Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Башкирова Надежда Павловна

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otpravmt.docx29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Лозовская СОШ» Верхнемамонского района Воронежской области

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»

    Цель:

    1  Обобщить знания учащихся об окончаниях существительных 1, 2 и 3 склонений в дательном падеже.                

    2  Развивать умения распознавать падеж и склонение имён существительных и осознанно применять  их при написании окончаний.

    3  Воспитывать любовь к Родине, интерес к изучению русского языка

    2

    Учитель: Башкирова Надежда Павловна

    Ход

    1. Орфографическая разминка

    Разве можно без улыбки

    видеть  Васины ошибки.

    Он в тетради написал:

    «Корондаш  , портфел  , пинал,

    Ручьки и титратки у меня в порятке.»

    Быстро Васе помогайте,

    все ошибки исправляй те.

    1. Словарная работа

    Посмотрим, а нет ли у нас такого Васи?

    (У доски работают 3 ученика, класс самостоятельно записывает 5 слов из словаря по памяти)

    1                           2                           3

    газета                  ужин                    сирень

    ворона                ученик                  морковь

    беседа                 топор                    мебель

    девочка               север                    помидор

    дорога                 завтрак                 Москва

    капуста               месяц                    учитель

    лисица                герой                    огурец

    суббота               завод                     пальто

    одежда                яблоко                  метро

    малина                молоко                  шоссе

    Дополнительные вопросы ученикам, работающим у доски.

     Сколько падежей в русском языке?

    1 ученик называет падеж,

    2 ученик – падежный вопрос,

    3 ученик склоняет слово мама.

    Оценка  работы учеников, выполняющих задание у доски.

    - Итак, у нас такого Васи не оказалось.

          3.  Новая тема

    -    Какого склонения существительные в 1,2 и 3 столбиках (3 первых слова в каждом столбике)?

    -  А что можете сказать о 3 последних  именах существительных в третьем столбике ?

      Сообщение темы урока

    - Что вы знаете о дательном падеже?  (дети называют вопросы кому? чему?  и предлоги    к    и   по)

    Задание . поставить в Д.п.  и употребить с предлогом  слова страна, земля, сестра

     3 первых слова из каждого столбика поставить в Д.п.

    газете                ужину           сирени

    вороне               ученику        моркови

               беседе               герою             мебели

                  - е                   -у, - ю              - и

                1 скл.                2 скл.              3 скл.

    Вывод делают сами дети.

    4 . Закрепление нового материала

    1. Учитель читает 1 куплет стихотворения Г. Ладонщикова  «Скворец на чужбине» (выяснение значения слова «чужбина»)

    Улетел скворец  от стужи,

    сытно за морем живёт,

    воду пьёт из тёплой лужи,

    только песен не поёт.

    - А почему?  (Учитель открывает слова на доске)

    Он скучает по деревьям,

    по звенящему ручью,

    по скворечне,

    по деревне,

    по соседу – воробью,

    по Алёнке и Алёшке –

    основным друзьям моим,

    и немножечко по кошке,

    что охотилась за ним.

    Задание.  Выпишите из стихотворения существительные в Д. п. ед. числа, выделите окончание, определите склонение.

    Скворец скучает по …   (выполняется по цепочке).

    1. Самостоятельная работа  с  последующей проверкой.

    - Составить словосочетания с существительными в Д.п.

    Поехать летом к (бабушка),

     подойти к (площадка),

    прислушаться к (песня),

    бегать по (лужайка),

    обратиться к (подруга),

     ходить по (комната).

    - Что записали?  (Словосочетания     глагол + существительное с предлогом)

     Физкультминутка. Ответьте полно на вопрос  

    --- С чего мы начинаем каждый день?

    Мы начинаем каждый день с зарядки  (Р.п.)

    Нужно будет «махать крыльями» (руками) в том случае, если названный мною предмет обозначает летающее насекомое или птицу.

    Стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолет, мяч, бабочка, белка, лебеди.

    1. Разбор  пословиц с последующей записью под диктовку.

    Жить – Родин -   служить. Птиц – нужны крылья, а человеку разум.

    - что же теперь знаем о Д.п.?

         4)   Устная работа.   Найдите имена существительные в Д.п.

    Разбранила меня моя старуха,

    не даёт старику мне покою.

    Вот идёт он к синему морю,

    видит , на море чёрная буря…

    Осердилась  пуще старуха,

    по щеке ударила мужа.

     - Из какой сказки эти строки? Кто её автор?

    Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. (М.М.Пришвин)

    5. Повторение пройденного

    1)  Письмо по памяти

    Осторожно ветер из калитки вышел,

    постучал в окошко, пробежал по крыше.  (М.Исаковский)

    - Сколько предложений в стихотворении? Докажите. Определите падежи имён существительных.

    2)  Разбор по составу имён прилагательных

    Подводная (лодка), тенистый (сад), говорливый ( ручей). Поставьте словосочетания в Д.п.

    6.  Итог             Загадка : «На поле упало белое покрывало»  (снег)

    Поздравляю Вас, дорогие мои, с наступлением зимы и желаюВам (присутствующим учителям, детям (называю по именам) здоровья, хорошего

    настроения.

    В каком   же падеже я употребила все имена в своём поздравлении?

    Спасибо (кому?)ВАМ.

    МКОУ «Лозовская СОШ» Верхнемамонского района Воронежской области

    Конспект открытого урока русского языка. 3 класс

    Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

    Цель:

    1 Упражнять  учащихся об окончаниях существительных 1, 2 и 3 склонений в дательном падеже.                

    2  Развивать умения распознавать падеж и склонение имён существительных и осознанно применять  их при написании окончаний.

