Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Проскурякова Лариса Владимировна

В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок.  Было проведено исследование по теме:"Орфографические ошибки", отобраны лучшие приёмы и методы для успешного устранения и уменьшения орфографических ошибок у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx65.83 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно – методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Секция: Начальная школа: проблемы и перспективы

Исследовательская работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 3»

                                                            Проскурякова Лариса Владимировна,

                                                                                                  высшая категория

Саратов 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                         2

I. Исследование теоретической базы по проблеме толерантности

 личности                                                                                                        4

II. Основные условия формирования толерантности                                 5

2.1. Основные характеристики воспитательного сообщества                   5

2.2. Психологические условия формирования основ толерантности

младших школьников                                                                                    5

2.3. Педагогические условия формирования основ толерантности

младших школьников                                                                                    5

III. Использование потенциала национальной культуры в формировании толерантности младших школьников                                                          6

3.1. Знакомство с национальными культурами народов Поволжья          6                                                                                                        

3.2. Знакомство с жанрами национальных культур                                    7

3.3. Знакомство с играми                                                                                8

3.4. Знакомство с малыми фольклорными формами, сказками и прикладным народным творчеством                                                              9

Заключение                                                                                                9

Список литературы                                                                                 10

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Наступило третье тысячелетие. Казалось бы, жизнь должна быть стабильнее, спокойнее, но в современном обществе происходит рост агрессивности, расширяются зоны конфликтов, демографический кризис привёл к разрушению авторитета семьи. Поэтому  именно постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной и прогрессивной тенденцией, которая имеет особую значимость в связи с консолидацией общества на основе толерантных ценностей.

Понятие «толерантность» (от латинского tolerantia - терпение) исследуется достаточно давно и имеет различные толкования. В Декларации принципов толерантности, принятой  ЮНЕСКО  в 1995 г., в статье 1.1 толерантность определяется как « уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [4] 

С первых дней жизни малыш   познаёт историю и национальную культуру своего народа, учится уважать традиции своего этноса, а общение в социальной среде и обучение с детьми других национальных культур составляет и проявляет, с одной стороны - его уникальность и  индивидуальность, а с другой стороны - поликультурную направленность его личности, её толерантность.

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ А.Г. Асмолов считает, «что учить уважать не только себя, но и тех, кто рядом, необходимо начинать с рождения ребёнка.» [1]

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» именно родители являются первыми педагогами[5]. Но далеко не в каждой семье закладываются нормы толерантного поведения, приобретаются навыки общения, формируются  представления о ценностях, жизненных целях и дети приобщаются к эталонам национальной культуры.

        Саратовское Поволжье – регион, который характеризуется исторически сложившимся многонациональным составом, подвижностью миграционных процессов, разнообразием, взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. В связи с этим особенно актуальной для нашего региона становится проблема формирования               толерантности.

        В  1 классе МОУ «СОШ №30» г. Саратова (где я работала учителем начальных классов) учились дети от 6 до 8 лет разных национальностей: русские, татары,  евреи, немцы, азербайджанцы, армяне, лезгины,  казахи. Некоторые из учащихся не посещали до школы учреждения образования, в результате такие дети не всегда способны вести доброжелательный диалог, находить приемлемый выход из конфликтной ситуации.          Необходимо научить таких детей основам толерантного общения.[Приложение 1]

Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что  авторами исследуются условия формирования культуры межнационального общения подростков среднего и старшего школьного возраста (З.Ф. Мубинова, Л.М. Иванова), имеются предпосылки решения  этой проблемы для детей дошкольного возраста (О.А. Овсянникова).  Многие исследователи изучали проблемы развития личности детей младшего школьного возраста (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Э.Эриксон, Л.Кольберг и др.), а проблема формирования межэтнической толерантности у младших школьников все еще остается малоизученной.

Эти противоречия определили проблему исследования: каковы оптимальные педагогические условия воспитания толерантности младших школьников.

Исходя из этого, была сформулирована тема исследовательской работы:  «Использование потенциала национальной культуры в воспитании толерантности младших школьников».

Цель исследования: решение проблемы формирования толерантности младших школьников средствами использования потенциала национальной культуры.

