Главные вкладки

    Материал на тему:
    Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

    Слепова Ольга Ивановна

    С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

    Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_metapredmetnyy_urok.doc161 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»

    г.Нижневартовск

    Тема: Современный урок в условиях внедрения ФГОС.

    Использование метапредметных технологий на современном уроке.

    Слепова Ольга Ивановна

    учитель начальных классов

    Оглавление

    Актуальность        

    1.1.Требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС.        

    1.2.Отличия уроков традиционной системы и современного урока по ФГОС        

    2.1.Требования к современному уроку с использованием метапредметных технологий:        

    1.2.Современные педагогические технологии.  Метапредметные технологии.        

    2.Диагностические задания отслеживания УУД        

    3.Признаки метапредметного урока        

    Тема: Современный урок в условиях внедрения ФГОС.

     Использование метапредметных технологий на современном уроке.

    Актуальность

    Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

    Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

    Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

     •        анализировать свои действия;

     •       самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

     •        отличаться мобильностью;

     •        быть способными к сотрудничеству;

     •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  

    Современный урок  в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

    • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
    • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
    • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
    • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
    • взаимопроверка, взаимоконтроль;
    • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

    1.1.Требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС.

    Какие же  требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС:

     •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

     •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, должны быть четко сформулированы тема, цель, задачи урока;

     •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

     • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

     •    вывод делают сами учащиеся;

     •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

     •    времясбережение и здоровьесбережение;

     •    в центре внимания урока — дети;

     •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

     •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

     •    планирование обратной связи;

     •     урок должен быть добрым.

    Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

    Современный урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

    1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

    2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

    3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло».

    4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме,  во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

    5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.

    6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

    1.2.Отличия уроков традиционной системы и современного урока по ФГОС

    Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

    Предмет изменений 

    Традиционная деятельность учителя 

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    • по поиску и обработке информации;
    • обобщению способов действия;
    • постановке учебной задачи и т. д.

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Образовательная среда

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

    Результаты обучения

    Предметные результаты

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Нет портфолио обучающегося

    Создание портфолио

    Основная оценка – оценка учителя

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

    1. Урок- ключевая форма организации образовательного процесса.

    Современный урок- урок компетентностно ориентирован, урок деятельностный.

    На раздаточном материале вам предложена структура учебного занятия на компетентностной( деятельностной ) основе.

     Структура учебного занятия:

    • Самоопределение к деятельности
    • Актуализация знаний
    • Постановка учебной задачи, проблемной ситуации
    • Построение проекта выхода из проблемной ситуации
    • Первичное закрепление учебного материала
    • Самостоятельная работа
    • Включение новых знаний в систему и повторение
    • Рефлексия деятельности

    2.1.Требования к современному уроку с использованием метапредметных технологий:

    • Целеполагание
    • Мотивация
    • Практическая значимость заданий и способов деятельности
    • Отбор содержания с учетом программных требований с одной стороны ,  возрастных  и индивидуальных особенностей и потребностей личностного развития с другой стороны
    • Интегративность знаний (межпредметность), отработка  метапредметных универсальных способов образовательной деятельности
    • Построение каждого этапа урока по схеме (алгоритму):
    • постановка задания – деятельность по его выполнению – подведение итога – контроль – рефлексия и оценка
    • Разнообразие эффективных приемов и форм организации образовательной деятельности  учащихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
    • Соблюдение требований к основным компонентам учебного задания:
    • Подведение итогов каждого этапа урока самими обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
    • Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися
    • Организация парной, групповой работы, развивающей коммуникативную компетенцию
    • Использование системы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
    • Рефлексия как осознание самого себя в деятельности и качественная положительная оценка результатов этой деятельности
    • Минимизация и вариативность домашнего задания
    • Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

    1.2.Современные педагогические технологии.
    Метапредметные технологии.

    Проблема:

    • Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников , включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные  информацию и умения на практике.

    Метапредметные технологии:

    • Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
    • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
    • Технология проектного обучения (метод проектов)
    • Технология исследовательской деятельности
    • Кейс-технология
    • Технология конструирования тестов
    • Интерактивные технологии
    • Технология французской мастерской

    Самое лавное во всех метапредметных технологиях – деятельность.

