Главные вкладки
Отчет по самообразованию по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД"
материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД»
Учителя начальных классов МБОУ СОШ №101 Атрещенковой Лады Александровны
В последние годы в системе образования России наблюдается активное внедрение новых методов и технологий обучения, направленных на развитие универсальных учебных действий у школьников. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация работы в группах на уроках.
Цель: исследование влияния групповой работы на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи:
- Изучить теоретические основы работы в группах.
- Рассмотреть роль групповой работы в формировании коммуникативных УУД.
- Проанализировать практические примеры применения групповой работы на уроках.
- Разработать рекомендации по организации групповой работы в начальной школе.
Теоретические основы работы в группах
Работа в группах предполагает совместную деятельность учащихся, направленную на достижение общей цели. Она включает в себя:
- Сотрудничество: учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли и обязанности.
- Коммуникацию: развитие навыков общения, умения слушать и аргументировать свою точку зрения.
- Критическое мышление: учащиеся анализируют информацию, обсуждают идеи и приходят к совместным решениям.
Роль групповой работы в формировании коммуникативных УУД
Коммуникативные УУД включают в себя умения:
- Взаимодействовать с партнёрами по учебной деятельности.
2. Аргументировать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.
3. Работать в команде, проявляя инициативу и ответственность.
Работа в группах способствует развитию этих умений, так как учащиеся:
- учатся выражать свои мысли и чувства;
- развивают навыки активного слушания;
- осваивают техники конструктивной критики и самокритики.
Практические примеры применения групповой работы
- Проектная деятельность: создание группы для выполнения проекта по определённой теме (например, «Экосистема нашего района»). Учащиеся делятся ролями (исследователь, дизайнер, докладчик) и работают над общей целью.
- Дискуссии: организация дебатов по актуальным темам. Это позволяет учащимся высказывать свои мнения и учиться аргументировать свою позицию.
- Ролевые игры: использование ролевых игры для изучения социальных взаимодействий. Например, «Магазин», где учащиеся играют роли покупателей и продавцов, развивая навыки общения.
Рекомендации по организации групповой работы
- Определение целей: перед началом работы важно чётко обозначить цель задания и ожидаемые результаты.
- Формирование групп: учитывать интересы и уровень подготовки учащихся при формировании групп для обеспечения эффективного взаимодействия.
- Мониторинг процесса: учитель должен активно следить за ходом работы, предоставляя помощь и поддержку по мере необходимости.
- Обсуждение результатов: после завершения работы важно провести рефлексию, где учащиеся смогут поделиться своим опытом и выводами.
Приёмы организации групповой работы
Название приёма | Суть приёма | Преимущества приёма |
«Мозговой штурм» | Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп. | Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы. |
Игра «Продолжи» | Каждая группа должна составить связанный текст на заданную тему. Текст создаётся по цепочке: каждый участник составляет одно предложение. | Развивается логическое мышление и речь учащихся. |
«Пила» | Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». | Позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, этот приём служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний. |
«Эксперты» | Используются при изучении нового материала; каждая группа получает дидактический материал, в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе; представитель от группы знакомит с теорией все группы. | Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, даёт возможность высказать своё мнение. |
Примеры заданий для групповой работы
«Мозговой штурм»
Предмет: математика
Класс: 4
Тема: «Решение задач на встречное движение»
Тип урока: открытие новых знаний
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
Например, при решения задач на встречное движение учитель предлагает ребятам решить следующую задачу, которую можно решить 2 способами:
Из двух сёл, расстояние между которыми 18 км, навстречу друг другу одновременно вышли два пешехода. Они встретились через 2 часа. Скорость первого пешехода 4 км/ч. Найти скорость второго пешехода.
Учащиеся приступают к работе в малых группах. Каждая группа должна предложить своё решение и представить его для обсуждения другим группам. Учитель должен предупредить участников, что их идеи могут быть критически пересмотрены или отброшены совсем.
«Эксперты»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: «Природные зоны России. Тундра»
Тип урока: открытие новых знаний
Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа получает материал о тундре. Изучает его и сформулирует 3–4 ключевых вывода об особенностях этой природной зоны.
1 группа: изучает географическое положение (в каких регионах мира и на территории России расположена, границы зоны, расположение относительно других природных зон);
2 группа: изучает климатические условия (продолжительность зимы и лета, температуры);
3 группа: изучает растительный мир (какие растения растут, как приспособились);
4 группа: изучает животный мир (какие животные обитают, как выживают).
Затем один представитель группы (или вся группа по очереди) за 2–3 минуты кратко расскажет классу о тундре, опираясь на сделанные выводы. Цель — чтобы все в классе получили базовое представление об этой природной зоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников
Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....

Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...