Анализ исследований по проблемам формирования толерантности позволяет сделать вывод о том, что использование элементов национальной культуры в образовательном и воспитательном процессе позволит  учителю начальных классов реализовать задачи:

 - развития у учащихся позитивных национальных чувств;

- формирования позитивного интереса к национальным культурам;

- этнокультурное просвещение учащихся;

-формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности.

I. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Начиная исследовательскую работу, мы обратились к изучению теоретического материала по проблеме толерантности личности. Теоретико–методологической основой исследования стали идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амоношвили, А.Г.Асмолов, А.Маслоу и др.), основы теории общения и взаимодействия (Г.М.Андреева, М.М.Бахтин и др.), основы теории толерантности (М.Липман, Е.Ю.Клепцова и др.). В результате были запланированы этапы проведения исследовательской работы:

1.Определить основные условия формирования толерантности       младших школьников.

2. Разработать этапы использования потенциала национальной культуры в формировании толерантности младших школьников.

II. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ 2.1.Основные характеристики воспитательного сообщества

Для формирования толерантности как качества личности ребёнка   важны основные характеристики (по Н.А.Асташову), которыми должно обладать воспитательное сообщество: «гуманность, рефлексивность, ответственность за принятие решений и их реализацию, гибкость в отношениях, вариативность, способность оценивать ситуацию и принимать решение, наблюдательность, умение понять поступок другого человека, умение соизмерять своё поведение с состоянием другого человека». [2]  

2.2. Психологические условия формирования основ толерантности

 Эффективное формирование толерантности у учащихся начальных классов осуществляется при реализации комплекса следующих психологических условий:

- Толерантное отношение преподавателя к учащимся;

- Постановка перед детьми творческих задач;

- Организация выполнения коллективных творческих работ;

- Реализация преподавателем принципа трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональное.

2.3. Педагогические условия формирования основ толерантности

         В связи с этим были определены педагогические  условия  формирования основ толерантного поведения:

  1. личностно – ориентированная модель взаимодействия;
  1. учёт всех направлений воспитательной системы образовательного учреждения и требований содержания образовательных программ;
  2. приобщения учеников к культурно – значимым ценностям, формирования моделей поведения своего народа и его ознакомления с культурами других народов;
  3. применения методов воспитания, направленных на приобщение ребёнка к собственной этнической культуре и знакомство с культурой совместно проживающих этносов (игровая, сюжетная, дидактическая, изобразительная, подвижно-игровая, конструктивная деятельность);
  4. использование сказочно – мифологической культурной среды для усвоения детьми моделей поведения своего этноса и развития системы отношений к этносреде через познание культурных ценностей;
  5. применения принципов: принцип культуросообразности, принцип природосообразности (индивидуализации), принцип  субъективности (взаимодополняемости), принцип адекватности (связь толерантности с жизнью), принцип рефлексивной позиции  (целенаправленности), принцип создания толерантной среды (правоведения).

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОТЕНЦИАЛА  НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Знакомство с  национальными культурами народов Поволжья

Л. Н. Гумилёв считает, что национальная культура  -  это произведения рук и ума представителей этноса. [3]    Значит, если мы будем планомерно знакомиться с национальными культурами разных народов, населяющих  Саратовскую землю, то сможем понять что у них общего и в чём различие, сравнить  и выявить причины, по которым представители разных народов так не похожи друг на друга.

Приобщение детей к национальным культурам и  традициям разных народов невозможно без тесного сотрудничества с музеями г.Саратова. Там можно познакомиться с костюмами разных народов, играми, традициями и национальными праздниками, с семейно – бытовыми обычаями, обрядами и ритуалами.

В результате влияния музейной деятельности на личность детской души, эмоциональные переживания,  впечатления от приобщения к быту и играм разных народов, происходит процесс приобретения знаний, связанных с приобретением определённых мировоззренческих идей, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов, расширение жизненного пространства, активизирование интереса к прошлому и настоящему своей страны, разных народов.  

