Отчет по самообразованию по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД"
материал

Отчёт посвящён применению групповой работы на уроках в начальных классах для формирования коммуникативных УУД в соответствии с ФГОС НОО. В работе раскрыты теоретические основы групповой деятельности и её значение для развития ключевых коммуникативных умений: взаимодействия с партнёрами, аргументации своей точки зрения, уважительного отношения к мнению других, командной работы с проявлением инициативы и ответственности. Представлены практические приёмы организации групповой работы и примеры заданий на уроках разных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему:  «Работа в группах на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД»

Учителя начальных классов  МБОУ СОШ №101 Атрещенковой Лады Александровны

        В последние годы в системе образования России наблюдается активное внедрение новых методов и технологий обучения, направленных на развитие универсальных учебных действий у школьников. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация работы в группах на уроках.

        Цель: исследование влияния групповой работы на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

        Задачи:

  1. Изучить теоретические основы работы в группах.
  2. Рассмотреть роль групповой работы в формировании коммуникативных УУД.
  3. Проанализировать практические примеры  применения групповой работы на уроках.
  4. Разработать рекомендации по организации групповой работы в начальной школе.

Теоретические основы работы в группах

        Работа в группах предполагает совместную деятельность учащихся, направленную на достижение общей цели. Она включает в себя:

  1. Сотрудничество: учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли и обязанности.
  2. Коммуникацию: развитие навыков общения, умения слушать и аргументировать свою точку зрения.
  3.  Критическое мышление: учащиеся анализируют информацию, обсуждают идеи и приходят к совместным решениям.

Роль групповой работы в формировании коммуникативных УУД

        Коммуникативные УУД включают в себя умения:

  1. Взаимодействовать с партнёрами по учебной деятельности.

2. Аргументировать  свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.

3. Работать в команде, проявляя инициативу и ответственность.

        Работа в группах способствует развитию этих умений, так как учащиеся:

  1. учатся выражать свои мысли и чувства;
  2. развивают навыки активного слушания;
  3. осваивают техники конструктивной критики и самокритики.

Практические примеры применения групповой работы

  1. Проектная деятельность: создание группы для выполнения проекта по определённой теме (например, «Экосистема нашего района»). Учащиеся делятся ролями (исследователь, дизайнер, докладчик) и работают над общей целью.
  2. Дискуссии: организация дебатов по актуальным темам. Это позволяет учащимся высказывать свои мнения и учиться аргументировать свою позицию.
  3. Ролевые игры: использование ролевых игры для изучения социальных взаимодействий. Например, «Магазин», где учащиеся играют роли покупателей и продавцов, развивая навыки общения.

Рекомендации по организации групповой работы

  1. Определение целей: перед началом работы важно чётко обозначить цель задания и ожидаемые результаты.
  2. Формирование групп: учитывать интересы и уровень подготовки учащихся при формировании групп для обеспечения эффективного взаимодействия.
  3. Мониторинг процесса: учитель должен активно следить за ходом работы, предоставляя помощь и поддержку по мере необходимости.
  4. Обсуждение результатов: после завершения работы важно провести рефлексию, где учащиеся смогут поделиться своим опытом и выводами.

 Приёмы организации групповой работы

Название приёма

Суть приёма

Преимущества приёма

«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп.

Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.

Игра «Продолжи»

Каждая группа должна составить связанный текст на заданную тему. Текст создаётся по цепочке: каждый участник составляет одно предложение.

Развивается логическое мышление и речь учащихся.

«Пила»

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, этот приём служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний.

«Эксперты»

Используются при изучении нового материала; каждая группа получает дидактический материал, в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе; представитель от группы знакомит с теорией все группы.

Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, даёт возможность высказать своё мнение.

Примеры заданий для групповой работы

«Мозговой штурм»

Предмет: математика

Класс: 4

Тема: «Решение задач на встречное движение»

Тип урока: открытие новых знаний

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

Например, при решения задач на встречное движение учитель предлагает ребятам  решить следующую задачу, которую можно решить 2 способами:

  Из двух сёл, расстояние между которыми 18 км, навстречу друг другу одновременно вышли два пешехода. Они встретились через 2 часа. Скорость первого пешехода        4 км/ч. Найти скорость второго пешехода.

Учащиеся приступают к работе в малых группах. Каждая группа должна предложить своё решение и представить его для обсуждения другим группам. Учитель должен предупредить участников, что их идеи могут быть критически пересмотрены или отброшены совсем.

«Эксперты»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: «Природные зоны России. Тундра»

Тип урока: открытие новых знаний

Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа получает материал о тундре. Изучает его и сформулирует 3–4 ключевых вывода об особенностях этой природной зоны.

1 группа: изучает географическое положение (в каких регионах мира и на территории России расположена, границы зоны, расположение относительно других природных зон);

2 группа: изучает климатические условия (продолжительность зимы и лета, температуры);

3 группа: изучает растительный мир (какие растения растут, как приспособились);

4 группа: изучает животный мир (какие животные обитают, как выживают).

Затем один представитель  группы (или вся группа по очереди) за 2–3 минуты кратко расскажет классу о тундре, опираясь на сделанные выводы. Цель — чтобы все в классе получили базовое представление об этой природной зоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....

Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"

Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...