    Деятельность – общее понятие теорий развивающего обучения

    • «Научиться играть на флейте можно только играя самому»

                       Сократ

    • « Именно понятие деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер»

                    В.В. Давыдов

    Основные ключевые компетентности учащихся, которые должны формироваться при освоении метапредметных технологий на деятельностном уроке:

    1. Информационная компетентность
    2. Учебно-познавательная компетентность
    3.  Личностная компетентность
    4.  Самообразовательная компетентность
    5.  Социальная и коммуникативная компетентности
    6.  Компетентное отношение к собственному здоровью.
    • Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором( французский и европейский политический деятель): 
    • уметь жить;
    • уметь работать;
    • уметь жить вместе;
    • уметь учиться.
    • Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
    • технологий обучения;
    • содержания образования;
    • стиля жизни образовательного учреждения;
    • типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

    Грамотный человек в “знаниевой” логике

    Грамотный человек в логике компетентностного деятельностного подхода

    Знает о видах речевой деятельности

    Применяет  их на практике

    Понимает, когда и как надо применить метод

    Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата

    Знает и понимает стандарт  образования

    Вписывается в стандарт  образования

    Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков

    Работает над совершенствованием профессиональных навыков

    ЗУН: знания, умения, навыки

    ЗУВ: знания, умения, владение

    Современный урок- Нестандартный урок- импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию

    Интерактивные методы обучения

    1)Работа в парах.

    2)Ротационные (сменные) тройки.

    3)Карусель.

    4)Работа в малых группах.

    5)Аквариум.

    6)Незаконченное предложение.

    7)Мозговой штурм.

    8)Броуновское движение.

    9)Дерево решений.

    10)Суд от своего имени.

    11)Гражданские слушания.

    12)Ролевая (деловая) игра.

    13)Метод пресс.

    14)Займи позицию.

    15)Дискуссия.

    16)Дебаты.

    17) Блиц-опрос;

    18) Анкетирование;

    19) Мозговой штурм;

    20) Мини-исследования;

    21) Учебные проекты

    22) Решение ситуационных задач  

    23) Интервью

    24) Инсценировка

    25) Мини-лекция

    26) Обсуждение сюжетных рисунков

     и др.

    Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

    2.Диагностические задания отслеживания УУД

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    • «преднамеренные ошибки»;
    • поиск информации в предложенных источниках;
    • взаимоконтроль;
    • диспут;
    •  заучивание материала наизусть в классе;
    • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

    Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

    • Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
    • «найди отличия» (можно задать их количество);
    • «на что похоже?»;
    • поиск лишнего;
    • «лабиринты»;
    • упорядочивание;
    • «цепочки»;
    • хитроумные решения;
    • составление схем-опор;
    • работа с разного вида таблицами;
    • работа со словарями;

    Коммуникативные действия

    Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    • составь задание партнеру;
    • отзыв на работу товарища;
    • групповая работа по составлению проекта, ОК;
    • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
    • «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

    3.Признаки метапредметного урока

    Метапредметный урок-это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося.

    Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика»

    • Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.)

    учебная деятельность учащихся

    • Рефлексия, перевод теоретических представлений в

    плоскость личностных рассуждений и выводов.

    • Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём

    привлечения к предмету урока других областей знаний и

    опоры на личный практический опыт каждого ученика

    • Использование образовательных технологий:

    -технология совместного обучения;

    -технология исследовательской деятельности

    проектная деятельность;

    -проблемно-диалогическая технология;

    -игровая технология

    • Организация внеурочной деятельности школьников:

    -разработка и реализация надпредметных проектов

    -участие в исследовательской работе.

    • Ключевые понятия, проблемы, задачи урока

    рассматриваются в качестве деятельностных  единиц

    содержания и концентрируют в себе достаточно широкую

    область познаваемого бытия.

    Способы деятельности на уроке являются универсальными,

    то есть, применимыми к различным предметным областям.

    • Целеполагание как обязательный элемент урока.
    • Исследовательская, эвристическая, проектная,

    коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая

    деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение

    любого материала происходит в процессе решения

    практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

    Я надеюсь, что вам удалось сегодня увидеть на уроках названные признаки, т.к. на уроках были представлены элементы метапредметных технологий: проблемного обучения, критического мышления, исследовательской деятельности, проектной деятельности, деятельностного подхода.

    На метапредметном уроке присутствует:

    - формирование целостности картины мира;

    -проблемный и исследовательский подход;

    -познание в сравнении;

    - развитие монологической речи,

    коммуникативных навыков;

    - "научение" на примере, работа по алгоритму,

    но с выходом на метапредметность;

    - моделирование;

    - умение черпать информацию из всего.

    Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения

    Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...

    «Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

    Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....

    Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

    В условиях внедрения ФГОС второго поколения в школы на первый план выходит системно-деятельностный подход обучения....

    Критерии современного урока в условиях внедрения ФГОС.

    В работе затрагиваются вопросы волнующие всех педагогов. работающих по ФГОС:- Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника н...

    Требования к современному уроку в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

    Данная презентация содержит основные принципы построения урока в современных условиях.Характеристику изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.  Образовательная задача состоит в...

    "Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

    Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

    Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

    Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...