3.2. Знакомство с жанрами национальных культур

Большинство элементов национальных культур одновременно являются средствами народной, практической педагогики. Во многих семьях  дети ещё до школы знакомятся с песенками, потешками, прибаутками, небылицами, скороговорками, загадками, пословицами и сказками.  Особое внимание хочется уделить музыкальному фольклору, народному театру, народным играм, прикладному и декоративному искусству и другим жанрам народного творчества.  

Все эти жанры национальных культур включаются в образовательный процесс, но использование данных средств народной практической педагогики не позволяет раскрыть весь их богатый потенциал и тем более они не воспринимаются детьми как элементы национальных культур. Некоторые авторы образовательных программ, желая приобщить детей к культуре разных народов и сформировать интерес учащихся к народному творчеству, ставят перед собой более глобальные цели: заложить «фундамент» межнациональной толерантности учащихся начальной школы.

3.3. Знакомство с играми

Особое внимание в образовании и воспитании младших школьников уделяется игре – одному из основных видов деятельности. Игра в образовательном процессе  даёт возможность закрепить и обогатить знания детей о народах разных национальностей, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас, показать красоту родного языка, рассказать о культуре и быте, природном окружении, традициях и праздниках народов, проживающих в Поволжье.

 Игра развивает ассоциативность и творческое начало личности, способствует коррекции добра и зла, потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание. Подвижные игры воспитывают у ребенка гамму чувств, мир движений и фантазий, способствуют овладению знаниями и формируют его нравственность, благодаря соблюдению установленных правил игры, дети  учатся основам межличностных отношений. Игры знакомят ребёнка с обычаями и традициями разных народов, что способствует воспитанию национальной культуры.

Подвижно-игровая деятельность - это своеобразная групповая психотерапия, где ребенок хотя бы на время может освободиться от страхов, злости, печали. В процессе игр у младших школьников формируется позитивное отношение к сверстникам, улучшается их культура общения, ускоряется адаптация к школьной среде.

3.4. Знакомство с малыми фольклорными формами, сказками и прикладным народным творчеством

Сказки, пословицы и  песенки разных народов – это «драгоценный»

пласт любой национальной культуры, благодаря которому происходит усвоение социального опыта подрастающим поколением.  В них выражена народная мудрость, они учат трудолюбию, добру, способствуют: развитию мышления, воображения, памяти; усвоению представлений о социальных

природных явлениях; реализации задач нравственного воспитания.

«Сравнивая пословицы разных народов, мы можем установить степень общности и своеобразия различных национальных культур.» [6]

В результате приобщения детей к прикладному народному творчеству происходит процесс приобретения знаний, связанных с усвоением определённых мировоззренческих идей, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов, расширение жизненного пространства, развивается чувство композиции, формируется творческое воображение, художественный вкус, активизирование интереса к прошлому и настоящему своей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно переоценить эффективность сотрудничества школы и семьи в подборе материала национальной культуры, ведь именно в семье сохраняются и передаются из поколения в поколение традиции и обычаи, наряду с этим формируются нравственные ценности.  Повышается  общий уровень толерантного сознания семьи и позитивный интерес учащихся к национальным культурам. Работая в тесном сотрудничестве с родителями, мы замечаем, что наши дети учатся взаимодействовать на основе согласия и взаимоуважения, осознают неповторимость своей личности, гордятся своими семьями и национальными традициями, и это помогает им преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Проведение национальных праздников с традиционным угощением знакомит детей с культурой разных наций, помогает понять необходимость многообразия народов России, формирует основы межнациональной толерантности.

Так, используя потенциал национальной культуры, раскрываем эстетические воззрения народа, украшаем повседневную жизнь, труд и отдых, в результате чего формируются основы человеческого достоинства - толерантного воспитания учащихся младших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа.-2001.

-  № 1-12

2.  Асташов Н.А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2003. – 77-78 с.

3. Гумилёв Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. – Л.:Гидрометиоиздат, 1990. – 528 с.

4. Декларация принципов толерантности: утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! – 2004. - № 4. –  6-11 с.

5. Закон РФ «Об образовании». – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005.

