Современный урок с точки зрения требований ФГОС
методическая разработка по теме

Вакулко Татьяна Владимировна

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Современный урок с точки зрения требований ФГОС»

В данном выступлении отражены требования к современному уроку, рассмотрены диагностические основы построения урока по ФГОС, что должно наблюдаться на каждом этапе урока, каким должен быть анализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uroks_t._zr._fgos.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме:

«Современный урок с точки зрения

требований ФГОС»

                                                                   

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Вакулко Татьяна Владимировна

Сафоново

декабрь 2013

Урок – основная единица учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от качества подготовки к нему учителя. 

Обновление урока в условиях реализации ФГОС

  1. Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
  2. Комплексный подход к планированию результатов урока.
  3. Обновление форм организации учебных занятий.
  4. Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
  5. Выбор деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового метода обучения в качестве ведущего.
  6. Систематическое использование  информационных технологий.

Требования к уроку

  1. Чёткость целеполагания и мотивация обучающихся к учебной деятельности.
  2. Соответствие типа, формы и содержания урока поставленным целям.
  3. Оптимальность  структуры урока.
  4. Разнообразие форм  учебной деятельности.
  5. Адекватность выбранных форм, методов и приёмов.
  6. Особенность дидактического оснащения урока.
  7. Направленность заданий на развитие УУД.
  8. Разнообразие форм  контроля результатов обучения.
  9. Оценка результата совместной деятельности учителя и учеников.
  10. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта  на уроке.  

Требования к технике проведения урока

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность.
  2. Темп и ритм должен быть оптимальным,  действия завершенными.
  3. Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.
  4. Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения.
  5. Соблюдение единого орфографического режима.
  6. Обеспечение активного учения каждого школьника.

Особенности организации урока в условиях реализации ФГОС

  1. Изменение на уроке пизиции учителя.
  2. Индивидуализация учебного процесса.
  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
  5. Организация различных видов самостоятельной работы обучающихся.
  6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов различных областей знаний с целью повышения научного уровня урока.
  7. Использование интерактивных технологий.

Общая цель урока (триединая цель урока)  конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.  

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД  через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных(речи, понятийного аппарата), регулятивных (воли) УУД.

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.  Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:  цели деятельности учителя,  цели деятельности учащихся.

Цель урока по ФГОС – организовать деятельность по формированию учащимися цели урока, определению содержания и способов деятельности по её достижению, оценке результатов деятельности.

Диагностические основы построения урока

Традиционный урок

Изменения, внесенные ФГОС

I.Элемент урока - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Цель: создать рабочую обстановку на уроке.

Методы и приёмы:

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку, оборудование;
  • выявление отсутствующих.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу;

Методы и приёмы:

  • осуществить эмоциональный настрой на работу;
  • настроить детей на веру в свои силы, знания и умения;
  • добрые пожелания детям, успехов на уроке.

II.Элемент урока - СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Цель: сообщить тему и цель урока. 

Методы и приёмы:

  • записать на доске;
  • озвучить с учителем.

Цели: (эти 3 цели формируют регулятивные УУД)

1.Определить тему и цель урока с учащимися;

2.Нацелить каждого ученика на решение УЗ (учебной задачи) урока;

3.Составить план урока совместно с детьми;

Методы и приёмы:

  • Создание проблемной ситуации (Что? Зачем? Как?);
  • Формулировка проблемы;
  • Выдвижение предположений о том, какими могут быть тема, цель и результат урока;
  • Выстраивание плана урока.

III.Элемент урока - АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Цель: повторить ранее изученный материал.

Цели: (формируются личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

  • повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке и вовлекая детей в конкретную деятельность по решению УЗ;
  • создать ситуацию успеха;
  • выполнять практическую работу, включая сравнение, обобщение, выводы;  
  • высказывание и обоснование детьми собственной точки зрения.

IV.Элемент урока - ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: формирование новых знаний и умений;

Методы и приёмы:

  • объяснение нового материала учителем;
  • изучение нового материала самостоятельно.

Цель: формирование новых способов решения УЗ.

Методы и приёмы:

  • создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы, используя разные варианты;
  • организация обмена мнением при решении УЗ с использованием дискуссий, формирование познания и диалогических основ общения: «ученик - ученик», «ученик - учитель»;
  • открытие новых знаний путём поиска решений поставленных УЗ через фронтальную, групповую, парную и комбинированную формы работы;
  • использование видно и аудио материалов, интернет- ресурсов, содержащих информацию о новом материале.

