Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока (3 класс) на тему

Копытина Елена Юрьевна

Урок русского языка в 3 классе тема:"Изменение по родам глаголов прошедшего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_prosh._vr.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Авторы учебника Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения

Тип урока: Открытие нового знания

Урок русского языка  в  3 классе

Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени».

Учитель: Копытина Елена Юрьевна

Цель урока: Развитие умения определять род у глаголов  прошедшего времени и понимания правильного написания  родовых окончаний глаголов прошедшего времени единственного числа.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

1. Научатся определять род глаголов прошедшего времени в ед.числе и писать родовые окончания глаголов  прошедшего времени единственного числа.

2.Упражнять учащихся в определении времени, числа глаголов.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Личностные:

1.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2.Готовность слушать собеседника  и вести диалог.

Метапредметные:

1.Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3.Овладение логическими действиями: сравнение, анализ, классификация и обобщение.

4. Представлять информацию в знаково- символической форме.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Настраиваемся на интересную работу на уроке русского языка. Сегодня будем «открывать» для себя новые знания?

-А как вы будете получать новые новое знание?

(Я выясню, что я не знаю, и сам найду способ).

-Пожелаем друг другу удачи  и успехов в работе.

-С чего же начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

2. Актуализация и фиксирование идивидуального  затруднения в  пробном действии.

-Прочитайте, вставьте пропущенные буквы и распределите слова на группы по общему признаку.

Св . стит, заиграет, б . жит, будет знать, осв . тил

Прошед. Вр.

Наст. Вр.

Буд. Вр.

осветил

свистит

заиграет

бежит

будет знать

-Что общего у этих слов?

(Глаголы, обозначают действие, стоят в ед. числе)

-Что обозначает глагол настоящего времени, будущего, прошедшего времени?

-Какая характерная особенность у глаголов прошедшего времени? (суф .- л)

-Что мы уже знаем, как изменяется глагол?

(схема на доске)

                    Глагол                              

                   Изменяется

                   по числам

                 по временам

наст. вр.      прош. вр.         буд.вр.

Вставьте глагол прошедшего времени «осветил» в предложения.

Фонарь_______________________ улицу.

Лампочка_________________________ комнату.

Солнце________________________ лес.

-Прочитайте полученные предложения.

-Что заметили?

(Изменились  окончания глагола)

-Назовите эти окончания.

-А почему у одного и того же глагола разные окончания?

-Вы можете обосновать, почему именно  такие окончания надо писать?

(Не  можем обосновать  почему разные окончания у глагола прошедшего времени). (Я не знаю правила написания окончаний глагола прошедшего времени.)

3.Выявление места и причины затруднения.

-Итак, ребята, какое задание выполняли? (Вставляли в предложение глагол прошедшего времени)

-В каком месте возникло затруднение?

-Почему оно возникло?

(Не знаем правила написаний окончаний  глагола  прошедшего времени.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

1.Узнать  почему у глагола прошедшего времени ед. ч. меняется окончание.

-А для чего это нужно знать?

2.Научиться правильно писать окончания глаголов прошедшего времени.

-Как вы будете узнавать новое правило? (сами)

_Я предлагаю вам работу ( по карточкам) в  парах по плану:

План:

1.Выписать  основу предложений.

2.Определить, что объединяет все  глаголы .

3.Выделить окончания глаголов и поставить ударение.

4.Определить род, число имени существительного с которым  связан глагол.

5.Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

6.Составить алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени ед. числа.

5.  Реализация построенного проекта.

Утром солнышко взошл… над  лесом.  Вечером на небе взошёл.. месяц. Сегодня ночью на небе взошл… луна.

-Были затруднения в написании окончаний глаголов? (Нет т. к. на них падает ударение).

-Как определяли род имени существительного? (подставляли местоимение)

-А можем ли так же определить род и у глаголов прошедшего времени? А что нам поможет?

Что общего у глаголов и имён существительных? (число и род)

-Почему изменяется окончание глагола прошедшего времени?

(Глагол прош. времени изменяется по родам.)

_Вы назвали тему нашего урока.

-Какого рода может быть глагол прош. времени в ед. числе?

                    Глагол                              

                   Изменяется

                   по числам

                 по временам

наст. вр.      прош. вр.         буд.вр. 

                   (в ед. числе)

                     по родам

 

           ж. р.      м.р.       ср.р.

           а                   о

Значит, чтобы правильно  написать окончание глаголов прош. вр. ед.ч.,что надо сделать?

Восстановите алгоритм правописания окончаний глаголов:

1.Найти  существительное   с  которым связан глагол.

2.Определить род  имени существительного и род   глагола.

3.Вставить  нужное  окончание.

-Открыли новое знание? Сверим с учебником  стр.83.

-Вернёмся к предложениям пробного действия.

-Почему менялись окончания? Определите род глагола. Сверьте окончания.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени единственного числа?

(От рода имени существительного с которым связан глагол.)

-Как  изменяются глаголы прошедшего времени?(по родам)

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени женского рода?

-Какие окончания? Среднего рода?  Мужского рода?

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Учебник стр. 82 упражнение 149.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 Учебник стр.83, упр.152.

Оцените свою работу(+,?)

8.Включение в систему знаний и повторение.

Страница 83, упражнение 151.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Какую цель перед собой ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

В чём были трудности?

Раздаточный материал

Задание №1.

Вставьте глагол прошедшего времени «осветил» в предложения.

Фонарь ________________________ улицу.

Лампочка ______________________  комнату.

Солнце_________________________ лес.

Задание №2

Утром солнышко взошл… над  лесом.  Вечером на небе взошёл.. месяц. Сегодня ночью на небе взошл… луна.

Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени единственного числа.

1.Найти имя __________________ с которым связан глагол.

2.Определить ______ имени существительного

и ______ глагола.

3.Вставить нужное ____________________.

ж. р.          м. р.          ср. р.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...