6. Синицына Е. Умные пословицы. – М.: 2000.- 161 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Важно помнить:

  1. если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  2. если ребенок живёт во вражде, он учится агрессивности;
  3. если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  4. если ребенок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  5. если ребенок растёт в терпимости, он учится принимать других;
  6. если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
  7. если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
  8. если ребенок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  9. если ребенок живёт в безопасности, он учится верить в людей;
  10. если ребёнка поддерживают. Он учится ценить себя;
  11. если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

           В сотрудничестве (родители – дети – воспитатели - педагоги) должны преобладать благородство, взаимоуважение, доброжелательность и гуманизм.        

                    Так будем же союзниками в доброте и красоте, которые спасут Мир и наших детей, помогут воплотить в жизнь одну из важнейших социальных задач образования – воспитание толерантности.

Изучение неоднородной образовательной среды класса

        К сожалению, проблемы взрослого общества часто стали находить своё отражение в детских коллективах. Из 25 учащихся: 11 первоклассников не посещали до школы детский сад и учреждения дополнительного образования, 4 ученика плохо говорили по-русски, многие вели себя очень агрессивно, проявляли нетерпимость, часто ссорились, дрались и даже оскорбляли друг друга по национальным признакам.

В ходе проведения наблюдений, проводилась оценка деятельности  детей на уроках, в игре, на занятиях и во внеурочное время. Данные корректировались и фиксировались:

15 человек  - 60% -  уважительно относятся к одноклассникам,

9 человек – 36% - часто нарушают правила, ход игры,

4 человека – 16 % - не могут выслушать правила и следовать им

На родительском собрании было проведено анкетирование. В результате обработки анкет были сделаны  следующие выводы:

диагностика уровня толерантности родителей ниже среднего,

многие родители указали, что не знают, как приобщить ребёнка к культуре и традициям разных народов, почти все родители согласны, что данные знания помогут детям в формировании сплочённого коллектива, научат их терпимости, уважению и основам толерантности.

Образовательная система должна пропагандировать опыт воспитания толерантности в семье. В начале года я на собрании предлагаю родителям самим оценить степень своей толерантности по основным чертам, не оглашая результаты.

Основные черты толерантности:

1. Расположение к другим               8. Умение владеть собой

2. Снисходительность                     9.  Доброжелательность

3. Терпение                                      10. Умение не осуждать других

4. Чувство юмора                            11. Гуманизм

5. Чуткость                                      12. Умение слушать

6. Доверие                                        13. Любознательность

7. Терпимость к различиям            14. Альтруизм

                                                          15.  Способность к сопереживанию

1.Одно из занятий можно начать со стихотворения

О. Высотской «Давайте играть!».

Ребята подрастают на Севере, на Юге.

Поют они, играют и помнят друг о друге.

Украинцы и русские, давайте играть!

В Эстонии и Грузии, давайте играть!

Ребята на Кубани, на Днепре голубом,

Играйте вместе с нами, а мы вам споём!

2. Этические беседы: «Поговорим о вежливости».

Во время знакомства дети здороваются друг с другом на своем родном языке, учатся быть вежливыми. Тема «Вежливость» помогает раскрыть значение таких слов: «спасибо», «пожалуйста», «извините», «будьте добры» и др. Вежливость – это, прежде всего, осознанное и воспитанное самоуважение, а через это качество – уважение к другим людям. Формы выражения вежливости могут быть разными, но цель одна – проявить терпимость.

          Ах, как нам добрые слова нужны,

       Не раз мы в этом убеждались с вами,

       А может, не слова – дела важны?

       Дела – делами, а слова – словами.

        Они живут у каждого из нас,

       На дне души до времени хранимы,

       Чтоб их произнести в тот самый час,

       Когда они другим необходимы.     (М. Лисянский)

Игры «Затеи наших друзей».

Мыршим. Казахская игра.

Участники игры стоят по разным сторонам комнаты и просят водящего удалиться. В это время один из игроков причет во рту кусочек сыра (или конфетку). Когда водящий возвращается, то все произносят: «Мыршим, мыршим…» Водящий старается угадать, у кого во рту сыр. Для этого он ходит по кругу и прислушивается к каждому. Если он угадает, то меняется местом с игроком.

Аксак-таук (хромая курица). Туркменская игра.