V. Элемент урока - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Цель: закрепление нового материала.

 Методы и приёмы:

  • опрос - закрепление;
  • самостоятельная работа;

Цель: подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности вариантов решения поставленной УЗ.

Методы и приёмы:

Формированиее коммуникативных УУД:

  • выполнение практических работ индивидуально, в группе или в паре;
  • организация диалога: «ученик -ученик», «ученик-учитель».

Формирование регулятивных УУД:

  • сопоставление вариантов решения УЗ с выдвинутой гипотезой;
  • корректировка своих знаний.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД:

  • высказывание и обоснование собственной  точки зрения с приведением примеров.

VI. Элемент урока - ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Цель: оценка работы каждого учащегося на уроке.

Методы и приёмы:

  • выставление отметки за работу
    на уроке;
  • сообщение и обоснование
    результатов работы учащихся на уроке;

Цель:

  • самооценка учеником своих учебных достижений.
  • самостоятельное оценивание детьми степени владения учебного материала.

(памятка для самооценки своих знаний)

VII.Элемент - ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итога урока

Методы и приемы:

  • Опрос-беседа;
  • Окончание урока.

Цель: сообщение результата решения УЗ урока .

Методы и приёмы:

  • повторение плана и цели задачи;
  • сопоставление цели урока с результатом решения УЗ урока;
  • обоснование своей точки зрения;
  • рефлексия (осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)


ПРОГРАММА   НАБЛЮДЕНИЯ    УРОКА

Цель наблюдения - соответствие урока дидактическим требованиям в контексте ФГОС.

№ п/ п

ЭТАПЫ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

АСПЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЯ

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Урок математики или русского языа ( смотря на какой пошли)

1

Организационный компонент

1.1.Как осуществляется организационный момент урока.

1.Организационный момент пропущен.

2.Осуществляется проверка готовности к уроку.

3.Осуществляется эмоциональный настрой на работу.

4.Осуществляется настрой детей на веру в себя, в свои знания и умения.

2

Тематический компонент

2.1. Как

осуществляется работа по сообщению темы урока.

1.Тема урока не сообщается.

2.Тема урока осуществляется самостоятельно.

3.Тема урока даётся в готовом виде.

4.Тема урока определена под
руководством учащихся.

3

Целевой компонент

3.1. Как организуется работа по постановке цели урока.

1.Цель урока не поставлена.

2.Цель урока предлагается детям в готовом виде учителем.

3. Цель урока определяется обучающимися исходя из целей урока и наводящих вопросов учителя.

4.Цель урока определяется самостоятельно при разрешении проблемной ситуации.

4

Содержательный компонент

4.1.Каким образом
осуществляется
актуализация
опорных знаний.

4.2.Каким образом
осуществляется
работа по
формированию
новых знаний,
умений.

1.Пройденный материал повторялся в процессе фронтального опроса; 2.Пройденный материал повторялся в процессе индивидуального опроса;

3. Пройденный материал повторялся в процессе практической работы включающей сравнение, обобщение, умозаключение.

4.При повторении пройденного материала учитель использует различные формы работы: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную.

1.Новый материал объясняется учителем.

2.Новый материал изучается детьми

самостоятельно путём работы по учебнику.

3.Новый материал осуществляется через создание проблемной ситуации и поиск путей её разрешения с использованием разных вариантов.

4. Осуществляется открытие новых знаний путём поиска решения поставленной УЗ.

5

Оценочный компонент

4.3.Каким образом осуществляется закрепление изученного материала.

5.1.Каким образом осуществляется оценка работы учащихся на уроке.

1.Изученный материал закрепляется в процессе фронтального опроса.

2.Изученный материал закрепляется
в процессе практической работы через выполнение серии устных и письменных заданий;

3.Изученный материал закрепляется с использованием различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой.

4.Изученный материал закрепляется в процессе сопоставления вариантов УЗ с выдвинутой гипотезой.

5.Изученный материал закрепляется путём использования корректировки своих знаний.

1.Оценка деятельности обучающихся не осуществляется.

2.При оценке деятельности обучающегося выставляются отметки за работу на уроке.

З.При оценке деятельности сообщаются и обосновываются результаты работы на уроке.

4.Осуществляется самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом (разово или  систематически)

6

Итоговый компонент

6.1. Каким образом осуществляется итог урока.

