Главные вкладки

    Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
    статья

    Султанова Разиля Идрисовна

    Выступление на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx30.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Работа  в парах на уроках в начальной школе

    как средство формирования УУД»

      - В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Джона Дьюи:

    «Если мы будем учить сегодня так,

     как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

    Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

    Задачи обучения:  

    • учить умению сотрудничать  и работать в паре,
    • быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений,
    • уметь слушать и слышать партнера,
    • свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

       Что же такое пара?    Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.

             При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа я всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. 

             Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащегося, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников необходимо учить детей особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству, т.е. работа в паре.

    Формирование пары

    Способы:

               Самый простой и естественный способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

    Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.

    Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

    Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:

    - детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

    - еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);

    ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;

    Состав пар:

    Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения    (высокий — средний, средний — низкий).

    Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

    Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

            

    Развитие навыка работы в условиях шума

    В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

     Регулировать уровень шума.

    Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши, и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка  – все замолчат,  на один – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

    Установление контакта и настрой на совместную работу

    Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

    Вот сейчас коллеги, мы эти упражнения покажем на практике.

    «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

    Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ!!!

     «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

    «Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

    «Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

     Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

    Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

    Полезные упражнения:

    На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

    Этикет, или правила работы в паре    

    Правила вежливого спора:

    - высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

    - послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль

     и спроси: «Я правильно понял?»

    - если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

    - Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);

       Правила работы в паре:

    1. Говорим шепотом.
    2. Работаем вместе.
    3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
    4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
    5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
    6. Оцениваем работу, благодарим  друг друга.
              Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

             Спасибо за внимание!

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер

    муниципального района Белорецкий  район Республики Башкортостан

            

                                                                                   «Утверждаю»

    Директор МОБУ СОШ №2 С.Инзер

    __________ Р.Н.Идрисов

    Протокол № ____ от «____» _________ 20 ___ г.

    Выступление на педагогическом совете

    «Работа  в парах на уроках в начальной школе

    как средство формирования УУД»

            Выступление подготовила:

            учитель начальных классов

            Султанова Разиля Идрисовна

                                                                       

    2016 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания

    Описанине опыта работы по теме: "Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания "...

    Педагогический проект "Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД"

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД...

    Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

    Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

    Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

    Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

    Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

    Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

    Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

    Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД

    Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...