Все играющие объединяются по 3 человека и встают вдоль черты. Стоящие по краям в каждой тройке берутся за руки, а третий закидывает свою левую ногу им на руки, а свои руки кладет им на плечи. По сигналу все тройки (на пяти ногах) начинают передвигаться к финишу (20-30 м). Побеждает та тройка, которая придет к финишу первой.

          Колечко. Русская игра.

Участники встают в ряд, а водящий делает вид, что в ладошки каждого незаметно кладет колечко. Но колечко остается только у одного игрока. Затем водящий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко должен успеть выбежать, а другие его задерживают.

4. Конкурс «Знатоки пословиц».

Ребята угадывают пословицы, раскрывая их смысл. Для создания банка пословиц заранее привлекаем семьи детей.

Сердце матери лучше солнца греет. ( Марийская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Человек в беде спешит к родителям, а птица к гнезду.  (Калмыцкая)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Обидишь отца и мать – счастья не найдёшь. (Белорусская)

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Русская)

Друзья познаются в беде. (Русская)

С кем поведешься, от того и наберешься. (Русская)

Век живи – век учись. (Русская)

          Больше знай, меньше болтай. (Татарская)

          Дерево дорого плодами, а человек – делами. (Татарская)

          Нерадивый дважды делает. (Татарская)

Хороший поспевает к делу, а дурной – к еде. (Казахская)

Говори меньше, а думай больше. (Казахская)

Лучше одна своя овца, чем стадо чужих. (Казахская)

В озере и капля нужна. (Казахская)

5. Конкурс «Угадай загадки».

Русские загадки

Два кольца, два конца, а по середине – гвоздик. (Ножницы)

Сам – худ, голова – с пуд. (Молоток).

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Татарские загадки

На крыше дома медведь пляшет. (Дым из трубы)

Зубов много, а не кусаются. (Грабли)

Огонь горит, а дыма нет. (Светлячок)

Казахские загадки

Шапка зернышек полна, утром глянул – нет зерна. (Звезды)

Поле белое, овцы черные. (Бумага, буквы)

Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади)

6.Знакомство с фольклором.

Чтение народных сказок и прослушивание песен дает детям представление о добре и зле, учит их быть чуткими, отзывчивыми, сострадать слабым. Происходит обогащение ребенка нравственными понятиями и представлениями. Через книгу и сказки мы знакомим ребёнка с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями и неудачами.

7.Беседы «Традиции моего народа», «Моя семья».

Рассказ о национальных праздниках, традициях, обычаях и костюмах положит начало формирования в детях этнотолерантности, поможет им преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

Проведение национальных праздников в костюмах с традиционным угощением познакомит детей с культурой разных наций, поможет понять необходимость многообразия народов России.

8. Экскурсия в парк.

Учим ребят наблюдать, анализировать, предлагая найти два одинаковых листочка. Дети не находят одинаковых листьев и мы подводим их к выводу: «Если природа даже на одном дереве не создала одинаковых листочков, то могут ли люди быть одинаковыми во всем?». Так ребенок осознает свою индивидуальность. У него формируется представление о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Развиваются представления об окружающем мире, о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

9. Знакомство ребят с понятиями: «милосердие»,

                                                                   «добросердечность»

                                                                                       и «жестокость».

Фрагмент занятия

Можно предложить ребятам серию картинок, где изображены: мальчик с рогаткой, поломанные ветки деревьев, доктор Айболит, весёлые зверята и раненый воробушек. Дети слушают стихотворение Е.Евтушенко.

Захворал воробушек,

Воробушек – хворобушек.

Ранен он гадкой,

Знать бы чьей, рогаткой.

Чистит пёрышки свои,-

Выпал камешек в крови.

Ребятам жалко воробушка. Они сопереживают и сострадают вместе с ним, предлагают ему помочь. Воробушек «отправляется» к доктору Айболиту. (Здесь можно провести беседу о том, что голодных птичек зимой нужно подкармливать.) Картинки переместились и на доске образовались две группы.

