Особенности речевого развития современных детей с точки зрения учителя-логопеда
консультация

Маркина Ольга Владимировна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_sovremennyh_detey.docx469.4 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Итак,…

1 слайд.«Особенности речевого развития современных детей»

2 слайд. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

Некомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

3 слайд.Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.  Правильное формирование речи и других высших психических функций  зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.

4 слайд.Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития, мы отмечаем сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать многие специалисты: логопед, психолог, дефектолог, невролог  И Д.Р., детский психиатр, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физической культуре, массажист и др., а в дальнейшем и учитель. Без такого взаимодействия на современном этапе трудно решать задачи качественного обучения детей с проблемами речи, создавать условия для полноценного развития и успешной адаптации ребенка в обществе.

5 слайд.Психофизиологические основы формирования письма Психофизиологическая основа процесса письма представлена совместной работой разных анализаторов, таких как речеслуховой (акустический), речедвигательный, речезрительный (оптический), двигательный. Между этими анализаторными системами имеется сложное условно-рефлекторное взаимодействие.

При осуществлении письменной деятельности непременно участвуют высшие психические функции: логическая память, смысловое восприятие, произвольное внимание, отвлеченное мышление и др.

6 слайд.Формирование навыка письма при обучении школьников является длительным и сложным процессом, сложным и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, которые лежат в его основе. Письменная речь заключает в себе механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и контроль, оптико-моторную координацию и контроль движений, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способности дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и пр.).

7 слайд.Формирование предпосылок письма, функционального базиса письменной речи в среднем завершается к шести-семи годам.

В последнее время растет число младших школьников, которые имеют различные трудности при обучении. Проблемы нарушения письма и чтения являются одними из самых актуальных в школьном обучении для младших школьников, так как письмо и чтение из цели превращаются в средство будущего получения знаний детьми.[1]

8 слайд.Нарушение письма (Дисграфия) представляет собой наиболее распространенную форму патологии речи учащихся младших классов. На современном этапе особенное внимание уделяется вопросам симптомов, механизмам дисграфии, структуре этого речевого расстройства, осуществляется разработка как общих методологических подходов, так и направлений, содержания и дифференцированных методов коррекции различных видов дисграфии. Тем не менее и сегодня достаточно сложно говорить об успехе коррекционной работы, связанной с проблемами дисграфии. В рамках общеобразовательной системы обучения у некоторых детей младшего школьного возраста письмо имеет специфические особенности, которые отличают их процесс письма от письма учащихся, которые этих особенностей не имеют.

9 слайд. Понятие дисграфии: общая характеристика

В настоящее время в науке наиболее приемлемыми и объективными являются следующие разновидности дисграфий: артикуляторно - акустическая, на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем), на фоне нарушений языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфия.

  1. Слайд   1.Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Младший школьник, имея нарушенное звукопроизношения, опирается на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит. Дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии отмечается преимущественно у младших школьников с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.

11 слайд

12 слайд  2. Акустическая форма дисграфии.

Младший школьник заменяет буквы, соответствующие, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, которые обозначают звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).  Также неправильно обозначают мягкость согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.    

13 слайд

14 слайд   3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 

Младшие школьники с данной формы дисграфии допускают такие ошибки как: 1. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, персеверации, добавления, контаминации букв, слогов (например, сетена - вместо стена, станы - вместо страны, кулбок - вместо клубок).

2. Искажения в структуре предложений: раздельное (слитное) написание слова, контаминации слов (например, истеплых стран летя скворцы - вместо из теплых стран летят скворцы).

  • пропускают буквы и слоги;                                 ЭТО НА СЛАЙД!
  • переставляют буквы и (или) слоги;
  • не дописывают слова;
  • пишут лишние буквы в слове;
  • повторяют буквы и (или) слоги;
  • используют в одном слове слоги разных слов;

слитно пишут предлоги, раздельно пишут приставки («настоле», «на ступила»)

15 слайд

16 слайд Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характерна для младших школьников с общим недоразвитием речи, ЗПР, алалией, умственной отсталостью и часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией.

 

17 слайд  4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи, детям свойственно непонимание основ грамматики. Младшие школьники пишут не по правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день» «черный кошка», «Таня убежал»). Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Наблюдается большое количество разнообразных ошибок, которые обусловлены недоразвитием как лексико-грамматической стороны речи, так и фонетической.

Аграмматическая дисграфия, как правило, выявляется в 3 классе, когда учащийся, уже усвоивший грамоту, приступает к усвоению грамматических правил. 

18 слайд

19 слайд   5. Оптическая дисграфия.

Для данного вида дисграфии характерно недостаточное развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Выделим ошибки, которые наиболее часто встречаются на письме у младших школьников при оптической дисграфии:

  • не дописывают элементы букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавляют лишние элементы;
  • пропускают элементы, особенно при соединении букв, которые включают одинаковый элемент;

пишут буквы зеркально. 20 слайд

  • 21 слайд  Таким образом, детям, страдающим дисграфией, нужна специальная логопедическая помощь, так как специфические ошибки письма нельзя преодолеть обычными школьными методами. Необходимо учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Заключение

Итак, мы уточним, для чего собственно необходимы   подобные знания школьным учителям.

Поскольку Дисграфия обусловлена недоразвитием высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме, то симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма. Это так называемые специфические ошибки. И это необходимо помнить! А именно учитель исправляет эти ошибки и оценивает работу школьника. И именно учителю важно уметь увидеть, определить, разграничить и дифференцировать такие ошибки. Вовремя среагировать, поставить в известность родителей, коллег, направить ребенка к специалистам (если таковые имеются), учитывать при оценке работ и не винить себя за неуспехи такого ученика.

22 слайд  Желаем всем успехов в работе и спасибо за внимание!

23 слайд титул



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения

В материале освещены основные вопросы особенностей развития речи детей с нарушениями зрения....

Современный урок с точки зрения требований ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Современный урок с точки зрения требований ФГОѻ данном выступлении отражены требования к современному ...

Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".

Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....

Особенности речевого развития детей с РДА

В нашей стране, к сожалению, специальных методик работы для детей с РДА разработано недостаточно. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка....

Презентация .Особенности речевого развития современных детей с точки зрения учителя-логопеда

ull;Нездоровая тенденция к децелерации, т.е. замедленный темп физического и интеллектуального развития Некомпенсированные речевые нарушения, недостаточно сформированные в дошкольном возрас...

"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...