Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
    рабочая программа по математике (1 класс) по теме

    Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания. Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители. Эти трудности различного характера: - интеллектуальная готовность, - личностная и социально- психологическая готовность, - физическая готовность. Для наиболее эффективного решения проблем адаптации при переходе детей из детского сада в 1-й класс учителем начальных классов МОУ лицея 15 г. Ставрополя Ролдугиной А.П. создана программа «Подготовка детей к школе».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           

    Дополнительная образовательная программа

    «Подготовка к школе»

    рассчитана для детей 5,5 - 6 лет

    срок реализации: с октября по май

    Автор программы:

    Ролдугина Антонина Прокофьевна

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МОУ лицея №15 г. Ставрополя

    год разработки:

    2010 г

    Введение

                 Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания.

                 Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители. Эти трудности различного характера:

                 - интеллектуальная готовность,

                 - личностная и социально- психологическая готовность,

                 - физическая готовность.

                 Для  наиболее эффективного решения проблем адаптации при переходе детей из детского сада в 1-й класс учителем начальных классов МОУ лицея 15 г. Ставрополя  Ролдугиной А.П. создана программа «Подготовка детей к школе».

                                                                           

    Сведения об обеспеченности образовательного процесса

                  учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении

    Занятия  «Подготовка  к школе»

    п/п

    Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

    Количество

    обучающихся, изучающих

    дисциплину

    Автор, название, место  издания, издательство,

    год издания учебной литературы,

    вид и характеристика    информационных ресурсов

    Кол-во

    1

    Математика

    30

    М.И. Моро, С.Н. Волкова  Математические ступеньки

    М. «Просвещение», 1999г., 2000г.

    30

    2

    Подготовка к письму.

    30

    В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2

    М. «Просвещение», 1999г., 2000г, 2003г. «Страна Знаний» издатель и учредитель ООО «Де Агостини» «Россия»

    30

    3

    Развитие речи

    30

    В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2

    М. «Просвещение», 1999г., 2000г, 2003г.

    Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1991 г.

    30

                                                                                                           Итого  90 часов

    Программа Подготовка к школе

    с учетом формирования компонентов

    учебной деятельности

    90 часов

    Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

    Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы.

    Методы обучения многогранные. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только на пробуждение ума, но и эмоциональной сферы.

    Форма проведения занятий разнообразная: инсценировка, ролевая игра, конкурсы, создание проблемных ситуаций, применение ИКТ.

    Программу подготовки дошкольников к школе и формирование компонентов учебной деятельности необходимо строить с учетом следующих содержательных линий:

    1. Развитие познавательных способностей детей.
    2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
    3. Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
    4. Расширение знаний об окружающем мире.
    5. Развитие коммуникативных способностей ребенка.

    В ходе занятий решаются следующие задачи:

    1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
    2. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.
    3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, стремление оказывать друг другу помощь.
    4. Подготовка детей к изучению предметов в школе, развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ, совершенствование всех сторон речи, углубление представлений детей об окружающей действительности. Совершенствование навыков счета в пределах десяти, обучение названию  чисел в прямом и обратном порядке. Формирование навыков: в установлении отношений между числами натурального ряда.
    5. Развитие у ребенка наглядно образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Так   как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению программы.

    Итоги занятий подводятся на конференции для родителей:

    - фотопрезентация «По страницам нашей жизни»

    - организация выставки работ детей

    -  консультации родителям

    - рекомендации логопеда, психолога

    Объем программы рассчитан на 30 занятий (1 раз в неделю с октября по май включительно). Темы занятий не входят в стандарт образования и рассчитаны на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения 5,5 - 6 лет

    Программа Подготовка к школе

    1. Математика – 30 часов

    В основу изучаемого предмета программы положены:

    • Изучение пространственного представления, взаимного расположения предметов: наверху, внизу, слева, справа, ниже , выше, левее, правее, перед, за, между, рядом;
    • Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже;
    • Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, длиннее, короче, выше, ниже;
    • Развитие мелкой мускулатуры пальцев, черчение узоров и штриховка рисунков;

     К концу обучения по программе математике у детей формируются следующие основные умения:

    1. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.
    2. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.
    3. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.
    4. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
    5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.
    6. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.

    Образовательные программы «Подготовка к школе»

       Муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 15 г. Ставрополя

    № п/п

    Наименование  дисциплин

    Количество часов

    Математика

    1.

    Выявление подготовленности к обучению математике.

    Счет предметов на основе наглядности до 10  прямой и обратный.

    Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

    Знакомство с клеточкой.

    Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.

        2 часа

    2.

    Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины.

    Интерактивная игра «Удивительные фигуры»

        2 часа

    3.

    Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек.

    Интерактивная игра «Охота за цифрами»

    Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.

        4 часа

    4.

    Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за».

