звук встречается чаще?».

4.Слог и ударение.

Загадки.  «Что необходимо» Игра «Ладошки» (определение количества слогов). Игра «Доскажи словечко»   (рифма).

5. Гласные и согласные звуки.

Игра «Споем букву». Разгадывание загадок.

6. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий.

Игра «Бывает - не бывает».

7. Составление сказки по картинкам, опорным словам.

8. Пересказ знакомой сказки   «Теремок». Упражнение «Домик» (оценка умения действовать по образцу).

Развитие математических представлений (6 часов)

1. Различие предметов по размеру, форме, цвету. Игра «Узнай что это?»

Игра «Говори наоборот». Упражнение для развития произвольного поведения «Раскрась фигуры»    

2. Пространственные представления. Взаимное расположение предметов. Игра «Юный художник».

3. Временные представления. Направление движения «Что необходимо знать…»    

4. Сравнение групп предметов. Счёт предметов.                         

5. Название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.   Упражнение «Цифровая таблица». Отрезок натурального ряда.                                                           6. Состав числа. Задачи  в стихах.

Окружающий мир (6 часов)

1.Живая и неживая природа.

2. Смена времен года. Наблюдения: погода зимой; что бывает зимой.

3. Дикие животные.

4.Домашние животные. Забота людей о домашних животных.

5. Удивительный мир насекомых.

6.Наблюдения: погода весной; как тает сосулька; прилет птиц.

Прикладная продуктивная деятельность (6 часов)

1.Работа с пластилином. Лепка снеговика.

2.Тематическое рисование «Цветы для мамы»

3. Работа с пластилином. Лепка ежика.

4.Тематическое рисование «Весна в природе»

5. Работа с бумагой. Оригами.

6.Иллюстрирование сказки.

Проведение диагностики  (13 часов)

1.Определение школьной зрелости по тесту Керна- Йерасека.

2.Занятие по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

3.Изучение развития произвольности внимания (графический диктант)

4.Занятия по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

5.Исследование произвольной сферы (методика  «Домик»)

6.Занятия по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

7.Диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

8-12. Занятия по развитию внимания и интеллектуальной сферы.

13.Развивающее занятие «Я и школа»

Перечень методических пособий и учебной литературы.

М.М. Безруких    -   Ступень к школе. Москва. «Дрофа» 2000г.

О.В. Узорова,   Е.А.Нефедова  - 350 упражнений для подготовки детей к школе. Москва. Аист. 2001г.

Л.А.Григорович -    150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к

школе. Москва. Аист. 2000г.

Л.Е. Жукова,  Н. С. Варенцова -    Обучение дошкольников грамоте. Москва. «Школа - пресс» 2000г.

Е.В.Колесникова - Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников.

Москва. 1996г.

О.В.Добина       -   Рукотворный мир: сценарии игр - занятий для  дошкольников. Москва. «ТЦ».

Серия обучающих раскрасок «Веселая школа». Москва. Издательство «Розовый слон».

Серия «Готовимся к школе» Издательство «Алтей». Книги серии «Скоро в школу».

С.И.Волкова, Н.Н.Столярова - Тетрадь с математическими заданиями. Москва.  «Просвещение». 1995г.

Т. А. Ладыжская - Детская риторика в рисунках и раскрасках.

Л. Ф. Климанова - Азбука первоклассника (серия книг).



Предварительный просмотр:

Речевая подготовка

        К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

       Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

        В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на: 

  • правильность произношения звуков;
  • умение различать звуки речи на слух;
  • владение элементарными навыками звукового анализа слов;
  • словарный запас;
  • связную речь.

Приведенные на этой странице задания: проверка правильности звукопроизношения,  исследование слуховой дифференциации,   проверка связной речи,   исследование словарного запаса,   дифференциация гласных,   дифференциация согласных звуков,   задания на выделение признаков предметов помогут родителям выявить уровень речевого развития ребенка.

Дисграфия

       Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

        Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.

Проверка правильности звукопроизношения

        Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

        Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например:

с

Сахар, маска, соус.

сь

Сироп, кисель.

з

Забор, роза.

зь

Зефир, козел.

ц

Цветок, блюдце, огурец

ш

Шоколад, шишка, душ.

ж

Желудь, ножик.

ч

Чашка, ручка, ключ.

щ

Щенок, ящик, борщ.

р

Ранец, кровать, костер.

рь

Редиска, грибы, букварь

л

Лампа, половик, стул.

ль

Люстра, малина, соль.

й

Яйцо, майка, сарай.

        Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза - коса, (б-п) бочки - почка, (р-л) рожки - ложки.

Исследование слуховой дифференциации

       Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.

Пример:

(з-с)

коза - коса

(с-т)

санки - танки

(с-ш)

мишка - миска

(р-л)

рожки - ложки

(ш-щ)

чашка - чаща

(г-к)

гости - кости

(д-т)

плоды - плоты

(б-п)

башня - пашня

(в-ф)

сова - софа

(ж-ш)

уши - ужи

(а-я)

завал - завял

(о-ё)

нос - нес

(у-ю)

лук - люк

(ё-ю)

ёж - юбка

Исследование словарного запаса

1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

4. Подбор действий к предмету (птица ..., собака ...).

5. Подбор предметов к действию (лает ..., мяукает ...).

6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.

7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.

Дифференциация гласных

Дифференциация а - я

Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

мал - мял     рад - ряд     завал - завял     сад - сядь

Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать слоги парами.

ма - мя     та - тя     ла - ля     ва - вя    да - дя
па - пя      са - ся     ра - ря     ка - кя    ба - бя

Дифференциация ё - ю

Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.

мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс

Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым словом.

юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел

Задание 3. Прочитай слоги.

ём - юм      мё - мю     тё - тю      ёт - ют      мю - мё - мю

Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков о-ё, у-ю.

Дифференциация согласных звуков

Дифференциация з - с

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.

за - со - за     зи - си - зи     су - зу - су     сю - зю - сю
са - за - са     си - зи - си     зу - су - зу     зю - сю - зю
ся - зя - ся     зо - со - зо     зы - сы - зы     сё - зё - сё

Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

зуб - суп,    роза - роса,    коза - коса,    Зоя - соя  

Дифференциация б - п

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.

па - ба - па     пу - бу - пу     па - ба - па - ба
ба - пу - ба     бу - пу - бу     ба - па - бу - па    

Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

палка - балка, башня - пашня

Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.

Задания на выделение признаков предметов

1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.

2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Методические рекомендации " Подготовка к школе" по письму и развитию речи

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся подготовкой к школе...

Подготовка к школе

Несколько советов родителям о подготовке будущего первоклассника....

Подготовка к школе "Путешествие фантазёров"

Здесь представлена программа подготовки к школе, расчитана на один год. Включает обучение грамоте, математику, музыку, рисование....

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"

(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...

Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"

Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...