Статья "Работа в паре на уроке в начальной школе"
статья

Зуева Татьяна Владимировна

Работа в парах - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи, формирования межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_pare_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Зуева Татьяна Владимировна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                ГБОУ гимназия №363

                                                                Фрунзенского района Санкт-Петербурга

               

                      Работа в паре на уроке в начальной школе                      

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.

Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.

Так, когда же лучше начинать обучение в парах?

Чем привлекательна эта работа?

И что дает она каждому ребенку?

Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы:  

  • Работать дружно
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми
  • Вовремя оказывать помощь
  • Вводить правило этики совместной работы

(как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять)

  • Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется «домик»

 Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.

Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.

Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. При такой работе зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения.

Все знают, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений.

В первом классе могут быть предложены следующие задания:

1.Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые

(мяч, варежки, сюжетные картинки)

2.Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать и цвет, и направление штриховки)

3.Устный счет в парах

4.Также детям можно предложить раскрасить картинку, при этом выполняя устные вычисления. Какая пара быстрее?

           Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

          Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Постепенно переходим к обсуждению в парах.

Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их: задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске- ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы, на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.

Так постепенно у детей появляется умение работать в парах. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...

Организация работы в парах на уроках в начальной школе.

Главным полем деятельности по использованию современных методик является урок, на котором просматривается та или иная педагогическая технология, методика. Идеальной формой для сотрудничества и взаимоп...