Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
материал

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД".

Жердева Полина Александровна, г. Воронеж,

МБОУ "СОШ № 55", учитель начальных классов

Формирование коммуникативной грамотности – условие успешной

изучения адаптации ребенка в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективной формой мотивации учащихся и формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Она способствует активизации познавательной деятельности детей, развитию умений успешного общения, навыков самостоятельной учебной деятельности, улучшению межличностных отношений в классе.

Элементы групповой работы важно начинать вводить уже с первых дней учебы детей в школе, создавать условия для совместной деятельности обучающихся. Важной задачей учителя становится формирование таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, умение выслушать и правильно высказать свою мысль, отстоять свою позицию и т.д. Так, например, при построении учебного сотрудничества важно учитывать правила взаимного уважения, умения слушать и слышать. По началу овладения приемами групповой работы учащиеся невнимательны к ответам одноклассников. Учителю важно объяснить условия совместной деятельности, уметь договариваться и правильно выражать свои мысли.

Одним из важных приёмов при организации групповой работы является введение правил работы группы. Для того чтобы учащиеся следовали этим правилам, их важно проговаривать перед тем, как дети начнут обсуждение в группах. Также можно их оформить наглядно. Основные правила групповой работы:

- убедись, что в обсуждении участвует каждый;

- говори тихо и спокойно, чтобы не мешать остальным товарищам;

- уважительно относись к своим одноклассникам и их мнению;

- не перебивай товарища, выслушай его до конца;

- в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Правила организации групповой работы должен помнить и педагог. Такими правилами являются следующие:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1–2 классах, не более 20-30 минут – в 3–4 классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию. Поэтому надо заранее договориться, что небольшой шум в классе допустим, однако если он превысит определенный уровень, учитель подает условный сигнал, и группы начинают обсуждать задание тише;

- недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в качестве наказания.

Важным элементом в организации группового обучения является деление класса на группы. Оно может осуществляться различными способами: по желанию детей, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога. Взаимодействие групп в процессе работы также может быть организовано по-разному. Чаще всего применяется способ, когда группы работают по отдельности и только в конце групповой деятельности оценивают результат работы других групп.

Также немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД является этап оценивания работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определённой мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. При подведении итога урока учитель должен оценить работу каждой группы. Это можно сделать разными способами.

- суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше;

- учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценивать работу всей группы;

- проверить деятельность группы можно с помощью составления нового задания. Каждая группа составляет новое задание на изученную тему. Эти задания предлагаются для решения другим группам.

В заключении можно сказать, что групповая форма организации деятельности позволяет создать комфортные условия для общения учащихся, строить субъектные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь. Именно групповые формы работы являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций учащихся и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка.

Список использованных источников:

1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А.Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - С.125;

2. Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС. Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...