1.Итог урока проведен не был.

2. Был организован только фронтальный опрос по теме урока.

З.При подведении итога урока сообщили результат решения цели урока;

4.Повторили план и цели урока;

5.Итог урока произведён детьми на
основе сопоставления цели урока с
результатом его решения.

7

Аналитический компонент

7.1. Соответствует ли структура и содержание урока заявленным типу, форме проведения, теме и целям урока.

7.2.Какой характер отношений участников образовательного процесса.

7.3 Какие организационные формы преобладают на уроке.

1.Не соответствуют.

2.Частично соответствует.
3.Полностью соответствует.

1.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «учитель - ученик». 2.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик».

3.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик», «учитель - ученик».

1.Преобладает фронтальная форма работы.

2.Преобладает индивидуальная форма работы.

3.Преобладает парная  форма работы. 

7.4 Осуществляется ли на уроке формирование УУД.

4.Педагог на уроке использует различные формы работы с обучающимися: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные.

1.Работа по формированию УУД не осуществляется.

2.Работа по формированию УУД осуществляется.


Карта оценки (самооценки) урока

Критерии оценки урока

Макс балл

А. Цель урока перед обучающимися ставит учитель.

Б. Обучающиеся формулируют цель урока самостоятельно.

А - 1 балл,

Б - 2 балла

А. Цель урока личностно значима для ребенка и мотивирует его работу.

Б. Цель урока личностно значима для ребенка и носит социально-направленный

характер

А -1 балл,

Б - 2 балла

Цель урока является метапредметной

1 балл

Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с планом урока

1 балл

Обучающиеся имеют возможность внести в план урока изменения

2 балла

Этапы урока продуманы и логически выстроены

1 балл

Этапы урока имеют - по окончании их проведения - определенный результат

2 балла

Продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активизации их знаний

1 балл

Применение наглядных материалов, учитывающих специфику восприятия детей

1 балл

Использование учителем информационно-коммуникативных средств обучения

1 балл

Использование детьми ИКТ

2 балла

Использование детьми помимо учебника и тетрадей других источников информации

1 балл

Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной работы обучающихся

1 балл

Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной и/или парной работы обучающихся

1 балл

Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной, парной и/или групповой работы обучающихся

2 балла

Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной, парной и/или групповой коллективной работы обучающихся

3 балла

Использованы разные формы организации деятельности обучающихся (кроме фронтальной)

2 балла

Обучающимся предоставлена возможность выбора заданий

1 балл

Обучающимся предоставлена возможность выбора заданий и/или способов действий

2 балла

Задания носят частично-поисковый характер

1 балл

Задания носят исследовательский характер

2 балла

Задания носят творческий характер

3 балла

На уроке используется монологическая форма обучения

0

На уроке используется диалогическая форма обучения

1 балл

На уроке используется полилогическая форма обучения

2 бала

Обучающимся представлена возможность использовать собственный опыт

1 балл

Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля

1 балл

Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля по образцу

2 балла

Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля по заранее обговоренным критериям

3 балла

Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля и/или самоанализа

1 балл

Домашнее задание носит творческий характер

1 балл

Домашнее задание дается на выбор обучающегося

1 балл

Домашнее задание дается с учетом индивидуальных особенностей обучающегося

2 балла

Предусмотрено использование учащимися технологических карт, опорных схем, алгоритмов, инструкций

1 балл

     Список использованной литературы

  1. Болотова С.А. Элементы урока, основанные на дидактике. Дидактические требования к современному уроку. Выступление на комплексных курсах повышения квалификации учителей «Профессиональная компетентность начальных классов в условиях реализации требований ФГОС», 2013 г.
  2. Душинина, Т. В.   Методический анализ урока с точки зрения требований ФГОС для начальной школы / Т. В. Душинина   // Завуч начальной школы. - 2013. - № 3. - С. 36-43.
  3. Сабельникова, СИ. Организация конкурса профессионального мастерства педагогов "Сделай свой урок интересным" / СИ. Сабельникова // Управление начальной школой. - №9, 2011 - С.12-18
  4. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
  5. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО

В работе представлен текстовый документ и презентация освещающие УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО. Материал был представлен на выстеплении в рамках МО учителей начальных классов....

Методический анализ урока с точки требований ФГОС для начальной школы

Методический анализ урока поможет учителям при разборе открытых  уроков ....

Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".

Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...