    3  Воспитывать любовь к Родине, интерес к изучению русского языка

    2

    Учитель: Башкирова Надежда Павловна

                                                    Ход урока

    1. Разминка

    Речной, лесной, гористый,

    Морской, родной, лесистый.

    Проверь слова, да не спеши,

    Красиво, грамотна спиши.

    - На какое правило эти слова?

    Правило:  Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ты её немедленно поставь под ударение.

    1. Сообщение темы и цели урока.  Работа по теме.
    1. На берегу растёт сосна,

    А рядом с нею – сосны,

    Горит прекрасная звезда,

    А рядом с нею – звёзды.

    - Найдите слова, которые необходимо проверить перед написанием. Какими словами можно проверить? Как называются эти слова? (проверочные)

              2)  Какие гласные в корне надо проверять?  (Безударные  а ,о, и, е, я)

                 - Какие способы проверки вы знаете? Приведите примеры.

                  А)  звено – звенья

                   Б) мосты – мост

                   В) кормушка – корм

               3)  Работа у доски. Вставить пропущенные буквы, обосновать свой ответ.

    Зимой  снег засыпал поля. На снегу видны следы зверей. Вот бежит лиса. Только снежок летит.

    - Спишите, подчеркните главные члены.

               4)  Вставить пропущенные буквы (у доски работают 3 человека), составить по 1 предложению с любым словом из данных)

    плясать                            следы                              тащил

    бежать                             свистел                           смотрел

    темнеть                            чернел                            сломал

    Класс работает по карточкам.

    1. Диктант с взаимопроверкой по вариантам :

    1вариант – с безударными  а  в корне,

    2 вариант – с   о   в корне.

    Шкафы, столы, нога, шары, страна, строка, овца, пастух, скала, сосна, каток, мосты, стальной, больной.

    Физкультминутка

    Хлопок – если         и,

    прыжок – если      е:    свисток, лесник, лиса, зверёк, земля, следы, линейка, синеть, речной, пила.

    «Летает – не летает»

    (дети машут руками – крыльями, если названный предмет летает)

    Стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, бабочка, лебеди, колбаса, ракета, ворона.

    1. Закрепление изученного.
    1. Диктант (на листочках):

                                                Страна, земля, стрела, сосна,

                                                Гряда, игла, звезда, весна, роса,

                                                Роса, зерно, следы, листок,

                                                Кормушка, озеро, цветок.

    -  Диктанту нашему конец,

    Кто не ошибся – молодец!

    Со словом кормушка составить и записать предложение, разобрать по составу слово  кормушка.

    1. Выбери проверочное слово (дети цепочкой бегут к доске)

    Удивительное  (диво, дева),

    подчищать  (честь, чисто),

    менять  (мина, замена),

    лепить  (липкая, лепка),

    скрипучий  (скрепка, скрип),

    мастерить  (мат, мастер).

                  3)   Письмо по памяти с предварительным разбором.

    Первый зимний снежок

    Белым пухом летит.

               Первый лёгкий мороз

               Веселит и бодрит.

    Физкультминутка

    Лёгкие шажки - 1, 2, 3,

    Лёгкие прыжки – 1, 2, 3,

    Вот и вся зарядка – 1, 2, 3,

    Мягкая посадка.

    1. Кроссворд  (ключевое слово  -  гроза)

    Пока дети – каждый в берете,

    Повзрослели  -  шляпы надели. (грибы)

    Течёт, течёт – не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит.  (река)

    Вырос в поле дом,

    Полон дом зерном,

    Стены позолочены,

    Ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном

    На столбе золотом.  (колос)

    Ты не клюй меня, дружок,

    Голосистый петушок!

    В землю тёплую уйду,

    К солнцу колосом взойду,

    В нём тогда таких, как я,

    Будет целая семья.  (зерно)

    Летом зеленеет, осенью желтеет.  (трава)

    Итог       Если буква гласная вызвала сомнение,

              Ты её немедленно… ставь под ударение.

    МКОУ «Лозовская СОШ» Верхнемамонского района Воронежской области

    Конспект открытого урока обучения грамоте. 1 класс

    Тема «Чтение слов с буквой ц . Наши четвероногие друзья»

    Цель:

    1 Совершенствовать навык осознанного чтения учащихся.                

    2  Развивать речь детей.

    3  Воспитывать доброе отношение к животным.

    Учитель: Башкирова Надежда Павловна

                                           Ход урока

    1. Минутка чтения и развития речи
    1. Чтение по таблице №19 слов в столбиках.

    - Какой вопрос можно поставить от слова ёлки к слову зелёные?

    - Когда употребляется слово ёжик, а когда ёж?

    - Какой вопрос можно поставить от слова гнездо к слову тёплое?

                   2)  Самостоятельное чтение рассказа «Заботы ёжика» и ответы на вопросы.

    - Как  называется этот рассказ?

    - Что запасает себе на зиму ёж?
    - Ребята, а кто из вас знает, как ёж собирает грибы?

                  3)  Составление предложений  по картинке.

          2.  Проверка изученного на прошлом уроке

    1.  Чтение стихотворения «Буква Ц»

    - Прочитайте  слова с Ц, которые встретились в стихотворении.

    2.  Чтение пословиц в азбуке.

    3.  Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»

         3.  Работа по теме урока.

     Беседа:

    -  Кого мы  называем нашими четвероногими друзьями?  (вывешиваются картинки кошки и собаки)

    - У кого из вас есть дома собака? Расскажите  о ней.  (укажите цвет шерсти, размеры, кличка)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока русского языка 2 класс

    урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

    Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

    Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

    Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой

    Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....

    Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

    Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

    План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

    План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

    Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

    Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

    Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

    ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...