    Рисование узора                          

    Счет предметов от 1 до 10.

    Интерактивная игра «Забавное домино»

    Знакомство со знаком +, -.

        5 часов

    5.

    Понятие «на  сколько больше», «меньше», «столько-же»

    Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».

    Интерактивная игра «Праздничное угощение».

    Счет предметов от 1 до 10. Знакомство с цифрой 3.

    Интерактивная игра «Гонки в космосе».

    Составление узора из геометрических фигур.

        4 часа

       

    6.

    Закрепление навыков счета в пределах 10.

    Интерактивная игра «Планеты-картинки»

    Знакомство с цифрой  4. Составление геометрических фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек.

        4 часа

    7.

    Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».

    Прямой и обратный счет предметов.

    Интерактивная игра «Ряды цифр»

    Состав чисел 3,4.

        4 часа

    8.

    Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.

    Интерактивная игра «Веселое сложение»

    Сравнение предметов. Рисование узора.

    Прямой и обратный счет. Знакомство с цифрой 5.

         4 часа    

    9.

    Итоговое занятие: Закрепление состава числа 5.

    Интерактивная игра «Считаем с пугалом».

         1  час

    Итого часов

       30 часов

    1. Подготовка к письму. Обучение письму – 30 часов.

    Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

    К концу занятий по обучению письму

    у детей формируются следующие навыки:

    • Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.
    • Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.
    • Вырабатывается правильная осанка
    • Развивается мелкая моторика руки
    • Развиваются  интеллектуальные и речевые способности ребенка
    • Обогащается словарный запас
    • Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка

    № п/п

    Наименование  дисциплин

    Количество часов

                                           Подготовка к письму

    1.

    История возникновения письма. Гигиенические правила.

        1 час

    2.

    Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        1 час.

    3.

    Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        1 час.

    4.

    Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа.

    5.  

    Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа.

    6.

    Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        3 часа.

    7.

    Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        3 часа.

    8.

    Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа.

    9.

    Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа

    10.

    Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа

    11.

    Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка.

    Интерактивная игра «Футбол с буквами».

        2 часа

       

    12.

    Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа

    13.

    Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа

    14.

    Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа

    15.

    Заглавная буква «У». Обведение контура рисунка и его штриховка.

        2 часа.

    14.

    Знакомство с соединением букв.

    Интерактивная игра  «Желейные буквы»

        1 час    

    Итого часов

      30 часов

    1. Развитие речи. Обучение грамоте – 30 часов.

    Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование четкой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.

    Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение предложений из речи.

     Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

    Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии.

    К концу обучения по программе обучения грамоте

    У детей формируются следующие умения:

    • Умения отвечать на вопросы.
    • Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.
    • Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.
    • Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.
    • Умения различать гласные и согласные.
    • Умение делить слова на слоги.
    • Умение делить предложения на слова, слова на слоги.
    • Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И

    № п/п

    Наименование дисциплины

    Количество часов

                             Развитие речи. Обучение грамоте.

    1.

    Речь устная и письменная. История возникновения речи.

    Развитие речи.

    Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес».

    Беседа «Наш город».

    Беседа «Транспорт».

    Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».

       

        5 часов

    2.

    Предложение. Деление текста на предложения.

    Развитие речи. Беседа «Режим дня»

    Беседа «Бытовая техника».

    Интерактивная игра «Эксперт по безопасности».

        5 часов

    3.

    Слово. Деление предложений на слова.

    Развитие речи.

    Беседа «Лес и мир животных».

    Беседа «Домашние животные»

    Интерактивная игра «Где чей дом».

       

        5 часов

    4.

    Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У».

    Разучивание скороговорок, потешек.

    Развитие речи.

    Беседа Вода в природе.

    Интерактивная игра «Обитатели пруда»

       

        5 часов

    5.

    Слог. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные.

    Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»

    Развитие речи.

    Беседа  «Весна в природе». Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов.

       

        5 часов

    6.

    Слияние согласного звука с гласным.

    Интерактивная игра «Цветные буквы»

    Развитие речи.

    Беседа Моя любимая игрушка Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений.

     

        5 часов

    Итого часов

        30 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа подготовки к школе

    Программа подготовки к школе содержит пояснительную записку, планирование занятий....

    Программа подготовки к школе.

    Разработки занятий с дошкольниками....

    Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"

    Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...

    Дополнительная образовательная программа «Семья и школа»

    Младший школьный возраст благоприятен для развития у детей духовно-нравственной культуры, так как в этот период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. В ...

    Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»

    Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.     ...

    Программа подготовки к школе

    Программа может быть импользована для организации курсов подготовки к школе...

    Рабочая программа "Подготовка к школе"

       Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. ...


     

    Комментарии

    Очень актуально, спасибо, у нас немного другой подход и программа, но с вашей я познакомилась и мне понравилось.