           В ходе обобщающей беседы мы говорим о том, что надо быть добрым, ласковым, милосердным, жалеть слабых, помогать им и прикрепляем к доктору Айболиту красное сердечко. А мальчик с рогаткой – злой и жестокий, ему мы прикрепляем синее сердечко. Но так как милосердие – готовность помочь кому – либо из сострадания, человеколюбия, простить кого – либо, то мы должны помочь хулигану стать хорошим. Ребята говорят, что надо научить его быть добрым, убирают с картинки рогатку и прикрепляют мальчику красное сердечко, а вместо сломанного деревца появляется картинка с забинтованными веточками.

          Немало встречается злого                 Чтоб справиться другу с тоскою,

          В любой человеческой судьбе,         Невзгоды осилить в пути

          А скажут лишь доброе слово -          Нет доброго слова дороже,

          И легче на сердце тебе.                      Заветного слова того,

          Но доброе слово такое                       Но редко, друзья мои, все же

          Не каждый умеет найти,                    Мы вслух произносим его.

                                                                                              (М. Шехтер)

           Подготавливая этические беседы, помните слова Ж.Ж.Руссо: «Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».  (Журнал «Классный руководитель» 2004г., №6, с.117.)    

                 

           На родительских собраниях  мы говорим о том, что современным детям свойственно проявление агрессивности, которую они получили в результате просмотра фильмов и игр на компьютере, где часто демонстрируется образец жестокого тяжёлого поведения. В связи с этим  часто возникают конфликтные ситуации в семье или  со сверстниками. Конфликт – следствие неудовлетворенной потребности: столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. При неконструктивном решении конфликта – выигрывает 1 из сторон, при конструктивном решении – обе стороны. Можно познакомить  родителей со

способами  выхода из конфликта:

  1. успокоиться,
  2. сесть за стол переговоров,
  3. прояснить ситуацию,
  4. сбор предложений,
  5. совместное обсуждение предложений и выбор наиболее приемлемого,
  6. детализация решения,
  7. выполнение решения, проверка.

Существуют разные стили общения родителей и детей. Если требовать от ребенка выполнения поручения, используя разные стили общения, то можно дождаться таких ответных реакций:

  1. «Авторитарный» стиль.

Родители: угрозы, упрёки, приказы. Ребёнок: плач, швыряние вещей, самотравмирование и т.д.

  1. «О»(нулевой) стиль.

Родители: безразличие, уход от ответственности. Ребёнок чувствует себя брошенным, ненужным.

  1. «Подкуп».

Подарки, как средство подкупа, способствуют тому, что ребёнок думает так: «надо просить больше, чтобы не прогадать». Родители получают личное спокойствие до поры до времени.

  1. «Компромис».

Договор о взаимных обещаниях, в котором предусмотрена равная доля участия в общем деле. На кокой-то период устраивает обе стороны.

  1. «Я- подход» «Я – сообщение»

Родители сообщают о своих чувствах по поводу происходящего от 1-го лица.

«Я не люблю, когда…» «Мне трудно понять…» «Меня очень утомляет….»

Ответная реакция ребёнка – чувство стыда, он ближе узнает вас, появляется искренность, доверие. Выражая открыто своё чувство взрослый оставляет за  ребёнком возможность самому принять решение. (Он не будет больше допускать подобного).

         Не существует хороших и плохих выводов из конфликта, следует применять адекватные способы их решения. Например:

  1. Дети дерутся – взрослые используют «авторитарный» стиль прекращения конфликта (приказ, запрет).
  2. В троллейбусе пьяный пристаёт к пассажирам – используем «О»стиль общения (равнодушие).

Если возникает конфликт «родители – дети», то для их предупреждения необходимо освоить технику «активного слушания»+ «Я – сообщения».

         Дети не против правил, а против их «внедрения». Правила, ограничения и запреты должны иметь место, НО:

  1. правил не должно быть слишком много;
  2. они не вступают в противоречия с интересами ребёнка;
  3. правила согласованы взрослыми между собой;
  4. тон беседы – дружелюбный, разъяснительный.

«Активное слушание» - значит возвращать в беседе ребёнку то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Если ребёнок расстроен, то не задавать ему вопросы. Например:

Сын: «не буду играть с Петькой».

Мама (неправильно): «Что случилось? Он тебя обидел?»

