Научная статья " Мышление "
статья

Николаева Ольга Николаевна

Научная статья " Мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная статья20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление-

сознание

магическое

логическое

эстетическое

ролевое

свободное

теоретическое

парадоксальное

универсальное

Логика-вопрос

Что ?

Где?

Когда?

Как?

Кто?

Почему?

А если?

А зачем?

Логика-категории

вещь, имя

пространство, граница,

форма

время, порядок

способ,

роль

свобода роли,

случайность

причина

парадокс, система

отдалённые последствия

Познание-логика-операция

узнавание,

наименование

различие,

разграничение

упорядочение,

предельный

переход

ряды

полный

классификатор

сомнение,

доказательство,

модель

противоречие

выбор модели по задаче

Социальное поведение

толпа у

 костра

свои(равные)-

чужие(равные)

выше-дальше-сильнее(каждый за себя, цель оправдывает средства)

ансамбль,

Ролевая система

импровизация, рынок

моделирование чужого сознания, как однородного своему

новаторство,

изобретательность

моделирование чужого сознания, как неоднородного своему

Предметное действие

концентрация,

захват

освоение пространства

целедостижение

координация

параллельных

процессов

риск

точный расчёт

вариантов

оригинальная идея

интуитивный подход

Умственный возраст

0-3 года

3-6 лет

6-9 лет

9-12 лет

12-15 лет

15-18 лет

18-21 год

21 +

Социальный слой

рабы,

холопы,

солдаты

крестьяне-общинники

дворяне,

офицеры

чиновники,

священники

капиталистыкупцы

учёные,

юристы

изобретатели,

философы

святые

Историческая эпоха

дикость

варварство

античная тирания

ролевое средневековье

дикий капитализм-

возрожде-

ние

правовое государство

информационное

общество

глобальное

общество

Градация форм мышления

от непосредственной инстинктивности к формальной логике и морали, а от них- к мета-теоретическому диалектическому пониманию.

Наше мышление-наша главная ценность. Мышление- это познавательная деятельность. Мозг предполагает и создает ваш опыт. Мышление- это то, какие модели реальности может построить наш мозг. А эффективность нашего мышления – это то, насколько эти модели нам позволяют прийти к результату. Если вы строите модели реальности и все время бьёте мимо цели, то вы плохой картограф. Ведь мышление- это и творческий процесс. Чем занят мозг- это понятно, но где же границы? Граница любого понятия лежит там, где проходит линия противопоставления.

Как же управлять своим мышлением? Каждая мысль ищет воплощения. В жизни всё начинается с вопросов. Ведь вопрос- это как стрелка компаса , указывающая на вашу цель. Если есть вопрос, значит есть неудовлетворённость чем-то и ,главное, желание это изменить.

Мы живём  не среди предметов, а среди ощущений, поставляемых нашими органами чувств. Мы наглухо закрыты в теле, а то , что нам кажется реальностью-просто интерпретация электрических сигналов, приходящих в мозг. Этот полый шар и есть наш мир, из которого мы не можем выйти при всем желании. Все фотографии вместе образуют картину мира, который , как мы верим , находится снаружи.

Объективную реальность вообще невозможно познать человеку ввиду как минимум трёх фильтров, за пределы которых не выйти:

  1. сенсорный фильтр- мы улавливаем крайне неограниченный диапазон света, температуры, звука и т.д.
  2. культурно-исторический фильтр- фильтр моей истории, языка.
  3. Индивидуальный фильтр – мои родители, школа, мои отношения, которые также накладывают свой отпечаток на моё восприяте.

Выделяют основные мыслительные операции: 

 Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

      Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

 Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

 Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

 Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное вначале и удовлетворительное в конце.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование: самого мышления и законов его функционирования путем логического анализа; мышления с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; мышления с помощью средств и методов кибернетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено иссле...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...