Мама (правильно): « Ты на него обиделся!»

   Далее пауза. Ребёнок обдумывает ваши слова и начинает делиться своими проблемами. Постепенно техника исчезает и превращается в искусство общения. Помогая родителям его освоить, важно помнить о таких истинах:

  1. В конфликте уступает тот, кто умнее (костёр погаснет без дров, а конфликт без реплик).
  2. Нельзя обижать (использовать оскорбления) в споре.
  3. Дайте ребёнку свободу.
  4. Идите на компромисс (никогда ещё не удавалось что- то решить и доказать при помощи скандала).
  5. Будьте тверды и последовательны (нельзя демонстрировать ребёнку свою истеричность, несдержанность и непоследовательность).

В общении с детьми существует 12 автоматических реакций, которые взрослым пора преодолеть:

  1. приказы, команды
  2. предупреждения, предостережения
  3. мораль, нравоучения, проповеди
  4. советы, готовое решение
  5. доказательства, логические выводы, нотации. Лекции
  6. критика, обвинения
  7. обзывания, высмеивание
  8. похвала
  9. догадки, интерпретация,
  10. выспрашивания, расследования
  11. уговоры
  12. отшучивание, уход от разговора

Помочь родителям освоить искусство общения, значит заложить основу воспитания личности. Если ребенок научится общению в семье, будет уважать себя, своих близких, права человека, то он научится уважать и других людей.  Формирование толерантности детей– основа формирования человеческого достоинства.

Важно помнить:

  1. если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  2. если ребенок живёт во вражде, он учится агрессивности;
  3. если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  4. если ребенок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  5. если ребенок растёт в терпимости, он учится принимать других;
  6. если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
  7. если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
  8. если ребенок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  9. если ребенок живёт в безопасности, он учится верить в людей;
  10. если ребёнка поддерживают. Он учится ценить себя;
  11. если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

           В сотрудничестве (родители – дети – воспитатели - педагоги) должны преобладать благородство, взаимоуважение, доброжелательность и гуманизм.        

                    Так будем же союзниками в доброте и красоте, которые спасут Мир и наших детей, помогут воплотить в жизнь одну из важнейших социальных задач образования – воспитание толерантности.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Толерантность» в отличие от «перемирия» нельзя объявить …

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

 

 

 

 

 

 

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

 

 

 

 

 

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

 

 

 

 

 

 

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

 

 

 

 

 

 

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

 

 

 

 

 

 

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

 

 

 

 

 

 

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

 

 

 

 

 

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

 

 

 

 

 

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

 

 

 

 

 

 

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

 

 

 

 

 

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

 

19.

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

 

 

 

 

 

 

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

 

 

 

 

 

 

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

В заключении хотелось бы напомнить: толерантность как культура мира - понятие многогранное. Только человек, уверенный в себе и в своей стране, интеллектуально развитый, творческий, богатый духовно и здоровый физически сможет нести эту культуру в мир. И наша задача - воспитать такого человека, не дать обществу погибнуть под гнетом агрессии и терроризма.

«Толерантность» в отличие от «перемирия» нельзя объявить …

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

 

 

 

 

 

 

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

 

 

 

 

 

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

 

 

 

 

 

 

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

 

 

 

 

 

 

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

 

 

 

 

 

 

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

 

 

 

 

 

 

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

 

 

 

 

 

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

 

 

 

 

 

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

 

 

 

 

 

 

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

 

 

 

 

 

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

 

19.

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

 

 

 

 

 

 

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

 

 

 

 

 

 

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Последнее обновление ( 20.10.2008 )

 

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей,

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк

Для желтокожих

Обеих Америк.

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых -

Тех, что живут

В городах и сёлах…

Весь этот шумный,

Здоровый народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Встретится с Югом.

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

Упражнения по предупреждению орфографических ошибок у учащихся младших классов

Упражнения по предупреждению орфографических ошибок у учащихся младших классов ...

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Предупреждение орфографических ошибок у учащихся начальной школы.

В статье раскрываются научные основы обучения орфографии, рассматриваются методы и приемы по предупреждению орфографических ошибок....

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...